Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №21/2007

УГОЛОК ЛОГОПЕДА

Что можно делать с кашей?

Ступеньки сложности в словарной работе с детьми

Этот планшет Татьяны Дунаевой тоже используется для групповой работы. Он адресован детям, осваивающим начала чтения. Нужно прочитать написанные слова, а потом придумать слово­действие (глагол), чтобы получилось предложение. Казалось бы, давно знакомый прием. Что можно к нему добавить?

Но давайте подойдем к придумыванию слов поновому. Представим, что у этого словесного упражнения есть несколько уровней сложности.

Обычно мы ограничиваемся самым простым вариантом.

Какое слово, к примеру, можно поставить между словами «Маша» и «каша», чтобы высказывание приобрело смысл? Слово «ела» просится само собой: «Маша ела кашу».

На этом можно и успокоиться. Тогда слова на планшете, предъявленные на следующем занятии, будут требовать от ребенка всего лишь напрячь память: что мы там в прошлый раз придумали?

Подобные тренировки хороши для попугаев, но вряд ли способствуют действительному развитию словаря. Значит, нужно сформулировать задачу подругому. Слово «ела» заранее исключается из игры.

Ребенку предлагается подумать, какие чувства могла испытывать Маша по отношению к каше. Оказывается, самые разнообразные: любить, ненавидеть, обожать. Это более сложный уровень в подборе слов. И предложения получаются более интересные: «Маша любила кашу», «Маша ненавидела кашу», «Маша обожала кашу».

Еще более высокая ступенька в словарной работе достигается, когда мы придумываем слова­действия, характеризующие особенности обращения Маши с кашей: «Маша скребла кашу», «Маша размазывала кашу», «Маша лизала кашу», «Маша нюхала кашу», «Маша пробовала кашу».

Использование таких глаголов требует развернуть предложение, дополнить новыми словами. И это может быть еще одним заданием для детей: «Маша скребла кашу ложкой», «Маша осторожно пробовала кашу», «Маша размазывала кашу по тарелке».

Чтобы помочь детям справиться с задачей, можно предлагать вопрос, на который должно отвечать слово, дополняющее предложение:

«Маша размазывала кашу». — «Чем Маша размазывала кашу?»

Или: «Маша пробовала кашу». — «Как Маша пробовала кашу?»

Наконец — это еще одно упражнение — можно просить детей употребить все придуманные ими слова­действия с частицей «не», чтобы предложение получило обратный смысл: «Маша ела кашу» — «Маша не ела кашу», «Маша любила кашу» — «Маша не любила кашу». (Слово «ненавидеть» из этого ряда придется исключить, так как оно уже содержит в своем составе отрицательное «не».)

При таком подходе планшет с написанными на нем словами можно будет достать не на одном занятии, и его использование будет каждый раз продвигать ребенка на пути освоения богатства русского языка.

Марина АЛЕКСАНДРОВСКАЯ

 

Рейтинг@Mail.ru