Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №1/2008

УЧИСЬ ИГРАЯ

Театр с математикой

Большая игра с элементами счета

Игровой мотив — один из самых действенных педагогических механизмов в обучении детей пяти-шести лет. Конечно, при некоторой способности «зажигать», вносить в ситуацию элементы интриги и соревновательности, можно любое упражнение превратить в дидактическую игру.
Но время от времени позвольте себе решиться и на большее — организовать сюжетно­ролевую игру, в которую вживлены элементы отработки какогонибудь учебного умения. Такой игре всегда сопутствует атмосфера праздничности, необычности.
И она надолго остается в памяти детей.
Предположим, мы хотим закрепить навыки счета в пределах двух десятков, а также умение детей «опознавать» знаки для обозначения чисел — цифры.
Казалось бы: как можно связать это с ролевой игрой?
Умение считать необходимо ребенку не только в связи с его школьными перспективами, но и является необходимым умением повседневной жизни. Придумаем сюжет, по ходу которого дети должны будут считать.

Завязка. К нам приедет театр

Скажите детям, что вы получили телеграмму (письмо, устное сообщение от какогонибудь персонажа вроде сороки). В детский сад, говорится в сообщении, скоро прибудет волшебный чемоданчик (кузовок, фургончик, паровозик). Стоит сказать волшебные слова, крышка (дверца) откроется, и появятся кукольные артисты.

Какие волшебные слова мы знаем?

— Пикапу­трикапу, ерики­морики!

— Крибле­краблебумс!

— По щучьему велению, по моему хотению!

— Встань передо мной, как лист перед травой!

Все эти слова подходят. А можно и какие­нибудь новые предложить:

— Открывайся, замок!

Куклы из темницы — скок!

Куклы тотчас же выбираются из чемоданчика на сцену и показывают детям сказки.

— Хотите попасть на такой спектакль?

Конечно, дети хотят! Здесь сомневаться не приходится.

— Я так и думала, — радуется воспитатель. — Что? Чточто? — это он прислушивается к каким­то звукам, доносящимся из кукольного уголка.

Оказывается, плюшевый мишка с розовыми ушами тоже хочет попасть в театр. Он никогда там не был. И кукла Таня хочет. И заяц Алеша. Кто еще живет в группе? В кукольном уголке?

— Давайте, — говорит воспитатель, — возьмем кукол с собой. Будто бы они — ваши детки.

Теперь детям предстоит удочерить и усыновить имеющиеся игрушки. Если их не хватит на всех, можно предложить принести кукол из дома.

Договорились.

Но есть еще одно важное обстоятельство. Билет на спектакль нужно будет покупать в специальной театральной кассе. А для этого нужны деньги. Не обычные, а специальные. Воспитатель знает, какие. Он даже принес монетки с собой — показать детям.

Часть первая. Зарабатываем деньги и храним их в кошельке

Денежную систему игры нужно продумать заранее и заранее заготовить «раздаточный материал». Сложность системы зависит от уровня подготовленности детей и от обучающих задач, которые ставит педагог.

Если дети считают в пределах двух десятков, предложим такую систему.

Существуют два вида монет — зеленые (медные) и желтые (золотые). Сделать их можно из цветного картона, а если есть фольга изпод конфет и достаточное количество помощников — обернуть картонную основу фольгой. Но монет нужно много. Это следует учесть.

Желтые монеты примерно в два раза крупнее зеленых, и одна желтая равна десяти зеленым. Педагог показывает, что это значит, и как можно заменить некоторое количество зеленых желтой монетой.

Можно придумать задачи, в решении которых дети должны поупражняться.

Например:

1. Есть восемь зеленых монет. Сколько монет не хватает, чтобы поменять их на золотой?

2. Есть двенадцать зеленых монет. Сколько золотых можно за них получить? (Десять. Один десяток.) Сколько монет еще останется?

3. Есть два золотых. На сколько зеленых монет их можно обменять? Возможны разные ответы: на десять и еще десять (два десятка), на двадцать.

Эти упражнения имеют серьезный обучающий смысл: готовят детей к пониманию понятий «разряд числа», состав числа (если оно больше десяти), к счету десятками, к счету с переходом через десяток.

Далее педагог говорит: билет в театр для кукол и мишек стоит не меньше двух золотых. А билет для их «родителей» — еще дороже. Эти деньги детям нужно будет заработать. Не так­то это просто! Предстоит серьезно потрудиться.

После этого вывешивается прейскурант расценок на разные виды работ в группе и на участке. Столькото стоит перемыть пластмассовые игрушки. Столько-то — рассортировать строительный материал по коробочкам.

