Продолжение. Начало в № 11, 12, 16, 19, 20, 21, 22/2007
Секреты кукловода
Цикл занятий с перчаточной куклой для
дошкольников от пяти лет
«Секреты кукловода»
— серия материалов, в которых читатели
знакомятся с некоторыми методами и приемами
работы с перчаточной куклой.
Многие из описываемых упражнений можно
использовать не только для обучения детей
кукловождению, но и на занятиях по
изобразительному искусству, по музыке и развитию
речи, а также во время индивидуальных занятий и
прогулок. Они способствуют совершенствованию
мелкой моторики, развитию внимания и
воображения, так как в основе данных упражнений
лежат универсальные для дошкольного возраста
приемы — образ и движение.
Автор материалов — педагог дополнительного
образования, лауреат Всероссийского конкурса
детских кукольных театров, проводившегося
Государственным театром кукол им. С.Образцова,
Инна ЯРОСЛАВЦЕВА.
Упражнения для отработки действий
куклы с воображаемыми предметами
Одним из важнейших элементов актерского
мастерства является действие с воображаемыми
предметами.
К примеру, актер вытирает пыль. Он делает
вид, что в руках у него тряпка. На самом деле —
тряпки нет. Но у постороннего наблюдателя должно
сложиться впечатление, что тряпка присутствует.
Или актер разливает чай. Чайник и чашки
отсутствуют. Но зритель этого словно не замечает.
Достигается это, как правило, за счет
точной актерской имитации движений, которыми
обычно сопровождается реальное обращение с
тряпкой или чайником. В системе Станиславского
такая имитация связывается с «памятью
физических действий».
Конечно, дети не могут достигнуть
совершенства в этой области. Не всякий актер
мастерски справляется с поставленной перед ним
подобной задачей.
Но у детей есть преимущество перед
взрослыми — даже перед профессионалами. В игре
они сами, по собственной воле, используют прием
«понарошку». А значит, им можно объяснить, что
перчаточная кукла, надетая на руку, будет
понарошку вытирать пыль или понарошку разливать
чай в чашки.
Упражнения с воображаемыми предметами
можно выполнять с одной или с двумя куклами
одновременно; в паре (в тройке).
Важно, чтобы дети были «захвачены»
воображаемой ситуацией. Действия с предметами
должны сопровождаться импровизационным
озвучиванием. Это помогает маленьким актерам, с
одной стороны, развивать игровую ситуацию, с
другой стороны, контролировать ее.
Ситуации, которые может изображать
кукла без помощи дополнительных предметов
Кукла рисует, пишет, вышивает, лепит
снежный ком, снеговика, скульптуру из глины;
кукла ловит комара, бабочку, жука,
заводную мышку, мячик, воздушный шар; жонглирует
кольцами;
кукла играет: строит из кубиков
башенку, заборчик; катает и кидает мячик; везет
машинку, качает куклу;
кукла играет на музыкальных
инструментах — на барабане, дудке, балалайке или
на пианино, звонит в колокольчик, гремит
погремушкой;
кукла трудится: вытирает пыль,
подметает и моет пол, пылесосит, собирает мусор,
стирает; рубит топором дрова, пилой распиливает
бревно, строгает дерево рубанком, забивает
гвозди, сверлит дырку в стене дрелью, копает яму
лопатой; несет тяжелый мешок (чемодан);
передвигает шкаф, сундук.
Упражнения для отработки умения
передавать взгляд куклы
В отличие от живого актера кукла
ограничена в своих мимических возможностях. Она
способна выполнять только «крупные» движения. Но
актер, который водит куклу, должен чувствовать
пластику движения, которое он стремится
передать. Способность куклы следить «взглядом»
за разными предметами весьма условна и
проявляется в довольно тонких движениях головы.
Чтобы их освоить, ребенок должен сначала сам
потренироваться следить взглядом за предметами
и фиксировать, что происходит при этом с его
лицом, глазами, головой. А потом он должен
«научить» этому куклу.
Во время упражнений кукла поворачивает
голову в разные стороны, наклоняет вниз,
поднимает вверх — следит за наблюдаемым
объектом.
Ситуации для отработки взгляда куклы
Кукла рассматривает картину,
скульптуру, плывущие по небу облака, взлетающий в
небо самолет;
кукла читает книжку, газету, журнал,
афишу, объявление;
кукла следит взглядом за бабочкой,
птичкой, жуком, гусеницей;
кукла наблюдает за каруселями,
качелями, прыгающим мячом, заводной игрушкой;
кукла ищет взглядом потерянные ключи,
кошелек, клад, носовой платок, грибы, ягоды;
кукла смотрит телевизор, спектакль в
театре; наблюдает за футбольным матчем, за
состязанием теннисистов.
Упражнения для передачи
выразительности речи куклы
Речь каждого кукольного персонажа
отличается своими особенностями. Они передаются
с помощью звукоподражания, интонации, тембра
голоса и скорости речи.
Звукоречевые ситуации
кукла озвучивает разных зверей, птиц,
насекомых: собаку («афаф»), кошку («мяу»), змею
(«шшш»), корову («мууу»), тигра («ррр»), волка
(«ууу»), мышку («пипи»), осла («иаиа»); ворону
(«кар»), гуся («гага»), курицу («коко»), петуха
(«кукареку»), воробья («чикчирик»), кукушку
(«куку»); пчелу («жжж»), комара («ззз»);
кукла озвучивает разные предметы
окружающего мира: пилу («жжжшшш»), молоток
(«туктук»), топор («бумбум»), пылесос («ууу»),
часы с кукушкой («тиктак; куку»), утюг с
отпаривателем («пшшш»), чайник с кипящей водой
(«бульбуль»);
кукла смеется, плачет, икает, кашляет,
визжит, чихает, шипит;
кукла проговаривает скороговорку тихо,
громко, медленно, быстро, с разной высотой голоса
(низко, высоко), с разным настроением (весело,
грустно, испуганно, удивленно и т.д.), в разных
образах (зверей, птиц, насекомых, сказочных
героев, людей);
кукла выразительно рассказывает
стихотворение, потешку, поговорку, закличку —
весело, грустно, удивленно, испуганно; голосом
различных персонажей в разных настроениях;
кукла прячется за ширмой и говорит
голосами разных сказочных героев (Курочки Рябы,
Медведя, Волка, Козы и т.п.). Другие куклы
отгадывают, чьим голосом говорит спрятавшаяся
кукла;
куклы изображают оркестр и озвучивают
по сигналу педагогадирижера разные музыкальные
инструменты: балалайки («треньбрень»),
колокольчики («дзиньдзинь»), барабаны
(«бомбом»), ложки («стукстук»), дудки («дуду») —
сначала по очереди, потом все вместе;
куклы изображают хор кашляющих,
чихающих, смеющихся, плачущих кукол. Сначала пары
издают соответствующие звуки друг за другом,
потом, по сигналу «хормейстера», — все вместе.
Продолжение следует |