Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №1/2008

ДЕТСКИЙ САД СТО ЛЕТ НАЗАД

Из истории яслей

Рождественские чтения

Сын Божий родился более двух тысяч лет назад в семье плотника по имени Иосиф и жены его Марии, прибывших в город Вифлеем по приказу римского императора Августа — для участия в переписи населения империи. Из-за великого множества народа не было им места в гостинице, и семья укрылась в пещере для скота. Там Мария родила чудесного младенца и, спеленав его, положила на солому в ясли — кормушку для скота.

Известно, что детский сад придумал Фридрих Фребель — и само заведение, и принципы его работы, и название — романтическое, позволяющее представить маленьких детей в виде цветов, за которыми нужен уход садовницы.

О том, кто придумал ясли, кто дал им название, отсылающее к библейскому преданию, к кормушке для скота, в которой провел первые часы своей жизни маленький Иисус, история умалчивает.

Морис КАРЕМ

ЯСЛИ

«Ясли, — так мечтал один ребенок, —
Можно склеить из пустых картонок,
Сделать из бумаги золотой
Пастухов с рождественской звездой.
Ослик, вол — какая красота! —
Встанут рядом с яслями Христа.
Вот они — в одеждах позолоченных
Три царя из дивных стран восточных.
По пустыне в ожиданье чуда
Их везут послушные верблюды.
А Христосмладенец? В этот час
Он в сердцах у каждого из нас!»

(Вольный перевод с бельгийского
Валентина Берестова)

Ясли стали открываться в странах Европы и в России в середине XIX века. Однако педагогическая энциклопедия 1968 года сообщает, что первые российские ясли появились намного раньше — в 1716 году, то есть за сто лет до открытия детского сада в Петербурге. Но опыт этот, судя по всему, не привился и не был замечен общественностью.

Другие источники называют дату 1880 г. — открытие первых яслей при Раменской текстильной фабрике (городские ясли) и 1896 год — открытие первых деревенских яслей в пермском губернском земстве.

Изначально ясли в некотором роде противостояли детским садам. Детские сады были, по преимуществу, заведениями для состоятельного класса, призванными осуществлять помощь семейному воспитанию. Они были платными и не поражали количеством. Но бесплатных детских садов, открывавшихся специально для бедных слоев населения, вообще были единицы. Существовали они исключительно на пожертвования частных лиц, а потому — скудно и трудно, и закрывались еще быстрее, чем частные и платные.

Ясли были заведением, созданным для детей работающих женщин — фабричных работниц и крестьянок, чтобы они могли работать, даже имея на руках грудных детей.

Однако опыт этот был весьма сомнительным. «Ясли при Раменской текстильной фабрике содержались на средства фабриканта, — пишет И.В. Чувашев в «Очерках по истории дошкольного воспитания в России». — Многие матери не хотели приносить детей в эти ясли ввиду того, что в них не было должного ухода за детьми. Дети в яслях главным образом спали (некоторые няни для большего собственного спокойствия давали детям снотворные средства), а дома вечером и ночью бодрствовали и беспокоили мать. В ясли несли своих детей только те женщины, у которых была «нужда безысходная», а остальные предпочитали оставлять детей на попечение домашних нянь — сестренок, бабушек и других членов семьи».

Гораздо большее распространение получили так называемые «сезонные ясли» в деревнях. Собственно, деревня не знала детского сада ни в каком виде.

Советский плакат. 1930 год.

Советский плакат. 1930 год.

А ясли открывались «ввиду очевидной пользы, приносимой ими, во-первых, в деле борьбы с пожарами, возникающими от неосторожного обращения с огнем детей; во-вторых, в деле борьбы с высокой детской смертностью; в-третьих, в поднятии продуктивности труда взрослых членов семьи при освобождении их от забот по призору за детьми, и, в-четвертых, в целях культивирования населения» (Иорданская Е.И. Народные детские сады. М.: Общественная польза, 1918–1919).

Деревенские ясли открывались, как правило, в период летней страды и давали приют не только младенцам, но и детишкам дошкольного возраста, которых еще рано было брать с собой в поле, но на попечении которых уже оставляли младших. «Няньки» приносили малышей в ясли и сами при них оставались. Ясли обычно устраивали в здании школы, которое летом пустовало. Здесь на полу клали чистую солому и на нее — младенцев.

Такие заведения не всегда оставляли положительные впечатления у случайных образованных посетителей: «…В соломе копошится детвора. Плач, неприятный запах, окна не открыты, жара и духота страшные. В углах, на скамьях, малолетние няни что есть силы трясли младенцев, которые заливались пронзительным криком. На дворе кучи ребят играют в камешки. Одна нянька бросила своего ребенка на крыльцо, соблазненная игрой в камешки».

Но были ясли, учрежденные не только с «утилитарной целью» — для удобства взрослых, но и преследующие цели педагогические. В этих яслях работали, как правило, образованные женщины, имеющие представление о воспитательной системе детских садов и активно включавшие малолетних нянек в обучение и организованный труд: «…старшие дети помогали в уходе за маленькими, и в играх, без всякого труда и принуждения, научились промывать и бинтовать ранки, делать компрессы; научились тушить пожары и т.д. В играх же дети драматизировали рассказы о хороших людях, например, играли «в доктора Гааза», «в Ломоносова». Всю дневную работу дети выполняли сами, как если бы это была одна большая семья». (По статье Е.И. Иорданской.) Такой подход, заключает автор статьи, обеспечивает преемственность яслей и детского сада и готовит детей к жизни и к школе. Звучит вполне современно.

Как и взгляд на ясли, зафиксированный в «заграничных» материалах, — а именно, в материалах Парижской коммуны.

«…В идеальном обществе кормящая мать должна быть освобождена от труда, который был бы вреден для здоровья ее ребенка и для качества ее молока.
Чтобы добиться этого, необходимы экономические реформы. Надо, чтобы или заработок главы семьи был вполне достаточным для содержания семьи, или чтобы вмешивалось государство…
До тех пор, пока благодаря социальным реформам не удастся добиться освобождения матерей от всякого труда вне дома в период кормления ребенка, ясли могут принести значительную помощь матери, ребенку, а значит, и обществу.
Это переходный способ, временная мера… Очень важно, чтобы детей доверяли лишь веселым молодым женщинам. Их одежда не должна быть темной — черный цвет изгоняется из яслей…»

И еще много разного по устройству, внутреннему распорядку и требованиям к персоналу. Год 1871-й. Ничто не ново под луной.

Рейтинг@Mail.ru