Столько-то — правильно полить цветы и протереть листья от пыли.

Какие еще виды работ можно придумать? Уборка столиков после завтрака, чистка дорожек от снега на участке, сбор уличных игрушек.

Но можно назначить плату и за правильное выполнение заданий на занятиях. Только тогда нужно «оплачивать» как можно больше детских ответов. Например, дано задание выложить на верхней строчке пять кружочков, а на нижней — на один меньше. Воспитатель идет по рядам, оценивает правильность выполненного задания и сразу выдает всем детям по одной зеленой монетке.

В конце занятия можно оценить самых активных.

А в конце дня — тех, кто употреблял вежливые слова, кто быстрее всех заснул, кто быстрее всех оделся на прогулку.

Можно внутри одной игры организовать другую. К примеру, затеять строительство многоквартирного дома (или нескольких домов) для маленьких игрушек и выплачивать строителям зарплату.

Иными словами, нужно сделать так, чтобы «зарабатывать» могли все дети, и каждый имел возможность скопить денег на билет для себя и мишки.

Такая модель развитого капитализма — с возможностями иметь работу и зарабатывать на достойную жизнь.

Попутно следует позаботиться о том, где хранить деньги.

Лучше всего — в кошельке из плотного картона. Ведь его можно самостоятельно сделать. Из картонных заготовок, которые требуется «прошить» по краям резиновыми жгутами или цветными шнурками. Можно приделать к кошельку ручку из тесьмы или веревочки и украсить его аппликацией. Пусть кошельки висят в шкафчиках. Тогда каждый день дети смогут пересчитывать свои сбережения и выяснять, хватает им на билет или еще нет. И сколько еще нужно заработать.

Если деньги уже не влезают в кошелек, можно сдать их в банк на хранение. Это усложняет игру и требует дополнительного оснащения. Придется завести ящичек с отделениями и конвертиками, подписанными именами детей, вывеску «Банк», сберегательные книжки.

В банке должен сидеть банковский служащий, выдавать квитанции или делать запись в сберкнижке: получено столько­то денег. Можно даже начислять проценты за хранение монет. Положил три золотых (минимальный вклад) на три дня — получил четыре. Роль банковского служащего воспитатель может взять на себя или пригласить какогонибудь помощника — школьника (служащий должен уметь читать, считать и писать) или родителя. Тогда банк будет работать в определенные часы.

Часть вторая. Как купить билеты на спектакль?

На первую часть игры нужно отвести определенное время — три­четыре дня, с понедельника по четверг. В последний день недели состоится поход в театр.

Утром в пятницу дети обнаружат при входе в группу (или в детский сад — если в игре задействованы дети двухтрех групп) большую афишу: артисты прибыли! Спектакль будет показан в такое­то время.

Воспитатель говорит:

— Вы замечательно потрудились. Теперь можно пойти и купить билеты.

Билеты продаются в театральных кассах в каком­нибудь большом холле.

Лучше, если их будет две или три. Кассирами лучше делать взрослых или толковых школьников. Покупка билетов — самое удачное время для счета. Кассиры должны поощрять детей к предварительной оценке стоимости билетов, допускать «случайные» ошибки при выдаче сдачи, советоваться с покупателем, как такую ошибку исправить.

У каждой кассы нужно вывесить плакатик, в котором указаны цены на билеты.

Например:

Детский билет (для кукол) — два золотых.

Родительский билет — три с половиной золотых.

Ребенок может давать в кассу монеты, рассчитывая получить сдачу.

Кассир должен обязательно это отметить:

— Вот ваша сдача. Проверьте, пожалуйста. Правильно ли?

Возможно, кто­то недосчитается монетки­другой и должен будет об этом сказать.

Банк во время покупки билетов тоже должен работать — чтобы желающие могли снять
деньги со счета. Ведь им предстоят расходы не только на билеты. В театре во время антракта, сообщает воспитатель, будет работать буфет.

Те, кто приобрел билеты, отправляются в группу, порадовать кукольных детей — одного или двоих.

Часть третья. Собираем мишку в театр

Пора собираться в театр. Посещение театра — особое событие. Туда приходят нарядными, причесанными, с чистыми носовыми платками. Хорошо бы и сменную обувь иметь. Дети должны приодеть кукольных любимцев: причесать, повязать ленточку на шею. Если мамы примут участие в игре, в игрушечном гардеробе могут появиться какие­нибудь обновки. А сумочку для куклы можно сделать на занятии или во второй половине дня — примерно так же, как кошелек. Туда кладется носовой платочек. А в родительский кошелек — деньги и билеты.

