Свет мой зеркальце, скажи!
«Фокусы» с буквами
Дети
обожают фокусы. Почему бы не использовать их
любовь к необычному для знакомства с буквами? Но
в отличие от профессиональных фокусников
педагоги секреты своих фокусов обязательно
откроют детям. Ведь это — часть обучающей работы.
Для фокусов понадобится небольшое (но и не
очень маленькое) зеркало и буквы из плотного
картона. Не все, а некоторые: С, Г, К, Р.
Воспитатель надевает на голову цилиндр
фокусника или колпачок феи (для пущей
убедительности можно и плащ на плечи накинуть) и
говорит таинственным голосом:
«Есть у меня волшебное зеркальце. Стоит мне
поднести к нему какуюнибудь из этих букв, как в
зеркале вы увидите совсем другую букву. Первым в
волшебное зеркальце заглянет Петя.
Криблекраблебумс!
Скажи, Петя, какую букву ты видишь?»
Приглашенный в ассистенты Петя должен знать
буквы. Воспитатель подносит к зеркалу одну из
имеющихся у него картонных букв, прикладывает
так, чтобы плоскость зеркала была
перпендикулярна плоскости буквы, и слегка
наклоняет в сторону зеркала.
И — о чудо! — Петя вместо буквы Г видит букву Т.
Следующим участникам фокусов позволяется
узнать в зеркале букву Ф, букву П, букву Ж и букву
О.
Вот какие чудеса способно творить волшебное
зеркальце.
А сейчас дети будут заниматься превращением
букв вместе с феей.
Им раздается набор уже перечисленных букв.
Каждая буква — в двух вариантах одинакового
размера, но выкрашенных в разные цвета. К примеру,
одна буква К с лицевой стороны зеленая, а с
изнанки — желтая. А другая — наоборот.
Фея берет волшебную палочку и говорит:
«Положите перед собой две буквы К. Как только я
взмахну волшебной палочкой, вы должны будете
совершить превращение». Фея произносит
волшебные слова, взмахивает палочкой и
предлагает: «Превратите две буквы К в одну
букву…»
— Ж! — предупреждают ответ дети. Ведь они уже
видели преобразование буквы в зеркале.
Как только буквы К составят букву Ж, буква
получится одного цвета.
Можно использовать новые для детей цвета —
бирюзовый, фиолетовый, изумрудный. Тогда, играя с
буквами, дети будут попутно тренироваться их
узнавать и называть. А можно раскрашивать буквы
более сложным образом — с помощью стыкующихся
узоров или геометрических фигур.
После занятия фея спросит, хотят ли дети
показать фокусы дома, своим родным. Если да,
следует вывесить для родителей инструкцию, какие
буквы и из чего следует вырезать дома, чтобы дети
могли воспользоваться ими для «зеркальных
превращений».
В следующий раз фея может принести в группу
«заколдованные» буквы.
Заколдовал их волшебник Кляксич (персонаж
сказочной повести Ирины Токмаковой «Аля, Кляксич
и буква Я»). Чтобы освободить буквы, опять
потребуется волшебное зеркало.
На этот раз заколдованные буквы должны просто
«посмотреть на себя» в зеркало, и дети сразу
узнают нужную букву.
Если дети уже начинают читать, можно так же
играть с коротенькими словами, рисуя их
зеркально.
Для чего нужны подобные игры?
Как известно, зеркальные изображения букв
свойственны некоторым первоклассникам в
начальный период овладения письмом.
И в детских рисунках старшие дошкольники
частенько пользуются «заколдованными» буквами
для подписи своих рисунков. Они даже целые слова
умудряются писать справа налево. Ничего
удивительного в этом нет. Ведь письмо древних
народов предполагало именно такое движение —
справа налево. А некоторая часть человечества до
сих пор пишет и читает именно так.
Но ребенку, овладевающему грамотой, со временем
нужно избавиться от зеркальных ошибок. Лучший
способ для этого — игры с зеркалом.
Придумала Марина АЛЕКСАНДРОВСКАЯ
|