Зачем математику
бабочка?
По мотивам впечатлений от
математической комнаты детского сада № 377 г.
Самары
Вот два осенних букета. Над
ними — бабочки. Что они делают здесь, в кабинете
математики? Ну, украшают, понятно.
Оказывается — не только. Малыши ответят на
вопрос, какая бабочка больше, какая меньше, какая
порхает выше, какая ниже. А если дать палочки с
прикрепленными к ним бабочками в руки двум детям
и попросить пробежать по комнате, можно
расширить диапазон математических
представлений понятием «скорость»: одна бабочка
порхает медленнее, другая — быстрее.
К тому же у бабочек можно пересчитать крылья —
по отдельности и вместе, да еще парами. И лапки. А
лапки — это не просто счет. Это внедрение в
энтомологию, на уровне серьезного обобщения: все,
кто имеет шесть ног, называются насекомыми. И тут
встает проблемный вопрос: насекомое ли паук? Не
подсказывать! Пусть малыши подумают. Пусть
предложат экспериментальное решение —
сосчитать лапки. Сколько у паука лап? Восемь.
Восемь, а не шесть. Значит… Сделайте вывод.
Хорошо, что мы с вами лапки сосчитали. Страшно
даже подумать, что бы могло быть, если бы мы этого
не сделали. И ведь было однажды. Один мальчик
попал в Страну невыученных уроков и сказал, что
паук — это насекомое. Поэтому паука выпустили к
бабочкам. И он всех бабочек съел. (Это
педагогическая фантазия на тему любимой книжки,
но цель в данном случае оправдывает средства.)
Вот, оказывается, как важно уметь считать.
Поэтому — будем учиться.
Сегодня мы с вами считали бабочек и ножки
пауков. А наступит зима, будем считать снежинки. И
пингвинов с белыми медведями. Пингвины с белыми
медведями живут в снегах и во льдах, но никогда
друг друга не видели: их снега и льды расположены
в разных концах света. Одни — на Севере, другие —
на Юге. Чтобы попасть с Юга на Север, нужно лететь
двенадцать часов на самолете. Это очень долго.
Это знаете, сколько? Целый день в детском саду,
даже больше. Или столько, сколько ползет
маленькая стрелка с числа один до числа
двенадцать на циферблате. Целый большой
медленный круг. Мы с вами знаем все эти числа.
Потому что мы умеем считать. И поэтому, если мы
когданибудь полетим на самолете, мы сможем
смотреть на часы и определять, сколько еще нам
осталось лететь.
Рядом с Северным полюсом живет СантаКлаус, Дед
Мороз — в Великом Устюге. Там тоже зимой холодно.
А кто же живет на Южном полюсе? Вместе с
пингвинами? Там обязательно должен ктото жить,
раз там есть снега и льды. Надо только придумать,
кто. Для этого не обязательно уметь считать —
чтобы придумать. Но лучше всетаки уметь. Потому
что вдруг ему придется пересчитать лапы, прежде
чем поселить к пингвинам? Чтобы не получилось,
как с пауком и бабочками.
Марина АЛЕКСАНДРОВСКАЯ
|