Есть ли «заменители» у
куклы?
Психологи утверждают: если
дети используют в игре предметы с
неопределенными функциями, это развивает их
воображение и творческие способности.
В работе известного отечественного психолога
В.Н. Дружинина описан эксперимент, проведенный в
одном питерском детском саду. Из группы для
пятилетних детей убрали все игрушки вроде кукол
и машин. Оставили только предметы, которые можно
использовать самым разным способом: кирпичики,
тряпочки разных размеров, мягкие шары, веревки,
пластилин.
Через некоторое время психологическая
диагностика показала резкий рост креативности
(творческости) посещавших группу детей. Правда,
вместе с ростом уровня творческих возможностей у
них наблюдалась и заметная невротизация.
Обсуждая эксперимент, как правило, фиксируют
внимание на «главном» результате и предпочитают
не обсуждать «побочный эффект».
А зря. Дети конечно же отличаются пластичной
психикой, и их творческие возможности в старшем
дошкольном возрасте, в самом игровом возрасте,
действительно можно сильно развить. Тем не менее
существует и другая сторона психической
организации ребенка — консерватизм. Это
специфическая защитная реакция на скорость
собственного развития и того информационного
шквала, с которым малышу приходится справляться.
Консерватизм проявляется в забавных
привязанностях детей к той или иной сказке
(только ее он желает слушать на ночь), в желании
смотреть сто раз один и тот же мультфильм, в
требованиях к родителям строго выполнять ритуал
укладывания спать — почитать книжку, обнять,
поцеловать три раза — в щечки и в лобик, сказать
обязательные слова. Неудивительно, что мир,
состоящий исключительно из меняющихся,
неустойчивых форм, будет нервировать малыша.
Однако в современных семьях невротизации детей
могут способствовать самые разные
обстоятельства, но только не отсутствие игрушек,
которыми во множестве снабжают рынок
предприимчивые производители.
Даже если мама и папа не чужды психологическим
знаниям, что-то мешает им завести ребенку куклу
без лица или кубик вместо игрушечного
автомобиля. Что уж говорить о тряпочках! Видимо,
взрослым нужны очевидные доказательства
«игрушечности» игрушки, ее маркированности,
принадлежности исключительно детскому миру. А
как можно маркировать тряпочку? Ведь и взрослый
может приспособить ее для разных нужд. Но если
игрушек слишком много, если они обновляются
слишком быстро, это приводит к тому же
отрицательному эффекту — к невротизации:
окружающая ребенка среда меняется слишком
быстро, не успевая приобрести устойчивые
очертания, закрепить за отдельными предметами
определенные значения.
Но в отличие от психологического эксперимента
эта «естественная» среда не обладает
характеристиками, способствующими росту
творческого потенциала.
Такое происходит не только
в домашних условиях. Можно понаблюдать за детьми,
которые приходят в новую для себя игровую
комнату. В московском Дворце детского творчества
еще с советских времен сохранилась большая
игротека для дошкольников. Там много игрушек.
Среди них есть уникальные. Какой-нибудь
подъемный кран в рост ребенка, крупные грузовики,
фанерные дома полметра высотой. У попадающих
туда детей глаза загораются от восторга.
Но — парадокс! — они при этом не могут играть.
Они ходят, берут в руки игрушки, крутят ручку
подъемного механизма, закрывают окошки в домике.
То есть ведут себя, как трехлетки, исследующие
предметы. Их игра не носит сюжетного характера.
Она регрессирует до уровня предшествующего
возрастного периода.
Чтобы играть творчески, чтобы фантазировать в
ходе игры, ребенку не нужно много игрушек. Более
того: для игры вредно, если среди игрушек будет
много новых. Одна куколка, один-два солдатика,
может — машинка. И лучше, если они будут в
окружении старых, знакомых ребенку игрушек.
«Характеры» этих игрушек он уже знает. С ними
связаны какие-то сюжеты. Новая игрушка помогает
обновить сюжет, развить его. Но малышу нужна
опора для фантазии — опора в знакомом, в
привычном.
А как же тряпочки и веточки?
Не стоит лишать ребенка любимых игрушек ради
пестования будущей гениальности. Но
обеспечивать его предметами для фантазирования
имеет смысл. Кроме «игрушечных» игрушек, в
детской должны быть и «странные» предметы.
Иногда они появляются там с подачи самих детей.
Тогда к ним нужно относиться вдвойне бережно.
Ведь нам надо постараться удовлетворить обе
тенденции детского развития: и стремление
придумывать, осваивать новое, и тягу к
консерватизму.
Марина АРОМШТАМ
|