Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №17/2007

УЧИСЬ ИГРАЯ

Александра САПОЖНИКОВА

Десять игр — в одной

Математическое лото для детей старшего дошкольного возраста

Лото позволяет отработать навыки быстрого счета в пределах 10.

Формирует и закрепляет знание состава чисел от 1 до 10.

Развивает внимание, память, мышление.

Дает возможность играть игрокам с разными уровнями подготовленности.

В набор лото входят 33 картонные карточки, на которых с одной стороны написаны числовые выражения, а с другой — их результат.

Правила и варианты игры

Основной вариант

Игроки садятся в круг. Все карточки выкладываются в общий «базар» в середине круга числовым выражением вверх.

Первый игрок берет любую карточку, читает запись и говорит, какой должен быть результат. Он переворачивает карточку другой стороной наверх и проверяет, правильно ли посчитал. Если игрок прав, то он забирает карточку себе, если ошибся — возвращает карточку в «базар».

После этого вступает в игру следующий игрок.

Игра продолжается до тех пор, пока карточки не закончатся.

Побеждает тот, у кого больше карточек.

Можно считать победителем того, кто первым соберет и выложит перед собой карточки с числами от 1 до 10.

Этот вариант игры поможет детям отработать и закрепить навыки счета. Для тех, кто только начинает считать, мы предлагаем упрощенные варианты игры.

Упрощенные варианты игры

1. Перед детьми выкладываются не все карточки, а половина или даже меньше половины карточек (их количество зависит от того, как давно и как быстро дети считают).

2. Дети берут карточки не по очереди, а все одновременно. Результаты они называют в произвольном порядке, как только вспомнят их или произведут необходимые вычисления. Победителем считается тот, кто ни разу не ошибся или ошибся меньше других.

Можно считать победителем того, кто взял последнюю карточку.

3. Условия игры могут быть любыми. Самое же главное условие — МОЖНО ПОДСКАЗЫВАТЬ тому, кто испытывает трудности или ошибся, но не громко, а тихо — на ушко. Такая помощь всячески поддерживается и поощряется.

Внимание, взрослые!

Ни в коем случае не запрещайте детям считать на пальцах!

Пусть они считают пальцы на руках и ногах, если нужно — пользуются пальцами сидящих рядом игроков и вашими пальцами, а если и их не хватает, то пусть используют предметы вокруг себя (карандаши, конфеты, ложки, пуговицы и т.п.).

Следите за состоянием детей, старайтесь закончить игру до того, как они устанут.

Постарайтесь создать во время игры радостную и легкую атмосферу, не наполняйте ее излишним дидактизмом.

Играйте весело!

Веселые варианты игры

1. Тот, кто ошибся, может взять карточку себе, если проскачет на одной ножке, перекувыркнется или выполнит любое другое задание:

  • назовет правильный ответ страшным голосом или голосом маленькой-маленькой мышки;

  • скажет, на что похожа цифра, при помощи которой записывают это число;

  • вспомнит, где он встречал это число или соответствующую цифру и т.п.

2. Карточки с заданиями можно разложить по комнате, в которой проходит игра, или спрятать их. Игроку, чтобы получить карточку, придется не только посчитать, но и найти ее, обследовав пространство вокруг.

3. Игроки ищут спрятанные карточки в течение какого-то ограниченного времени.

Можно разделить их на команды и устроить соревнование — кто больше карточек найдет.

Если игроки играют командами, то результаты игроки команд могут называть вместе, после того, как посовещаются.

Варианты игры повышенной сложности

1. Все карточки у водящего в колоде. Они лежат числовым выражением вниз и результатом вверх.
Водящий берет верхнюю карточку из колоды, поворачивает ее числом к игрокам и числовым выражением к себе и говорит, читая начало числового выражения, например, так: «8 — это 3 и ...». Тот, кто правильно закончит фразу, получает карточку.

2. Все карточки лежат в общем «базаре».
Часть карточек лежит числовым выражением наверх, а часть — вниз. Игроки по очереди или кто быстрее находят подходящие друг другу пары (или группы) карточек и забирают их себе.
Пары могут быть разными:

2 и 1 + 1,
3 + 2 и 5,
5 + 1 и 3 + 3.

Когда карточек в «базаре» станет мало, могут возникнуть и такие варианты:

9, а к ней 3 + 4 и 0 + 2,
8, а к ней 2 и 6.

Побеждает тот, у кого оказывается больше карточек или пар (групп) — по договоренности.

3. Все карточки перемешаны и лежат в одной колоде.
Одни лежат к игрокам стороной с числовым выражением, другие — стороной с числом.
Игрок берет карточку. Если это числовое выражение, то он должен назвать результат.
Если это число, то нужно сказать, как его можно получить:

  • при помощи сложения двух чисел,

  • при помощи вычитания,

  • при помощи деления или умножения.

Выбор этих заданий зависит от уровня подготовленности игроков и обговаривается до начала игры.

4. Каждый игрок выбирает себе одну карточку с числом (от 5 до 10).
Остальные карточки лежат числовыми выражениями наверх.
Игроки по очереди подбирают к своим числам подходящие числовые выражения, записанные на одной или на нескольких карточках.
Например, к 7 можно подобрать:

  • одну карточку 2 + 5,

  • две карточки 3 + 2 и 1 + 1,

  • три карточки 1 + 0, 3 + 1 и 2 + 0.

5. На столе перед игроками числовым выражением вверх лежат карточки из разных наборов (в случае, если эти наборы будут созданы).
Например: объединены карточки с действиями сложения и вычитания, сложения и умножения, умножения и деления и т.д.
К карточке с конкретным числом подбираются все возможные варианты.

Примерные варианты карточек

 

Рейтинг@Mail.ru