Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №2/2008

ПРЕДШКОЛЬНЫЙ ПОРТФЕЛЬ

Владимир ЗАГВОЗДКИН

Готов ли ребенок к школе?

Практический опросник для воспитателей и родителей

На основе компетентностного подхода к понятию «готовность к школе» (см. «Дошкольное образование» № 1 за 2008 г.: В. Загвоздкин «Готовность к школе и компетентностный подход») разработаны способы наблюдения за ребенком и анализа полученных данных, позволяющих определить, готов ли будущий первоклассник к школьному обучению. Лучше всего мы установим сильные и слабые стороны того или иного ребенка, если будем воспринимать и описывать его поведение в естественных ситуациях жизни на протяжении длительного времени.

Для этих целей разработаны матрицы (или анкеты) наблюдений. Существуют подробно разработанные матрицы наблюдений для профессиональных психологов, но для их применения и обработки нужна специальная подготовка. Мы представим упрощенную анкету (опросник), разработанную специально для воспитателей и родителей. С ее помощью можно нацеленно собирать и обобщать наблюдения за ребенком и примерно оценить, насколько он готов к школе, в чем его сильные стороны, где ему необходимы специальная поддержка и упражнения, а также стоит ли отдавать его в школу уже сейчас или лучше еще подождать.

Используя опросник, нужно учитывать следующее:

1. За ребенком нужно наблюдать в течение по крайней мере нескольких месяцев и в разных ситуациях. В искусственных ситуациях невозможно получить объективные данные о развитии ребенка. Когда ребенка вырывают из привычной среды, отвлекают от занятий, которые ему в данный момент интересны, и просят нарисовать картинку, чтобы проверить его «визуально­моторную координацию», ребенок будет пытаться как можно быстрей что­нибудь нацарапать, чтобы избавиться от неудобной для себя ситуации.

Когда ребенку, который чем­то занят, предлагают книжку с картинками, чтобы проверить его любознательность (будет ли он задавать вопросы и т.д.), сам способ такого «обследования» провоцирует ребенка на то, чтобы он безучастно сидел и ждал только одного — когда все это закончится.

2. Каждое из исследуемых качеств может быть развито в разной степени.

Если описанное поведение наблюдается очень часто (практически всегда), можно считать, что данное свойство развито хорошо. Обозначим его цифрой 3.

Если описанное поведение наблюдается скорее часто, чем редко, характеризуемое свойство развито удовлетворительно. Обозначим его цифрой 2.

Если скорее редко, чем часто, то необходимое для школьной готовности свойство развито недостаточно и обозначается цифрой 1.

Если же мы почти никогда не наблюдаем описанного поведения, данное свойство не развито вообще (цифра 0).

Цифры не имеют никакого отношения к оценке или отметке. Они являются средством наглядности объективной характеристики.

Опросник для наблюдений

Обведите кружком или поставьте крестик на соответствующей цифре:

Развитие тела — движение и восприятие

  • Как двигается ребенок на площадке для игр: проявляет ли он ловкость, сноровку, уверенность и смелость, или испытывает страх и боится?

0          1          2           3

  • Может ли он сохранять равновесие на перекладине, находящейся сравнительно высоко над землей или на ветке дерева, или ищет поддержки и хватается за дополнительную опору?

0          1          2           3

  • Может ли ребенок подражать характерным движениям, например, подкрадываться, как индеец и т.п.?

0          1          2           3

  • Может ли он бросать мяч в цель?

0          1          2           3

  • Может ли он ловить мяч, брошенный ему?

0          1          2           3

  • Любит ли ребенок двигаться, например, играть в салки или догонялки? Много ли он двигается?

0          1          2           3

  • Умеет ли ребенок правильно брать карандаш, используя большой и указательный пальцы, рисовать и «писать» им с разным нажимом?

0          1          2           3

  • Получается ли у ребенка, закрашивая картинки, соблюдать границы?

0          1          2           3

  • Может ли он застегивать и расстегивать пуговицы или молнию без посторонней помощи?

0          1          2           3

  • Умеет ли ребенок вырезать ножницами простые фигуры?

0          1          2           3

  • Если ребенку больно, как он реагирует: адекватно или преувеличенно?

0          1          2           3

  • Может ли ребенок находить на картинке правильные формы (например, похожие или отличные друг от друга)?

0          1          2           3

  • Может ли он правильно локализовать в пространстве источник звука (например, звонок радиотелефона и т.п.)?

0          1          2           3

Когнитивная сфера: мышление, речь, воображение, внимание, память

  • Понимает ли ребенок небольшие истории (сказки, связные рассказы) и может ли он передавать их содержание просто, но правильно (по смыслу)?

0          1          2           3

  • Понимает ли ребенок простые причинноследственные связи?

0          1          2           3

  • Может ли ребенок узнавать и называть основные цвета и формы?

0          1          2           3

  • Проявляет ли он интерес к буквам и цифрам, к чтению и счету? Хочет ли он писать свое имя или другие простые слова?

