Успешное
обучение в школе требует от ребенка владения
элементарными приемами логического мышления.
Для будущего школьника недостаточно просто
научиться, например, некоторым навыкам счета,
пусть даже и беглого. Умение считать до ста или в
пределах двух десятков не так важно, как
способность ребенка анализировать, обобщать,
классифицировать, сопоставлять некоторые данные
и делать из них выводы.
Некоторые приемы обучения логическому
мышлению хорошо известны воспитателям. В разных
программах используются упражнения и
дидактические игры на классификацию по цвету, по
форме и величине, по тематическому признаку
(например, нужно распределить карточки с
картинками по темам «Одеждаобувь»,
«Овощифрукты» и т.п.). Конечно же развитию логики
способствует тренировка в решении
арифметических задач.
Предлагаем вам пополнить свой «предшкольный
портфель» новыми упражнениями на развитие
логического мышления. Заодно покажем, как можно
включать эти упражнения в занятие, связывать его
с основным содержанием.
Логические игры делятся на несловесные
(невербальные), предъявляющие задачу через
зрительные каналы восприятия, и словесные
(вербальные), требующие воспринимать условие на
слух. Очень важно сочетать те и другие игры, так
как они, в свою очередь, еще и развивают «глаз» и
«ухо» ребенка, а также его способность к
сосредоточению.
Невербальные задачи
Первый уровень сложности
К невербальным задачам на развитие логического
мышления относятся задания продолжить различные
цепочки элементов. Простейшая цепочка состоит из
чередования двух элементов. Чем больше
элементов, тем сложнее уловить закономерность.