Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №19/2007

ШКОЛА ПРИРОДЫ

Как муравьишка домой спешил

Занятие на экологической площадке для детей старшего дошкольного возраста

(по программе «Из детства в отрочество», разработанной под руководством Т. Дороновой)

Задачи:

  • обобщить и систематизировать знания детей о погоде, погодных явлениях, взаимосвязи погоды с состоянием растений и животных;

  • закрепить умения и навыки пользования простейшими метеорологическими приборами (термометр, барометр, флюгер);

  • обобщить знания детей о народных приметах, предсказывающих погоду;

  • закрепить умение анализировать, сравнивать, систематизировать, делать элементарное прогнозирование.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Погружение в краски и запахи природы

Педагог предлагает детям закрыть глаза и прислушаться: сколько разных звуков они слышат? Откуда эти звуки доносятся? Кому принадлежат? Какие запахи различают дети?

Происшествие на поляне

Гуляя по полянке, дети встречают муравья Гошу (кукольный или рисованный персонаж). Муравей жалуется, что убежал слишком далеко от своего домика и не может найти дорогу домой. Он знает только, что его дом — муравейник находится на юге.

Педагог предлагает детям определить южную сторону света по солнцу, по мху на стволах деревьев. Предварительные выводы проверяются с помощью компаса.

Гоша просит детей определить, какая погода будет в ближайшие часы. В плохую погоду его братья закрывают все входы, и он не попадет домой.

Дети с помощью примет пробуют определить, какая погода будет в ближайшие часы. Данные фиксируются в метеожурнал.

Для этого используются растения-барометры, растущие на площадке и «предсказывающие» погоду. Делается вывод: если муравьишка поторопится, он успеет попасть домой. Погода ему не помешает.

Однако Гоша беспокоится, что даже при хорошей погоде, как только садится солнышко, муравейник закрывается. А он не знает, сколько сейчас времени.

Детям дается поисковое задание — «Как узнать время без часов?». Они пробуют определить время по солнечным и цветочным часам. Затем их предположения уточняются с помощью электронных часов.

Дети успокаивают муравья Гошу: времени достаточно, чтобы попасть домой.

Они собираются на прогулку к муравейнику и проводят его домой.

Прогулка к муравейнику

Эта часть занятия проводится при возможности понаблюдать за настоящим муравейником. Ее можно заменить демонстрацией видеофильма или рассказом педагога, который сопровождается показом иллюстраций.

Дети говорят Гоше, что собираются на экскурсию к муравейнику и могут проводить его домой.

У муравейника они наблюдают за муравьями, отмечают особенности их поведения, связанные с погодой, и заносят наблюдения в метеожурнал.

Т.ВАРЕНИЧЕВА,
старший воспитатель детского сада № 137 «Чижик», г. Тольятти

Прочитайте сами! Прочитайте детям!

  • Виталий Бианки «Как муравьишка домой спешил»

  • Владимир Брагин «В стране Дремучих трав»

  • Ян Ларри «Необыкновенные путешествия Карика и Вали»

Рейтинг@Mail.ru