Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №22/2007

ЛАБОРАТОРИЯ

Зачем математику бабочка?

По мотивам впечатлений от математической комнаты детского сада № 377 г. Самары

Вот два осенних букета. Над ними — бабочки. Что они делают здесь, в кабинете математики? Ну, украшают, понятно.

Оказывается — не только. Малыши ответят на вопрос, какая бабочка больше, какая меньше, какая порхает выше, какая ниже. А если дать палочки с прикрепленными к ним бабочками в руки двум детям и попросить пробежать по комнате, можно расширить диапазон математических представлений понятием «скорость»: одна бабочка порхает медленнее, другая — быстрее.

К тому же у бабочек можно пересчитать крылья — по отдельности и вместе, да еще парами. И лапки. А лапки — это не просто счет. Это внедрение в энтомологию, на уровне серьезного обобщения: все, кто имеет шесть ног, называются насекомыми. И тут встает проблемный вопрос: насекомое ли паук? Не подсказывать! Пусть малыши подумают. Пусть предложат экспериментальное решение — сосчитать лапки. Сколько у паука лап? Восемь. Восемь, а не шесть. Значит… Сделайте вывод.

Хорошо, что мы с вами лапки сосчитали. Страшно даже подумать, что бы могло быть, если бы мы этого не сделали. И ведь было однажды. Один мальчик попал в Страну невыученных уроков и сказал, что паук — это насекомое. Поэтому паука выпустили к бабочкам. И он всех бабочек съел. (Это педагогическая фантазия на тему любимой книжки, но цель в данном случае оправдывает средства.) Вот, оказывается, как важно уметь считать.

Поэтому — будем учиться.

Сегодня мы с вами считали бабочек и ножки пауков. А наступит зима, будем считать снежинки. И пингвинов с белыми медведями. Пингвины с белыми медведями живут в снегах и во льдах, но никогда друг друга не видели: их снега и льды расположены в разных концах света. Одни — на Севере, другие — на Юге. Чтобы попасть с Юга на Север, нужно лететь двенадцать часов на самолете. Это очень долго. Это знаете, сколько? Целый день в детском саду, даже больше. Или столько, сколько ползет маленькая стрелка с числа один до числа двенадцать на циферблате. Целый большой медленный круг. Мы с вами знаем все эти числа. Потому что мы умеем считать. И поэтому, если мы когда­нибудь полетим на самолете, мы сможем смотреть на часы и определять, сколько еще нам осталось лететь.

Рядом с Северным полюсом живет СантаКлаус, Дед Мороз — в Великом Устюге. Там тоже зимой холодно. А кто же живет на Южном полюсе? Вместе с пингвинами? Там обязательно должен кто­то жить, раз там есть снега и льды. Надо только придумать, кто. Для этого не обязательно уметь считать — чтобы придумать. Но лучше все­таки уметь. Потому что вдруг ему придется пересчитать лапы, прежде чем поселить к пингвинам? Чтобы не получилось, как с пауком и бабочками.

Марина АЛЕКСАНДРОВСКАЯ

 

Рейтинг@Mail.ru