Дети должны играть!
О «Неделе игры и игрушки»
Назовите
главное занятие в жизни ребенка!
Любой воспитатель, разбуди его посреди ночи, тут
же отчеканит: игра!
Это ведущая деятельность дошкольника.
И что? Да ничего. Странным образом, для ведущей
деятельности в расписании дня детскосадовской
жизни остается все меньше и меньше времени. Хотя,
может быть, это и не странно. Реальные приоритеты,
связанные с подготовкой к школе (как ее сегодня
понимают), выдвигают на первый план вовсе не игру,
а занятия. И эти занятия, как бы тщательно мы к ним
ни готовились, проводить всетаки легче, чем
организовывать детскую игру: ведь занятие
структурировано, предполагает дисциплину,
отводит педагогу ведущую, доминирующую роль. А в
игре какая дисциплина? Только игровая. Дети
совершают неожиданные, непредсказуемые
действия, слишком много двигаются, слишком
громко говорят, даже кричат.
И если дидактическую или настольную игру
воспитателям еще под силу организовать (она по
своей структуре близка к занятию), то на
подвижную игру нужно уже изыскивать резервные
ресурсы. И, конечно, самое сложное — это игра
сюжетноролевая. Это получается хуже всего. Или
вообще не получается. С этим надо чтото делать.
По инициативе Департамента образования Москвы
в детских садах города ежегодно организуется
«Неделя игры и игрушки». Потребовалась
специальная акция, чтобы както изменить статус
игры и в глазах родителей, и в глазах самих
педагогов.
«Мы проводим «Неделю игры и игрушки» уже третий
год, — рассказывает старший воспитатель
детского сада № 2164 Ирина Переверзева. — В это
время отменяются все «застольные» занятия, за
исключением занятий
художественноэстетического цикла и
физкультурных. Предполагается, что
образовательные задачи в этот период должны
решаться в игре, в свободной игровой
деятельности, которая поощряется и направляется
воспитателями. Детям эта неделя очень нравится.
Но воспитатели, особенно со стажем, сначала никак
не могли понять: как это — без занятий? Занятия
для них — это все, сердцевина дня. А тут чтото
совсем другое. И родителям трудно объяснить, что
происходит. Ведь они, если интересуются жизнью
ребенка в детском саду, то спрашивают: что у вас
сегодня на занятиях было? А во что и как ребенок
играет, их не интересует. На маленьких еще
заходят посмотреть. Но там их не столько игра
волнует, сколько его состояние: не плачет ли?
Нормально ли с другими детьми общается? А когда
заводишь речь об игре старших детей, они только
отмахнутся: да играет, играет! Зайти в группу
посмотреть — такой мысли даже не возникает».
Тем не менее «Неделя игры» в детском саду
прижилась. И сейчас воспитатели уже научились ее
проводить, доставляя удовольствие и детям, и
себе. Однако старшему воспитателю в это время
дремать не приходится. «Зайдешь в какуюнибудь
группу, — рассказывает Ирина Васильевна, — а там
дети на стульчиках сидят. Воспитатель их по
одному вызывает, чтобы они на какието его
вопросы отвечали. Я говорю: вы что же не играете?
— Как не играем? Мы играем: загадки отгадываем. —
Какая же это игра, если вы всех детей в
обязательном порядке на стульчики усадили?»
Загадывание загадок само по себе игрой не
становится. И грань между дидактической игрой и
упражнением весьма условна. Все зависит от
настроения и от желания ребенка участвовать в
происходящем. Игра не может быть обязательной, и
это самое сложное — и для понимания, и для
организации.
Воспитатели, считает Ирина Переверзева, должны
заинтересовать детей какойто деятельностью.
Пусть — не всех, небольшую группу. Если ктото из
ребят включится в игру, если игра начнет
развиваться, она окажется интересной и для
других. Они тогда подбегут и скажут: «Мы хотим с
вами играть!».
В помощь воспитателям Ирина Васильевна
разрабатывает план «Недели игры и игрушки». План
не обязателен и носит характер ориентира. Но
благодаря плану воспитатели понимают, как можно
организовать день, какую «приманку» для игры
приготовить. К примеру, в плане существует день
театрализованной игры. Куклы бибабо детям в
общемто знакомы. А если принести в группу
марионетку? Это уже чтото новенькое. С такой
куклой хочется поиграть. Можно подбросить
воспитателям идею проведения новой подвижной
игры. Но для этого они должны заранее научиться в
нее играть, продумать атрибутику. И нужно быть
готовым к тому, что игра по какойто причине не
пойдет: не ляжет детям на душу, не заинтересует
их, покажется слишком сложной, слишком скучной. В
этом случае нужно уметь легко отказываться от
намеченного плана и предложить детям другой
вариант. Или же принять их вариант. Ведь самое
ценное в «Неделе игры» — это детская инициатива.
Ее нужно поддерживать и выращивать, как золотое
зернышко. Ведь игра понастоящему расцветает
только в свободной деятельности, и настоящее ее
призвание — дать волю творческим силам ребенка.
|