Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №1/2008

ДЕТСКИЙ САД СТО ЛЕТ НАЗАД

Обучение ребенка пользоваться горшком

Из истории яслей

К этим строчкам можно относиться с улыбкой. Они сочетают в себе интонацию четкого инструктажа с просторечиями вроде слова «садить», но в то же время отражают довольно детальное знание «предмета» — как оно бывает на практике и как справляться с ситуациями, «выпадающими из регламента».

Чтобы научить ребенка пользоваться горшком, надо садить его всегда в определенное время; лучше всего перед кормлением, сном, прогулкой и после этого.

Детей, которые просятся на горшок, следует садить сейчас же, не дожидаясь всей группы. Время и количество высаживаний зависит от возраста детей: чем старше дети, тем количество высаживаний должно быть меньше. Начинать их следует с того времени, когда ребенок станет хорошо сидеть без опоры.

При высаживании большое значение имеет правильная группировка детей.

Разговорчивые дети помещаются среди малоговорящих; плохо сидящие на горшках, соскакивающие с них, высаживаются последними и не оставляются одни.

Около онанирующих или легковозбудимых детей должна находиться воспитательница.

Нельзя позволять детям долго засиживаться или передвигаться с горшком по комнате. Ребенок должен сидеть на горшке не больше 5 минут.

Ребенка, который сидел на горшке без результата, но у которого спустя некоторое время обнаружены помаранные штанишки, следует снова, хотя бы на некоторое время, посадить на горшок.

Для детей с недержанием мочи следует ввести дополнительные высаживания, предварительно проследив, в какое время они мочатся.

Ночью детей следует высаживать один раз; время ночного высаживания следует по возможности индивидуаsлизировать для каждого ребенка. Ночное высаживание проводится в спальне.

Самообслуживание при высаживании в старшей группе заключается в том, что дети сами усаживаются на горшки.

Горшки нужно расставлять на таком расстоянии, чтобы дети не могли достать друг до друга руками.

(Из сборника инструктивных материалов «Ясли», 1937)

Читая текст, вдруг понимаешь: нелегкое было время. Ведь памперсы тогда еще няням и не снились. А количество детей в группе «не должно превышать 18». И как посчитаешь все эти высаживания «до и после», да еще и ночные в «индивидуальном режиме», нехорошо становится. Вся жизнь окажется выстроенной исключительно вокруг горшка. Правильно мыслили в Парижской коммуне: ясли — мера временная, отражающая несовершенство общественного устройства. Пусть даже название у этого заведения рождественское.

По архивным материалам, подготовленным Верой СЕМЕНОВОЙ,
Литературный центр В. Берестова, РГДБ

Рейтинг@Mail.ru