Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №19/2007

ЗАНАВЕС ОТКРЫВАЕТСЯ

Продолжение. Начало в № 11, 12, 16/2007

Секреты кукловода

Цикл занятий с перчаточной куклой для дошкольников от пяти лет

Для тех, кто по разным причинам лишен возможности посещать очные занятия Инны Ярославцевой в Педагогическом университете «Первое сентября», мы публикуем на страницах газеты серию материалов «Секреты кукловода», в которых знакомим читателей с некоторыми методами и приемами работы с перчаточной куклой.
Многие из описываемых упражнений можно использовать не только для обучения детей кукловождению, но и на занятиях по изобразительному искусству, по музыке и развитию речи, а также во время индивидуальных занятий и прогулок. Они способствуют совершенствованию мелкой моторики, развитию внимания и воображения, так как в основе данных упражнений лежат универсальные для дошкольного возраста приемы — образ и движение.
Советуем вам начинать занятия по кукловождению со стихотворения В.Берестова:

Превращается рука
И в котенка, и в щенка.
Чтоб рука артисткой стала,
Нужно очень-очень мало:
Специальные перчатки
И талант — и все в порядке!

Упражнения и игровые приемы для развития у детей эмоционального интереса к театральной кукле

Игровые упражнения «Узнай куклу!»

В основе цикла лежат упражнения, которые можно проводить с любым другим предметом или игрушкой. Они направлены на сенсорное освоение куклы как предмета (тактильное, зрительное, моторное).

Узнай куклу по описанию

Педагог выставляет перед детьми кукол и описывает внешний вид какой-нибудь из них. Дети угадывают, что это за кукла.
Возможен усложненный вариант этой игры.
Выбирается водящий. Ему предлагают выйти на несколько минут за дверь. Остальные играющие выбирают куклу. Водящий возвращается.
Какой-нибудь ребенок описывает куклу. Можно использовать вариант коллективного описания, когда каждый из участвующих в игре детей называет один из признаков куклы: «У нее маленькие круглые глазки», «У нее густая серая шерсть», «У нее открывается рот» и т.п. Водящий должен угадать, какая кукла задумана.

Узнай куклу на ощупь

Педагог раздает детям кукол или дети с закрытыми глазами сами достают куклу из корзинки или берут со стола. Нужно, не открывая глаз, на ощупь угадать, какая кукла тебе досталась.

Выбери куклу на ощупь

Педагог раскладывает или расставляет на столике или на ковре нескольких кукол. Выбирается какой-нибудь ребенок, который подходит к столику и закрывает глаза. Педагог называет куклу, которую он должен отыскать с закрытыми глазами среди других кукол.
Если ребенок успешно выполнил задание, к столу приглашается следующий.
Более сложным вариантом является вариант, когда педагог не прямо называет куклу, а перечисляет ее признаки, описывает ее. Эти функции могут быть переданы детям, если они уже освоили игру и владеют описательной речью.

Найди куклу

Педагог прячет кукол в разных местах комнаты. Дети должны отыскать спрятанную куклу с помощью подсказок педагога, направляющих их движение словами «тепло», «холодно», «жарко».

Речевые упражнения  «Жила-была кукла»

Использование этих упражнений возможно при достаточно развитой речи детей. Но они, в свою очередь, также стимулируют развитие монологической, сюжетно-структурированной речи. Возможны варианты домашних заданий, когда дети вместе с родителями придумывают истории, а потом рассказывают их на занятиях. Возможен также вариант, когда педагог «ведет» придумывание. Детям предлагается произнести какое-нибудь предложение или несколько фраз, которые бы начинали историю о кукле. Педагог должен подхватить фразу и развить сюжет. Затем можно снова передать слово какому-нибудь ребенку.

Расскажи о кукле

Ребенку предлагается рассказать о своей кукле — о ее характере, привычках, предпочтениях, о ее друзьях и обидчиках, что она любит делать, что предпочитает есть, куда ходит гулять и т.п.
Придумай историю куклы — сломанной, потерянной, старой и т.п.
Ребенок придумывает историю жизни куклы, рассказывает о ее переживаниях, о прежних и новых хозяевах.

