Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №1/2008

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА

Есть ли «заменители» у куклы?

Психологи утверждают: если дети используют в игре предметы с неопределенными функциями, это развивает их воображение и творческие способности.
В работе известного отечественного психолога В.Н. Дружинина описан эксперимент, проведенный в одном питерском детском саду. Из группы для пятилетних детей убрали все игрушки вроде кукол и машин. Оставили только предметы, которые можно использовать самым разным способом: кирпичики, тряпочки разных размеров, мягкие шары, веревки, пластилин.

Через некоторое время психологическая диагностика показала резкий рост креативности (творческости) посещавших группу детей. Правда, вместе с ростом уровня творческих возможностей у них наблюдалась и заметная невротизация.

Обсуждая эксперимент, как правило, фиксируют внимание на «главном» результате и предпочитают не обсуждать «побочный эффект».

А зря. Дети конечно же отличаются пластичной психикой, и их творческие возможности в старшем дошкольном возрасте, в самом игровом возрасте, действительно можно сильно развить. Тем не менее существует и другая сторона психической организации ребенка — консерватизм. Это специфическая защитная реакция на скорость собственного развития и того информационного шквала, с которым малышу приходится справляться. Консерватизм проявляется в забавных привязанностях детей к той или иной сказке (только ее он желает слушать на ночь), в желании смотреть сто раз один и тот же мультфильм, в требованиях к родителям строго выполнять ритуал укладывания спать — почитать книжку, обнять, поцеловать три раза — в щечки и в лобик, сказать обязательные слова. Неудивительно, что мир, состоящий исключительно из меняющихся, неустойчивых форм, будет нервировать малыша.

Однако в современных семьях невротизации детей могут способствовать самые разные обстоятельства, но только не отсутствие игрушек, которыми во множестве снабжают рынок предприимчивые производители.

Даже если мама и папа не чужды психологическим знаниям, что-то мешает им завести ребенку куклу без лица или кубик вместо игрушечного автомобиля. Что уж говорить о тряпочках! Видимо, взрослым нужны очевидные доказательства «игрушечности» игрушки, ее маркированности, принадлежности исключительно детскому миру. А как можно маркировать тряпочку? Ведь и взрослый может приспособить ее для разных нужд. Но если игрушек слишком много, если они обновляются слишком быстро, это приводит к тому же отрицательному эффекту — к невротизации: окружающая ребенка среда меняется слишком быстро, не успевая приобрести устойчивые очертания, закрепить за отдельными предметами определенные значения.

Но в отличие от психологического эксперимента эта «естественная» среда не обладает характеристиками, способствующими росту творческого потенциала.

Такое происходит не только в домашних условиях. Можно понаблюдать за детьми, которые приходят в новую для себя игровую комнату. В московском Дворце детского творчества еще с советских времен сохранилась большая игротека для дошкольников. Там много игрушек. Среди них есть уникальные. Какой-нибудь подъемный кран в рост ребенка, крупные грузовики, фанерные дома полметра высотой. У попадающих туда детей глаза загораются от восторга.

Но — парадокс! — они при этом не могут играть. Они ходят, берут в руки игрушки, крутят ручку подъемного механизма, закрывают окошки в домике. То есть ведут себя, как трехлетки, исследующие предметы. Их игра не носит сюжетного характера. Она регрессирует до уровня предшествующего возрастного периода.

Чтобы играть творчески, чтобы фантазировать в ходе игры, ребенку не нужно много игрушек. Более того: для игры вредно, если среди игрушек будет много новых. Одна куколка, один-два солдатика, может — машинка. И лучше, если они будут в окружении старых, знакомых ребенку игрушек. «Характеры» этих игрушек он уже знает. С ними связаны какие-то сюжеты. Новая игрушка помогает обновить сюжет, развить его. Но малышу нужна опора для фантазии — опора в знакомом, в привычном.

А как же тряпочки и веточки?

Не стоит лишать ребенка любимых игрушек ради пестования будущей гениальности. Но обеспечивать его предметами для фантазирования имеет смысл. Кроме «игрушечных» игрушек, в детской должны быть и «странные» предметы. Иногда они появляются там с подачи самих детей. Тогда к ним нужно относиться вдвойне бережно.

Ведь нам надо постараться удовлетворить обе тенденции детского развития: и стремление придумывать, осваивать новое, и тягу к консерватизму.

Марина АРОМШТАМ

 

Рейтинг@Mail.ru