Два в одном, или
Сколько воспитателей нужно ребенку?
Каждый день детей в группе встречает
воспитательница. После обеда ее сменяет другая. И
каждое утро по дороге в детский сад малыш
спрашивает: «Мама, а кто у нас сегодня будет?»
Нередко одно имя вызывает радость, другое —
разочарование и уныние. А случается — и бурный
протест: «Сегодня — не пойду!»
Дети разборчивы в своих пристрастиях. Но
детский сад еще оставляет им выбор, пусть —
весьма условный. Начальная школа — нет. В
начальной школе ребенок будет иметь дело с одним
педагогом, будет любить его «на новых
основаниях» — как свою первую учительницу — и
принимать его мнение и оценки как истину в
последней инстанции.
Психологи скажут, что такое положение вещей
имеет серьезные основания.
Дети консервативны в своих привычках. Это не
хорошо и не плохо. Это обеспечивает им
представление об устойчивости мира и задает
параметры отношений с окружающими. Малыш не
может учиться ходить в центрифуге. Для этого ему
нужно ощущение твердой поверхности под ногами и
опора для рук. При освоении новых социальных
шагов требуется нечто подобное. Количество
взрослых вокруг ребенка постепенно расширяется.
Кто-то из них исчезает из его жизни, кто-то,
наоборот, добавляется. Но главный человек для
ребенка — мама. Этот человек был, есть и будет.
Мама — залог надежности мира и благосклонности
мира к нему.
Попытка присвоить первому учителю титул
«вторая мама» кажется опасным. Но он
эксплуатируется. В силу того, что учитель
начальной школы — некий залог благосклонности
школьного мира по отношению к первокласснику или
второкласснику. И у него, по мнению создателей
концепции «первого учителя», должно хватать сил
любить своих учеников, задумываться над ними,
понимать их, вдаваться в подробности их жизни и
принимать во внимание их настроение.
Вальдорфская педагогика идет еще дальше. Она
оставляет детям «главного» учителя до
наступления подросткового возраста — до начала
кризиса в отношениях с родителями. Только тогда,
считают вальдорфцы, дети готовы к переходу на
предметную систему. Только тогда они будут
психологически готовы выбирать себе взрослого
лидера из предметников.
Но есть и альтернативная точка зрения.
Маленькие дети слишком склонны привязываться ко
взрослым, слишком легко попадают под чужое
влияние и принимают чужую точку зрения. А они
должны знать, что на один и тот же предмет можно
взглянуть по-разному, с разных сторон. Поэтому
слишком долгое присутствие одного учителя в
жизни ребенка опасно. Оно жестко программирует
восприятие окружающего. К тому же такое
присутствие создает сильную эмоциональную
зависимость. Хорошо, если в ее основе — приятие и
понимание.
А если взрослый недолюбливает ребенка? Не
чувствует его достаточно тонко? Он ведь живой
человек. Значит, эти взаимоотношения и лягут в
основу опыта человеческого общения малыша? Это
наверняка повредит его самооценке, чувству
собственного достоинства, ощущению
полноценности. Поэтому, рассуждают американские
психологи, нужно создавать как можно более
гибкую систему взаимодействия между детьми и
педагогами. От класса к классу дети должны
переходить к новому учителю. А иногда — и в новый
классный коллектив, чтобы не тащить за собой
хвост устойчивых оценок и стереотипов
восприятия себя другими.
К тому же учитель, много лет работающий в первом
классе или в третьем, гораздо лучше знает
тонкости программы, ее подводные камни, типичные
сложности, возникающие у детей, чем тот, что
сегодня работает с малышами, а завтра — с
четвероклассниками.
К чему весь этот разговор?
А вот к чему.
Мы привыкли: в группе детского сада два сменных
воспитателя, «равные в правах и обязанностях».
Иногда в работу включены еще и специалисты —
один, два, максимум — три. Не мы придумали эту
систему. Она задана — как аксиома. С ней связано
штатное расписание и зарплаты. Поэтому нам не
приходит в голову ее обсуждать. Не приходит в
голову искать для нее психологические
обоснования или психологические опровержения.
Почему все-таки в начальной школе ребенка учит
один учитель, а в детском саду похожим статусом
обладают два педагога? Хорошо это или плохо?
Действительно ли два педагога в группе «равны»?
Нужно ли сохранять такой порядок вещей? А если
забыть на минутку о штатном расписании и
представить, что мы создаем идеальную модель?
Модель, в основе которой — интересы ребенка?
Захотим ли мы изменить расстановку сил?
Это вопросы, которые требуют ответа. И эти
ответы нужно начать искать уже сегодня.
А то, как обычно бывает, грянет какая-нибудь
реформа, а мы — не готовы.
Марина АРОМШТАМ
|