Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №4/2008

РАБОЧИЙ СТОЛ

Галина УРАДОВСКИХ

Руки учат говорить

Развитие речи детей через конструктивную и изобразительную деятельность

 

Галина Урадовских, автор «универсального лоскутного конструктора», представляет новую систему речевого развития детей.

 

Речь развивается в союзе с продуктивной творческой деятельностью – вот основной тезис программы.

 

 

Изначально программа адресована детям младшего дошкольного возраста с ОНР, но может быть использована и в системе предшкольной подготовки для детей, имеющих проблемы речевого развития.

 

Автор выражает благодарность педагогическому коллективу детского сада № 34 г. Москвы: Т.И. Старшиновой (заведующей), Т.А. Бердниковой (старшему воспитателю), Л.П. Борисовой, Е.А. Львовой (учителям-логопедам) — за активное участие в экспериментальном исследовании с детьми младшего дошкольного возраста с ОНР.

Конспекты занятий

Первые занятия по всем видам продуктивной деятельности детей предлагаемой системы посвящены экспериментированию с каждым видом изобразительного средства и конструктивного материала. Как полагал еще Н.Н. Поддьяков, развитие творчества детей возможно на всех этапах обучения детей продуктивным видам деятельности, а не только после их насыщения определенными знаниями, умениями и навыками. Деятельность экспериментирования с разными материалами позволяет ребенку испытать радость познания и первых самостоятельных находок на фоне высокого эмоционального тонуса; отмечается всплеск познавательной и речевой активности, как основа детского саморазвития.

СЕНТЯБРЬ. ТРЕТЬЯ НЕДЕЛЯ

ТЕМА: «ДЕТСКИЙ САД»

 Конструирование из бумаги

Занятие № 1. «Мы любим заниматься с бумагой»

 Программное содержание

1. Познакомить детей с разными свойствами бумаги (мягкость, плотность, гладкость, матовость, цвет, по-разному называется) в процессе самостоятельного экспериментирования с ней.

2. Развивать воображение, осваивать действия «опредмечивания» — учить видеть в обрывках или комках смятой бумаги конкретные предметы (объекты) реальной действительности.

3. Упражнять по-разному действовать с бумагой (мять, рвать).

4. Учить работать совместно с воспитателем и сверстниками подгруппы.

Задачи речевого развития*

1. Ввести в активный словарь: существительные (бумага, трубочка, комок, полоска, салфетка, газета, цвет, картон, пальцы, руки); прилагательные (послушная, красивая, газетная, туалетная, синяя, красная, зеленая, желтая, мягкая, твердая, гладкая, большой, маленький); глаголы (шуршит, рвется, свернуть, разорвать, порвать, смять, сжать, помогать, вижу, видим).

2. Учить понимать вопросы косвенных падежей «Что?» (мну, комкаю), «Чем?»; отвечать на вопросы «Что это?», «Кто это?», «Что делает?» с опорой на предмет и действие; согласовывать прилагательные с существительными в мужском и женском роде единственного числа именительного падежа (Бумага какая? — Послушная, мягкая, твердая, гладкая, синяя. Трубочка большая, маленькая. Комок большой, маленький, красный, синий, желтый, зеленый); строить предложения из двух слов (Вот салфетка. Дай комок).

 Речевой материал

Мы бумагу не жалеем,
Что выходит — посмотри.
Мы бумагу не жалеем,
Загибаем уголки.

(О.Дыбина)

 Демонстрационный и раздаточный материал: разные по цвету, мягкости и фактуре обрезки бумаги (гофрированная, писчая, газетная, разные по цвету столовые, туалетная, картон).

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Воспитатель обращает внимание детей на бумагу, лежащую у них на столах. Он предлагает детям самостоятельно ее рассмотреть и позаниматься с ней по своему усмотрению, дает возможность детям активно действовать с материалом, не комментируя их действия.

2. Спустя 2–3 минуты воспитатель уточняет, что дети действуют с бумагой по-разному: одни мнут ее, другие — рвут, складывают и делают из нее комочки. Вопросами и восклицаниями воспитатель комментирует действия детей.