Упражнения на предметные игры с куклой

Эти упражнения способствуют удовлетворению игровых потребностей детей, в частности, потребности в предметных играх.

Дети играют с театральными куклами, как с игрушками: переодевают кукол, наряжают, используя элементы кукольной одежды: бантики, шарфики, платочки, ленточки и т.д.; придумывают для них новые аксессуары.

 Упражнения на способность отождествляться с куклой

Эти упражнения направлены на развитие актерских способностей детей, образной выразительности их движений, а также — на лучшее «понимание» своей куклы.
Дети «превращаются» в своих кукол и изображают их.
У этой игры может быть несколько вариантов. Дети сами выбирают кукол, а потом изображают их.
Педагог предлагает ребенку какую-нибудь куклу, в которую нужно превратиться.
Куклы выставляются на столике. Ребенок самостоятельно выбирает какую-нибудь куклу и изображает ее, а другие дети должны догадаться, какую куклу он имеет в виду.

Игры на «оживление» кукол

Упражнения способствуют развитию понимания особенностей театральной куклы, ее образного восприятия, помогают совершенствовать навыки управления куклами.

Кукла, оживи!

Педагог раздает детям кукол. Куклы на руках детей безжизненно висят, не шевелятся.
Дети придумывают и произносят волшебные слова для оживления кукол:

Раз, два, три —
Кукла, о-жи-ви!
Раз-два-три-четыре-пять —
Кукла, оживай опять!
Кукла, оживай скорей
И повесели детей!
Если любишь ты детей,
Оживай скорей!

Дети прижимают кукол к груди и слушают, как они дышат, как стучат их сердца.

Похвали куклу

Дети выбирают кукол, которым можно присвоить титул «самой-самой»: «самая смешная», «самая красивая», «самая нежная», «самая добрая», «самая изящная» и т.д.
Дети придумывают для кукол поощрительные слова: ласковые — миленькая, хорошенькая, прекрасная, добрая, нежная; «сладкие» — мармеладная, шоколадная, карамельная, вкусненькая, сладенькая; сказочные — волшебная, чудесная, всесильная.
Придумывают, как можно похвалить куклу за удачное выступление перед зрителями: великолепно, превосходно, замечательно, неподражаемо, прекрасно, восхитительно, прелестно, волшебно, чудесно, сказочно, необыкновенно, бесподобно.
Хвалят кукол, обращаясь к ним, как к живым существам, награждают их призами за хорошие поступки и удачные выступления, дарят разноцветные жетончики, флажки, медальки на ленточках, цветы и т.п.
Вариант игры предполагает, что дети надевают кукол на руки и произносят от их имени комплименты в адрес другой куклы; куклы награждают друг друга аплодисментами за хорошую игру и дарят друг другу подарки.

Как сделать жизнь куклы интересней?

Этот цикл игровых занятий построен на различных сюрпризных ситуациях.
Педагог «заставляет» кукол появляться в самых неожиданных местах — из сундука, сумки, чемодана, шляпы, кучи листьев, сугроба, клетки, рукава и кармана одежды; из-под куста, стола, стула и т.д.
Затем можно придумать место для неожиданного появления куклы и предложить изобразить это появление детям. Все остальные должны изобразить удивление, выразить его жестами, междометиями, вопросами: «Ну и ну!», «Откуда ты взялся?», «Как ты сюда попал?».
Кроме неожиданных мест для появления, педагог может предлагать куклам, которыми управляют дети, неожиданные занятия — покататься на каруселях (зонтик с разноцветными ленточками), на лошадке (куклы держатся за поводья лошадки на палке), походить по канату (по веревочке), принять участие в перетягивании каната, поиграть в мячик и т.п.
Упражнения нужно сочетать с беседами и рассказами о кукольном театре, о его главном чуде — «оживлении куклы». Необходимо акцентировать внимание детей на бережном отношении актеров к своим «оживающим куклам». Также развитию интереса к театральной кукле и кукловождению способствует посещение спектаклей профессионального кукольного театра и просмотр спектаклей, подготовленных взрослыми — педагогами и родителями.

Примечание: материалы для проведения бесед об истории кукольного театра, о театральных куклах и их особенностях вы найдете в № 21/2003 «Дошкольного образования».

Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru