Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №4/2008

ПРЕДШКОЛЬНЫЙ ПОРТФЕЛЬ

Продолжение. начало см. в № 3/2008

На подступах к тетради

Упражнения на пространственную ориентацию для детей предшкольного возраста

Предлагаемые диктанты способствуют развитию пространственных представлений и пространственного мышления, а также готовят детей к работе в тетради.
Однако, прежде чем «загонять» малыша в тетрадную клеточку, нужно научить его выполнять похожие действия с помощью предметов, игрушек и собственного тела.
С примерами «игрушечных» пространственных диктантов читатели познакомились в предыдущем номере.

Аналогом пространственного диктанта с игрушками являются упражнения на построения самих детей. Это более сложный вариант: в нем требуется отыскать свое собственное место по отношению к какомунибудь ориентиру.
В эти игры можно играть на улице — на площадке с разметкой и без разметки, в спортивном зале и в групповом помещении. То есть можно проводить «масштабные» построения, включающие, к примеру, еще и бег.
А можно ограничиваться сдержанными движениями, не требующими очень много места.

Игры на улице и в зале

Площадка с разметкой

Если на игровой площадке есть разметка — например, на асфальте нарисованы разные геометрические формы, — она становится ориентиром для построения.

Разметку можно сделать на один раз — нарисовать мелом. Это даже предпочтительней, чем постоянная разметка краской, потому что тогда ее можно приспосабливать к конкретному упражнению.

Разметка ограничена двумя линиями. Дети стоят за дальней линией лицом к педагогу и строиться будут так же — лицом к нему. Педагог «диктует»:

— Петя стоит в самом большом кругу. (Петя ищет названную фигуру и занимает указанное место.)
— Справа от Пети в треугольнике — Маша. (Маша занимает указанное место.)
— Справа от Маши, но ближе ко мне на одну фигуру встает Саша.

И т.д.

На фото Ирина Семенова и ее воспитанники. Детский сад № 2164 г. Москвы

На фото Ирина Семенова и ее воспитанники. Детский сад № 2164 г. Москвы

Можно превратить упражнение в игру. Тогда к собственно тренировочной части нужно добавить другую.
Дети должны запомнить свое место на размеченном поле. После построения педагог берет в руки бубен и звенит колокольчиками. Под звуки бубенчиков дети разбегаются врассыпную. Чтобы они не жались к своим фигурам, можно поставить условие: нужно обязательно выйти за линию старта. Когда звон бубенчиков обрывается, дети должны быстро найти свою фигуру и занять место на площадке. Кто оказался последним, выбывает.
Детям интереснее играть, когда темп «диктовки» фигур высокий. Но для этого они сначала должны в общем освоить построение.

Площадка без разметки

Если на площадке нет разметки, ориентиром может служить любой предмет.
Камень (на улице), обруч, стульчик (в комнате) или один из детей. Построение тогда будет более компактным: дети могут строиться только относительно друг друга. И в таком варианте отсутствует возможность тренироваться на узнавание геометрических фигур. Зато подобные упражнения требуют большей концентрации внимания при обратных построениях. Более того, их можно организовывать как командные состязания.

Играют две команды. Все игроки развернуты лицом к ведущему. Каждая команда постепенно строится вокруг своего командира. Ведущий дает указания членам команды через раз: сначала — одной команде, потом — другой. Потом команды разбегаются и должны по условному сигналу построиться так, как стояли до этого.

Зеркальные построения

В предыдущих вариантах оговаривалось, что дети стоят лицом к педагогу и строятся также лицом к нему. Задачу можно усложнить, если ведущий и играющие стоят за одной и той же линией — напротив разметки или условного ориентира, но при построении нужно поворачиваться лицом к ведущему. Пока ребенок смотрит на площадку как на развернутый к нему лист бумаги, «право» находится с одной стороны — там, где его правая рука. Когда же он повернется на 180O, его правая рука окажется с другой стороны. Если Пете надо встать справа от Коли лицом к ведущему, он должен оказаться со стороны правой руки Коли. Это трудно.
Следующий вариант сложности — состязания команд, когда они развернуты друг к другу.

Игры в комнате

Вокруг стула

В комнате тоже можно проводить подобные упражнения, но с меньшим количеством детей. Понятно, что групповое помещение ограничивает возможности двигаться. Зато, приняв за точку отсчета предметы мебели, можно упражняться не только в распознавании направлений, но и в употреблении пространственных предлогов.
Берется высокий стул. Дети выстраиваются за стулом лицом к педагогу.
Педагог «диктует»: Маша стоит справа от стула, Петя — за стулом, Ваня — слева от стула, Таня сидит на стуле, Алина стоит за стулом, Костя — перед стулом, а Боря прячется под стулом.
Предлоги «на» и «под» еще и вносят в игру элемент озорства. Можно использовать не только глагол «стоит», но и «сидит» — кто­то стоит, а кто­то сидит. Получается забавная пирамида.
Точно так же, как в описанных выше «уличных» вариантах, игру можно проводить в качестве командного состязания. Правильно «занять» свой стул, когда комуто надо на него встать, а комуто — под него влезть, не так легко, как кажется на первый взгляд. Поэтому «чехарда вокруг стула» может стать не только упражнением, но и игрой на каком­нибудь празднике или досуге.

Пространственные игры в парах

Эти игры удобно проводить во время пауз в занятиях.

Найди свое правое ухо

Дети встают между рядами столов. Педагог «диктует»: «Поднимите правую руку. Опустите руку. Поднимите левую руку. Опустите. Положите левую руку на правое плечо. Опустите руку. Дотроньтесь левой рукой до левого уха. Дотроньтесь левой рукой до правого уха. Зажмурьте правый глаз» и т.д.

Дотронься до соседа

Детям предлагается встать изза стола и разбиться на пары. Пары можно образовывать прямо между рядами столов: один играющий стоит впереди — другой сзади.
Педагог «диктует»: «Положите правую руку на правое плечо соседа. Опустите руку. Положите левую руку на левое плечо соседа. Опустите руку. Потрогайте левой рукой его левое ухо. Потрогайте левой рукой его правое ухо. Погладьте его правой рукой по правой щеке». И т.д.
Затем играющие меняются местами.

К разного рода командам на касание можно добавлять повороты, хлопки, шлепки — то есть счет.
Тогда команда будет выглядеть так: «Повернитесь кругом через правое плечо и три раза хлопните в ладоши!», «Повернитесь два раза через левое плечо и хлопните себя по коленкам два раза».
Но это уже очень трудные упражнения. Если дети проделывают их с легкостью, они уже готовы учиться.

Марина АРОМШТАМ

Продолжение следует

Рейтинг@Mail.ru