Возможные комментарии

— Вова взял бумагу. И Аня взяла бумагу. А Оля взяла газету. Это газетная бумага.
— Давайте бумагу порвем! Вот так!
— Таня рвет бумагу. И Вова рвет бумагу. Мы рвем бумагу.
— Вова, что ты сейчас делаешь с бумагой? (Вова: «Рву».)
— Таня, что ты сейчас делаешь с бумагой? (Таня: «Рву».)
— Таня, что ты сейчас рвешь? (Таня: «Бумагу».)
— Нина, возьми красную салфетку. — Нина взяла красную салфетку. — Нина, что ты взяла? (Нина: «Салфетку».)
— Нина, какую салфетку ты взяла? Какого она цвета? Какая? (Нина: «Красная».)
— Миша, тебе дать зеленую салфетку? Скажи, дайте салфетку! Повтори: «Дайте салфетку!» (Миша: «Дайте салфетку».)
— Миша мнет салфетку. И Таня мнет салфетку. Мы мнем салфетки.
— Таня, что ты сейчас делаешь с салфеткой? Ты салфетку мнешь? (Таня: «Мну».)
— Что мы сейчас делаем с салфетками? (Дети: «Мнем».)
— Что мы мнем сейчас? (Дети: «Салфетки».)
— Мы салфетку мнем. Салфетка шуршит. Послушайте, салфетка шуршит. Аня, у тебя салфетка шуршит?
— Чем мы мнем салфетку? Мы мнем ее руками, пальчиками.
— Салфетка мягкая. Она легко мнется. Вот какая мягкая салфетка. Она мягкая.
— Таня, какая салфетка, скажи! Она мягкая? (Таня: «Мягкая».)
— У меня получился комок. Вот какой комок у меня получился. Таня, у тебя получился комок? (Таня: «Получился».)
— Миша, что у тебя получилось? Что это? (Миша: «Комок».)
— Вот какие большие комки у нас получились!
— Таня, какой комок у тебя? Большой? (Таня: «Большой».)
— У Тани получился большой комок. А у Ани какой комок получился?
— Салфетка легко мнется. Она послушная. Какая салфетка? Скажи, Таня! Она послушная?
— Вот сколько комков у нас получилось! Комки большие и маленькие! Таня, покажи маленький комок! Какой он? Скажи! Миша, покажи зеленый комок! Правильно, этот комок зеленый! Скажи, какой он. Повтори: зеленый! (Миша: «Зеленый».)
— Бумага гладкая. Проведите по ней рукой, чувствуете, какая она гладкая?
— Что мы будем делать дальше? Мы свернем бумагу. Вот так. Вот какая трубочка получилась! Аня свернула бумагу. Вова свернул бумагу. Мы свернули трубочки. Вова, что ты сделал? Ты трубочку свернул? (Вова: «Свернул».)
— Аня, что у тебя получилось? (Аня: «Трубочка».)
— Вова, у тебя какая трубочка получилась — большая или маленькая? Скажи!
— В трубочки можно посмотреть! Вот так! Давайте посмотрим в трубочки! Вова, ты Аню видишь? (Вова: «Вижу».)
— Мы друг друга видим!

Воспитатель побуждает детей к сопряженному и отраженному проговариванию речевого материала. Он помогает обобщить чувственный опыт детей, заметить особенности каждого вида бумаги (какая бумага громче шуршит, какая легче рвется, какая самая красивая, с какой легче работать, какую легче свернуть в трубочку или комок, какая более послушная и др.).

3. В конце занятия детям читают отрывок из стихотворения, предлагают рассмотреть результаты практической деятельности и назвать их (например: ягода, конфета, туча, лист, трубочка и др.).

Конструирование из строительного материала

Занятие № 1. «Как заниматься с этими кубиками и кирпичиками?»

Программное содержание

1. Предоставить детям возможность самостоятельно познакомиться с кубиками, кирпичиками, призмами (различать формы, называть их); подвести к пониманию функционального назначения материала — строить разнообразные конструкции.

2. Учить экспериментировать и самостоятельно открывать конструктивные свойства строительного материала. Развивать воображение, осваивать действия «опредмечивания» — видеть в разных по форме и величине деталях строительного материала, объединенных по определенному принципу, знакомые объекты.

3. Побуждать соединять и размещать детали в пространстве разными способами.

