На подступах к
тетради
Упражнения на пространственную
ориентацию для детей предшкольного возраста
Когда-то на родительском
собрании я предложила родителям будущих
первоклассников пройти небольшое испытание.
Разложила на столах листочки в клеточку и
карандаши и предложила ставить точки там, где
будет сказано: «Отступите две клеточки сверху и
три клеточки справа — первая точка. Отступите
три клеточки снизу и четыре слева — вторая
точка».
Темп предъявления заданий постепенно
увеличивался, и в конце концов родители — кто со
смехом, кто с удивлением — отбросили в сторону
карандаши.
«Упражнение, которое вы выполняли, называется
пространственным диктантом. Это некоторая
утрированная ситуация, отражающая то, с чем
придется столкнуться вашему малышу, когда он
сядет за парту и откроет тетрадь. Учитель скажет:
«Отступите столько-то клеточек сверху и
столько-то слева. Найдите клеточку, в которой мы
начнем писать».
Это очень трудно — ориентироваться на
плоскости тетради.
Но пространственные диктанты, которые,
например, широко используются в практике
развивающего обучения на этапе подготовки к
школе и в период адаптации к школьной жизни,
преследуют не только эту узкую прагматичную
цель. Они должны способствовать развитию
пространственных представлений и
пространственного мышления.
Однако, прежде чем «загонять» малыша в
клеточку, нужно научить его выполнять похожие
действия с помощью предметов, игрушек и
собственного тела. Это те же диктанты, но не
требующие точных графических действий:
поставить точку в нужной мелкой клеточке —
серьезная и утомительная работа и для руки, и для
глаз, и для их координированных дей-ствий.
А здесь ребенок работает не на плоскости, а в
трехмерном пространстве, которое к тому же можно
еще и наполнить образным содержанием.
Такие упражнения можно
начинать с четырех лет, постепенно усложняя.
В период предшкольной подготовки они
обязательно должны включаться в занятия — по
одному-два упражнения независимо от профиля
предмета.
Можно проводить их в качестве дидактических
игр на прогулке. Можно обучить этим играм
родителей: они вполне посильны для их
педагогических возможностей.
Игрушки на параде
Для игры потребуется набор
небольших игрушек, которые могут устойчиво
стоять на плоскости. Подойдут резиновые игрушки
примерно одинакового размера.
Взрослый говорит, что игрушки готовятся к
встрече именитого гостя — волшебника,
кукольного мастера, какой-нибудь куклы-красавицы
или нового члена их игрушечной компании. Для
этого им нужно построиться. Как будут строиться
игрушки, решает распорядитель встречи.
Для начала им нужно выстроиться в ряд.
Первым встанет поросенок (ребенок берет
поросенка и ставит его на условную линию), второй
— собачка (ребенок ставит рядом с поросенком
собачку), третьим — котенок и т.д.
Чтобы усложнить упражнение, можно диктовать
так: первым встанет поросенок, второй — собачка,
третьим — котенок.
В этом случае ребенок должен еще и запомнить
последовательность названных игрушек. Затем
называют еще двух или трех персонажей. Можно
проверить, сколько игрушек в заданной
последовательности запоминает ребенок, и
«диктовать» ряд предметов на уровне доступной
ему сложности.
Когда ребенок усвоит линейное построение,
можно перейти к более сложным пространственным
задачам.
Например: в центре площади встанет собачка,
справа от нее — котенок, слева от собачки —
лисичка, перед собачкой — лягушка, сзади собачки
— волк.
Более сложное построение связано с
наращиванием рядов: слева от лягушки встанет
цыпленок, справа от лягушки — курочка, перед
лягушкой — петушок. Справа от волка — бегемотик
и т.д.
Когда дети будут справляться с построением
резиновых игрушек, их можно заменить на более
мелкие серийные игрушки — например, на игрушки
из шоколадных яиц или на фигурки из конструктора
«Лего».
Окончательное
построение игрушек можно обыграть. Вот
появляется игрушечный гость. Пусть это будет
новая кукла. Взрослый ведет куклу. Она
останавливается перед построенными игрушками и
говорит: «Как замечательно вы меня встречаете!
Как красиво стоите! Я всех так хорошо вижу. А куда
мне теперь встать?»
Тут можно предложить ребенку определить место
для куклы. Она будет «пристраиваться» сбоку или
сзади всей компании — т.е. сзади, слева или справа
от какой-то другой игрушки.
Потом ребенок и взрослый могут вместе
рассказать какой-нибудь «кукольный стишок» или
спеть песенку.
Поводом для построения может служить не только
встреча героя, но и выступление в цирке.
Игрушки в домике
Эта игра очень похожа на
предыдущую, но связана с освоением линованной
плоскости. Лист бумаги расчерчивается на
квадраты. Это «квартиры» для игрушек. Игрушки
заселяются туда в соответствии с выписанными им
«ордерами». Такая работа очень похожа на работу в
тетради. Лист лежит перед ребенком, а взрослый
«диктует»: слоненок заселился в клеточку в
верхнем левом углу. Слева от него — тигренок.
Сначала заселение игрушек осуществляется с
ориентиром на другие игрушки. Потом можно
перейти к свободной «диктовке»: третья клеточка
в первом ряду — здесь живет кенгуру, на две
клеточки правее живет жираф и т.д.
Когда ребенок уже не делает ошибок при подобном
заполнении разлинованного поля, лист бумаги
можно уменьшить в размерах и клеточки сделать
меньше. Можно увеличить количество клеток на
листе.
В другом варианте на
листе располагают рядами разные геометрические
фигуры: круги, квадраты, треугольники, овалы.
Диктант усложняется за счет указания фигуры:
лисенок живет справа от тигренка в квадрате.
Непосредственно рядом с «квартиркой» лисенка
располагается круг, а квадрат — следующая за
кругом фигура. Ребенок должен сориентироваться,
что надо искать нужную фигуру справа, и
«опознать» ее.
Марина АРОМШТАМ
Продолжение следует
|