«Один — за всех»
или «все — для одного»?
Что должен делать
воспитатель в течение рабочего дня?
Проводить занятия; организовывать игры; учить
мыть руки и пользоваться туалетной бумагой;
собирать детей на прогулку, причесывать и
умывать, следить, чтобы они чтонибудь не то не
схватили, не проглотили, куданибудь не
провалились; гасить возникающие в группе
конфликты; общаться с родителями (что не всегда
приятно); готовить праздники. А еще — заботиться
о собственном профессиональном развитии,
посещать собрания и планерки, писать планы и
отчеты, заполнять многочисленные табели и
готовиться к аттестации.
Как в анекдоте, где француз, познакомившись со
списком многочисленных занятий жены русского
друга, в сердцах восклицает: «И с такой лошадью ты
спишь?».
Но мы ведем разговор о высоком — о качестве
образования. Эти волшебные слова все чаще и чаще
звучат сегодня с трибуны представителей
Министерства образования. А значит — требуется
задуматься: что это такое и как его достигают?
«Мы задумались об
этом давно, еще в начале 90х, — рассказывает Ольга
Карева, заведующая детским садом № 377 г. Самары.
— И поняли: как бы хороши не были наши
воспитатели, объять необъятное невозможно. Не
может тот же самый человек решать одинаково
качественно и воспитательные вопросы, и
проводить занятия. Ведь к занятиям надо
готовиться. И серьезно готовиться.
А обеспечение траектории индивидуального
развития ребенка — это совсем другая работа. Она
тоже требует от педагога огромных вложений души
и времени, размышлений и придумывания. Так что мы
в своем детском саду развели функции
преподавания и собственно педагогической
деятельности».
Детский сад Ольги Каревой очень большой,
включает два здания, двадцать групп. Поэтому и
штатное расписание внушительное. А значит — есть
возможности для модификаций. Этим
административная команда сада и занялась в
первую очередь: проанализировали список
наличествующих должностей и «перетряхнули».
Убрали «лишних» прачек и поваров, совместили
функции дворников и сторожей и сумели выделить
лишние ставки на специалистов.
В результате педагоги в детском саду делятся на
две группы — специалисты, работающие со всеми
детьми сада по принципу кабинетной системы, и
собственно воспитатели, которые фронтальных
занятий не ведут, а занимаются с детьми другими
видами деятельности — играют с ними, выполняют
индивидуальные задания, обучают навыкам
самообслуживания. То есть являются
своеобразными тьюторами, такими «освобожденными
классными руководителями», только в дошкольном
варианте. Их функции на занятиях —
ассистентские. Но не в смысле «подай — принеси»,
а в смысле оказания направленной помощи
некоторым детям, у которых возникают сложности в
решении поставленных задач.
«Освобожденные
воспитатели работают в тесном контакте со мной,
— объясняет психолог детского сада Елена
Александрова. — Мы очень серьезно относимся
к диагностике и очень основательно ее проводим.
На основе диагностических данных разрабатываем
траекторию развития каждого ребенка, вычленяем
основные его проблемы, которые без
педагогической помощи ему трудно будет решить,
намечаем необходимые пути сотрудничества с
родителями. В результате воспитатели получают
своеобразный психологический путеводитель,
помогающий им планировать индивидуальную и
групповую работу, содержание общения с
родителями. Мы считаем, что у нас в детском саду
понятия «индивидуальный подход» и
«индивидуальная работа» — не просто слова. Это
основополагающий принцип, которому подчинена
вся жизнь педагогического коллектива».
Родители, судя по рейтингу учреждения, тоже не
считают установки команды О.Каревой и
Е.Александровой пустыми словами. И большинство
из них одобряет «кабинетную систему» обучения.
Дети в течение дня видят не только стены своей
группы. Как бы уютно там не было, но однообразие
утомляет. А переходы из одной комнаты в другую
создают необходимую для внимания встряску,
рождают эффект новизны. К тому же дети в
результате такой «подвижности» научились хорошо
ориентироваться в сложно устроенном здании. Да и
сам переход — некоторое нелишнее добавление в
двигательный режим ребенка.
Сложившаяся в детском саду система работы
сегодня устраивает практически всех, кто в нем
работает, — и с точки зрения самореализации
творческого потенциала, и с точки зрения
результативности.
Это не значит, что детский сад обходят стороной
общие проблемы дошкольного образования. Но здесь
накоплен серьезный потенциал, чтобы во всеоружии
встретить любые перемены.
|