Наконец все готово. Кукольные дети и их родители последний раз смотрят на себя в зеркало и отправляются в театр.

Часть четвертая. Ищем место в зрительном зале

На входе в зрительный зал стоит контролер. Он проверяет у входящих билеты, надрывает линию контроля и говорит: «Проходите, пожалуйста! У вас — правая сторона».

Попавшим в зал зрителям нужно отыскать свое место. На билете указаны: сторона партера, ряд, номер кресла (стульчика). В зале установлены таблички с надписями: «правая сторона», «левая сторона». Каждый ряд имеет таблички с правой и с левой стороны. И на каждом стульчике висит номер.

Можно устроить в зале партер и амфитеатр. В партере поставить кукольные стульчики, а в амфитеатре — стульчики для детей. Тогда в детский словарь добавятся новые слова, а в зале появятся новые таблички.

Когда дети найдут свое место, нужно напомнить им: проходить по рядам в театре нужно особым образом, повернувшись лицом к уже сидящим. Этого требует вежливость. А в театре никак нельзя показаться невежливым.

Наконец, все усадили кукол и мишек и уселись сами.

Теперь можно произнести волшебные слова и встретить актеров.

Часть пятая. Спектакль

Совсем не обязательно во время игры демонстрировать что­то грандиозное.

Это может быть представление настольного театра, которое ведет один воспитатель. Может быть, воспитателю помогает кто­то из родителей.

Конечно, можно устроить спектакль над ширмой, поставленный силами родителей. Это всегда приветствуется. Но в данном случае такая роскошь не является необходимостью.

Кстати, можно заменить поход в театр походом в кино. Но тогда фильм (мультфильм) должен показываться на большом экране и отличаться от обычного просмотра телевизора. В качестве материала для показа можно использовать не только готовые ролики, но и небольшой фрагмент съемки с детского празд­ника, в котором дети могли бы узнавать сами себя. Только видео­фильм должен быть качественным.

Часть шестая.  Антракт

Антракт — вещь наиважнейшая. Ведь в это время можно отправиться вместе с кукольным ребенком в буфет и купить ему и себе какие­нибудь лакомства.

Правда, есть опасность, что в антракте дети забудут о куклах и мишках. Ведь они смотрели спектакль, это заставило их переключить внимание с одной игровой ситуации на другую.
А волшебное слово «буфет» и вовсе сбивает с толку. Жизненный опыт подсказывает ребенку: это место, где балуют его. Поэтому от воспитателя, объявляющего антракт, требуется сразу напомнить детям об их родительских обязанностях: «Объявляется антракт. Вместе со своими кукольными детьми вы можете пройти в буфет и купить там себе и вашему ребенку что­нибудь вкусное».

Буфет можно устроить самым «сказочным» образом. И совсем не обязательно ограничиваться угощениями из соленого теста или пластилина.

Лет десять назад в Москве появился кукольный театр «Волшебная лампа». Там шел спектакль о стране Лилипутии. Зрителей на этом спектакле угощали лилипутскими лакомствами — крошечными бутербродиками размером меньше спичечного коробка, напитками, разлитыми чуть ли не в наперстки. Дети от такого угощения приходили в восторг. Если родители согласятся помочь вам с организацией такого буфета, вы доставите юным зрителям массу удовольствия. А вот для кукол можно действительно слепить конфеты «Чупа­чупс» или «Мишка» и привязать к ним тесемки, чтобы вешать кукольному ребенку на шею. И делать это можно на занятиях вместе с детьми, попутно пересчитывая: хватит ли на всех конфет? Можно кукольное угощение вкладывать в кукольные сумочки.

За столиками в буфете должны стоять буфетчицы. А на самих столиках, кроме предполагаемых лакомств, должны обязательно иметься ценники и таблички: «для кукол», «для кукольных родителей».

Неважно, что дети еще не могут прочесть табличку. При выборе они могут ориентироваться на ее длину, на количество слов. Можно за одним столиком продавать угощения для детей, а за другим — для кукол. В этом случае хорошо бы напомнить, что сначала нужно купить что­то для мишки, а уж потом — для себя. Настоящие родители всегда так делают.

Заключительная часть

Собственно, на посещении буфета можно игру закончить. Это очень сильные переживания, и детям после них будет трудно сосредоточить внимание на чем­то другом. Воспитатель должен просто позвонить в колокольчик и сказать: «Уважаемые зрители! Спасибо вам за то, что вы посетили наш спектакль. Через пять минут театр закрывается. Актеры отправляются дальше. До новых встреч!»

Марина АРОМШТАМ

 

Рейтинг@Mail.ru