Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №3/2008

КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ

Чудеса из глины

Работа с глиной — один из любимых видов работ в изостудии детского сада № 22 «Алые паруса» г. Иваново. На занятиях под руководством педагога-художника Анны Гончаровой дети лепят отдельные образы и элементы, из которых потом составляется коллективное панно.

Темы панно, как правило, связаны с впечатлениями детей от недавних запомнившихся им событий — посещения театра, недавнего праздника, совместных игр на улице.

Конечно, педагог уточняет и корректирует формулировку темы — будущее название коллективной работы. Но выбирается она вместе с детьми и подробно с ними обсуждается. Затем намечается план работы, и Анна Владимировна ставит перед детьми конкретные задачи.

Дети, к примеру, решают вылепить панно под названием «Игры, в которые мы играем летом».

Сначала каждый ребенок лепит самого себя — в процессе игрового действия. Для постоянных посетителей изостудии это вполне посильная задача: они знают секреты обращения с глиной и умеют изображать фигурки людей в движении. Собственное «я» обязательно должно присутствовать в работе детей, считает А.Гончарова. Лучше, если это «я» будет присутствовать на картине в виде фигурки. Это позволит ребенку в конце работы воспринять целое панно — через собственный образ — и отнестись к нему «лично».

На следующем занятии лепятся элементы, с помощью которых можно будет «опознать» на картине лето: бабочки, жуки, цветочки, деревья с листочками. Как сделать, чтобы все они смотрелись эффектно, подсказывает педагог. Дерево, например, создается из колбаски (ствол) и маленьких сплюснутых шариков, изображающих крону.

Затем педагог в отсутствие детей обжигает все созданные детьми детали и при необходимости подклеивает фигуркам ручки-ножки: при обжиге они могут и отвалиться. А ребенок после обжига обязательно должен получить свою фигурку для расписывания: иначе у него возникнет чувство разочарования в происходящем. Для расписывания дети получают уже побеленные фигурки.

Составление композиции из деталей — отдельный процесс. Дети осторожно выкладывают фигурки человечков, деревца и природных обитателей. Анна Владимировна помогает передвигать элементы, чтобы композиция получилась живой и интересной, и объясняет, почему лучше сделать так. Окончательную композицию педагог опять-таки создает в отсутствие детей и приклеивает детали на планшет клеем ПВА. «Годится не любой клей ПВА, а лишь тот, на котором нарисован бегемот в штанишках, — замечает А.Гончарова. — Уж не знаю, почему так. Но этот клей себя оправдывает лучше всех».

Для всех глиняных персонажей места на одном планшете не хватает. Но фигурки, изготовленные детьми, обязательно должны быть использованы. Поэтому создаются две работы — большая и маленькая. Большую работу обычно вывешивают в холлах детского сада, отправляют на выставку или дарят почетным гостям. А маленькая украшает детскую группу.

Но прежде, чем расставаться с работой, на нее нужно всем вместе всласть полюбоваться, пережить чувство гордости и восхищения от содеянного своими руками. Для ребенка это очень важно — пережить чувство успеха, успешного завершения творческого труда. Для этого и нужны коллективные работы.

Еще несколько слов об организации занятий.

На время работы дети надевают фартуки и нарукавники.

Глину для занятий педагог готовит заранее: замачивает, месит, делит на кусочки и раскладывает в маленькие мисочки.

Такая мисочка стоит на каждом рабочем месте ребенка. Глина прикрыта тряпочкой. Это предохраняет ее от преждевременного высыхания.

Другая тряпочка служит для «ухода» за руками в процессе работы.

Непосредственно перед лепкой детали дети разминают нужный по объему кусочек глины, перекладывая его из одной руки в другую. В процессе лепки участвуют обе руки.

Во время разминания глины дети и педагог беседуют. Беседа связана с будущим сюжетом картины. Если предполагается лепить лето, дети вспоминают о летних днях, кто, где и как их провел, в какие игры играл.

Можно не только беседовать, но и петь во время работы. А иногда — в паузах между лепкой деталей — даже танцевать.

Педагог ведет занятия в специально созданном для этого костюме. Костюм художника — не просто нарядное или удобное платье, привлекающее внимание детей, но своеобразное пособие по «глиноведению»: напоминает о видах и цветах глины.

 

Рейтинг@Mail.ru