4. Воспитывать интерес к конструктивной деятельности из строительного материала и желание строить простейшие модели реальных объектов. Учить работать совместно со сверстниками.

Задачи речевого развития

1. Ввести в активный словарь детей: существительные (кубик, кирпичик, дом, башня; другие существительные, обозначающие постройки по замыслу детей); прилагательные (большой, маленький, одинаковый, разный, низкий, высокий, твердый, желтый, красный, синий, зеленый); глаголы (положил, соединил, поставил, сделал, построил); местоимения (я, он, она, они, мы).

2. Учить согласовывать местоимения с глаголами настоящего и прошедшего времени (Я сделал. Мы построили. Она поставила); отвечать на вопросы с опорой на предмет и действие (Что делает? Что делают? Что сделал? Что сделали? Что это?); строить предложения из двух слов.

Речевой материал

Вот кубики наши.
Мы строим дома.
Ты тоже научишься
Строить дома.

(Отрывок из стихотворения Н.Найденовой «Новая девочка»)

Демонстрационный и раздаточный материал

Настольный строительный материал: кубики, кирпичики, призмы (по 10 штук каждого вида для одного ребенка).

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Воспитатель приглашает детей сесть за столы и знакомит их с деталями строительного материала: показывает, называет и просит повторить название каждой детали, но не называет их функциональное назначение.

Вопросы и реплики, обращенные к детям:

— Что это? (Кубик.)
— Эти кубики одинаковые или разные? (Разные.)
— Этот кубик похож на кирпичик. Он так и называется — «кирпичик». Повтори, Ваня, что это?
— Посмотрите, эти «кирпичики» одинаковые или разные?
— Какой кирпичик длинный? Этот кирпичик длинный. Повтори, Полина!
— А этот кубик на что похож? (На крышу.) Такой кубик называется «призма». (Дети должны научиться отличать эту деталь от других элементов строительного материала, но называть ее не обязательно.)
— Посмотрите, какой формы эта деталь.
— Покажите, где у этого кубика уголки?
— Кубик, кирпичик, призма — это детали.

2. Воспитатель предлагает детям позаниматься с материалом (кубиками, кирпичиками, призмами) по своему усмотрению, делать с ним то, что хочется. Дети экспериментируют с деталями строительного материала. Одни из них перебирают, рассматривают детали строительного материала; другие стучат кубиками и кирпичиками или возят их по столу, как машину; третьи пытаются строить элементарные конструкции. Воспитатель наблюдает за самостоятельной деятельностью детей, подбадривает их, учит работать только на столе и побуждает к «оречевлению» своих практических действий с материалом.

Реплики, обращенные к детям:

— Даня, что ты сейчас сделал с кубиком — поставил или положил его?
— Миша, что ты взял — кубик или кирпичик?
— Настя, что в руках у Вани? Скажи, Настя, что у него?
— Кубик мягкий или твердый?
— А кирпичик какой?
— Аня, что ты сейчас делаешь?
— Ваня, что Аня сейчас делает? Она что делает? (Она строит.)

Увидев, что кто-то из детей группы «сконструировал» простейшую модель реального объекта (непроизвольно соединил детали), воспитатель привлекает к этой модели внимание всех детей: просит рассмотреть ее, сказать, из каких деталей она состоит.

— Миша, что у тебя получилось? Что это? (Это домик.) Посмотрите, дети, какой дом получился у Миши.
— Миша, где стены домика? Покажи кубик, из которого получились стены.
— Миша, покажи: где крыша? Эта деталь называется «призма».
— Какого цвета крыша? Крыша какая? (Она зеленая.)
— Аня, какой домик получился у Миши — маленький или большой?
— А у тебя что получилось? На что это похоже?
— Юрина башня какая — высокая или низкая? Башня какая?

3. После того, как дети самостоятельно позанимаются со строительным материалом (5–7 минут), воспитатель подводит итог: кубики, кирпичики, призмы — это строительный материал. Из него можно строить разные постройки.

Детям предлагается сказать, что у каждого из них получилось: нужно назвать постройку словом или сказать, на что она похожа. Если ребенок затрудняется ответить, все дети помогают ему. По ходу беседы закрепляется название деталей строительного материала; дается положительная оценка стараниям каждого ребенка.