0          1          2           3

  • Умеет ли он считать и определять простые числа, например, на кубике для игр?

0          1          2           3

  • Запоминает ли он имена других людей (детей и знакомых взрослых), помнит ли простые стихи и песни?

0          1          2           3

  • Как говорит ребенок: ясно, отчетливо и понятно для всех окружающих?

0          1          2           3

  • Говорит ли он полными предложениями и в состоянии ли понятно описать, что случилось (то есть какое­либо событие или переживание)?

0          1          2           3

  • Когда он что­то мастерит, вырезает, лепит, рисует — работает ли он с концентрацией внимания, целенаправленно, проявляет ли терпение и настойчивость, когда что­то не получается?

0          1          2           3

  • В состоянии ли ребенок заниматься каким­либо одним делом на протяжении хотя бы 10–15 минут и довести это дело до конца?

0          1          2           3

  • Играет ли он увлеченно один в свои игрушки на протяжении более длительного времени, придумывая сам себе игры и воображаемые ситуации?

0          1          2           3

  • Получается ли у него выполнить простое задание тщательно и как следует?

0          1          2           3

Эмоции и социальность

  • Развито ли у ребенка доверие к себе и своим способностям?

0          1          2           3

  • Выражает ли он свои чувства адекватно ситуации?

0          1          2           3

  • Удавалось ли ребенку иногда преодолевать свою боязливость?

0          1          2           3

  • Может ли он ждать исполнения желаемого?

0          1          2           3

  • Может ли он на некоторое время в незнакомой обстановке быть без близких или знакомого взрослого, к которому он испытывает доверие?

0          1          2           3

  • Может ли ребенок сам (без помощи взрослого) отстаивать себя в трудной ситуации?

0          1          2           3

  • Рад ли он, что скоро пойдет в школу?

0          1          2           3

  • Любит ли он играть с другими детьми, учитывает ли интересы и желания других? Реагирует ли он адекватно на спорные ситуа­ции?

0          1          2           3

  •  Понимает ли и соблюдает ли общие правила в игре?

0          1          2           3

  • Завязывает ли он самостоятельно контакты с другими детьми?

0          1          2           3

  • Как ведет себя ребенок в случае конфликтов, настроен ли он на позитивное решение ситуации и принимает ли их?

0          1          2           3

Подведение итогов наблюдений

Если большая часть признаков готовности к школе оказываются слабо выраженными, то велика вероятность, что ребенку будет трудно адаптироваться к школе и успешно учиться на начальном этапе. Ему будет необходима дополнительная поддержка. Если ребенку еще не исполнилось 7 лет, имеет смысл подождать годик с зачислением в первый класс. Речь идет не о том, чтобы пассивно ждать, когда ребенок сам собой «дозреет» до школы, но о педагогической поддержке, соответствующей профилю развития конкретного ребенка. Если, например, ребенок хорошо развит интеллектуально, но в эмоционально­социальной сфере у него трудности, имеет смысл поискать для него игровую группу, где он мог бы играть со сверстниками и некоторое время быть без родителей, не испытывая страха. При этом следует избегать резких переходов к непривычной для ребенка ситуации. Если ребенку трудно без родителей в игровой группе, нужно создавать переход постепенно: первое время кто­то из близких ребенку людей должен присутствовать в группе, пока он не привыкнет к новой обстановке. Важно при этом, чтобы состав группы и руководитель (взрослый) были постоянными. Тогда у ребенка появится возможность выстроить стабильные эмоциональные отношения в новой социальной среде. Если наблюдения на основе опросника вызывают у родителей беспокойство, лучше обратиться в психологическую службу за консультацией специалиста.

Если слабо выраженными окажутся только немногие признаки, обозначенные в опроснике, особых сложностей с обучением у ребенка возникнуть не должно, а целенаправленная поддержка приводит к выправлению профиля развития.

Неверно делать вывод о готовности ребенка к школе только на основе его когнитивных (интеллектуальных) достижений, когда ребенок уже умеет читать, считать и т.д. Это следует особо подчеркнуть, так как родители часто совершают именно такую ошибку, путая когнитивное развитие с готовностью к школе.

Родителям бывает трудно объективно воспринимать слабые стороны своего ребенка. Кроме того, родители бывают склонны успехи или неудачи собственного ребенка относить на свой счет и поэтому инстинктивно не хотят замечать и признавать, что у их ребенка проблемы. Однако для блага ребенка нужно постараться получить возможно более объективную картину его развития. В этой ситуации выводы педагогов, работающих с большим количеством детей и наблюдающих ребенка на фоне других детей, могут оказаться особенно ценными. Быть может, то, что родители считают проблемой и отставанием в развитии, на самом деле совершенно нормально и встречается у большинства детей. К тому же наличие проблем в развитии и слабость ребенка, которую он проявляет в некоторых областях, вещь совершенно нормальная. Гармоничные дети, развитые во всех отношениях, — явление замечательное, но в реальной современной жизни почти не встречающееся.

 

Рейтинг@Mail.ru