Вопросы к детям:

— Митя, что у тебя получилось?
— Аня, а у тебя что получилось?
— Что ты построил, Ваня?
— Юра, что ты сделал? Что это?
— Какую красивую постройку построил Юра! Он построил ее из кубиков.
— У Ани постройка из кирпичиков. Повтори, Ваня: что это?
— Покажите кубик. Покажите призму. Где кирпичик?

Конструирование из деталей универсального конструктора

Занятие № 1. «Как заниматься с этими фигурками?»

Программное содержание

1. Познакомить детей с конструктивными свойствами и функциональным назначением деталей универсального конструктора в процессе самостоятельного экспериментирования с его элементами (разными по форме, цвету, величине геометрическими фигурами).

2. Развивать воображение, осваивать действие опредмечивания — учить видеть в разных сочетаниях элементов конструктора конкретные предметы (объекты) действительности.

3. Учить детей аккуратно действовать с деталями конструктора.

4. Воспитывать желание работать совместно с воспитателем и сверстниками подгруппы.

Задачи речевого развития*

1. Ввести в активный словарь: существительные (фигурка, кружок, треугольник (крыша), квадратик, ягодка, яблочко, картина); глаголы (лежать, помогать, брать, делать, положить, собрать, снять, потерять); прилагательные (красивый, разноцветный, зеленый, красный, желтый, синий, круглый, маленький, большой).

2. Учить согласовывать прилагательные с существительными (цветок синий, красный, желтый, красивый; дом низкий; ягодка красная, маленькая; кружок маленький, большой); отвечать на вопросы (Что это? Что делаешь?) с опорой на предмет и действие; строить предложения из двух слов (Я беру. Оля сделала); употреблять глаголы единственного и множественного числа настоящего и прошедшего времени (кружок лежит — яблоки лежат; я беру — они берут; я положил — они положили; он сделал — мы сделали; я собрал — мы собрали; я снял — мы сняли).

Демонстрационный и раздаточный материал: разные по форме, цвету и величине детали конструктора (квадрат, кружок, треугольник).

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Воспитатель привлекает внимание детей к конструкторскому материалу и предлагает позаниматься с элементами конструктора — поиграть с ним так, как они захотят. Их действия не комментируются.

2. Спустя 5–7 минут воспитатель, не давая прямых указаний, используя только вопросы к детям, косвенно направляет ход детской деятельности, учит видеть в разных сочетаниях элементов конструктора конкретные предметы (объекты), развивает способность замечать выразительность цвета геометрических фигур и сочетание их с фоновой поверхностью стенда.

Реплики педагога и вопросы к детям:

— Вова взял кружочек. И Аня взяла кружочек. А Оля взяла квадратик. Коля, что у тебя в руках?
— Давайте посмотрим, что получилось у Коли. Коля, что у тебя получилось?
— Вова, что ты сейчас делаешь?
— Таня, что ты сейчас делаешь?
— Нина, возьми красный кружок.
Нина взяла красный кружок.
— Нина, что ты взяла? (Кружок.) Нина, какой кружок ты взяла? Какой он? (Красный.)
— Миша, тебе дать зеленый квадрат? Скажи, дайте зеленый квадрат! Повтори! (Дайте квадрат.)
— Таня, что у тебя сейчас получилось? (Ягодка, яблочко, помидорчик.)
— Что ты сейчас делаешь?
— Что ты собираешь сейчас? (Кружочки.)
— Таня, какая фигурка у тебя в руках? Скажи! (Крыша, треугольник.)
— Вот какие большие кружочки у Толи! Толя, что у тебя получилось?
— У Тани получились большие яблоки!
— А у Ани что получилось?
— Вот сколько домов у Коли получилось! У Коли получились дома — большие и маленькие!
— Таня, покажи маленький дом! Какой он? Скажи!
— Миша, покажи зеленый дом! Правильно, этот дом зеленый! Скажи: какой он? Повтори: зеленый!
— У Вити большой кружок. Посмотрите, какой кружок большой.
— Аня, что у тебя получилось? (Цветочек.)
— Вова, у тебя тоже цветок. Твой цветок большой или маленький? Скажи! Давайте посмотрим, что получилось у других детей. Рита, скажи, что у тебя получилось?
— Вова, ты скажи!

Воспитатель помогает детям обобщить чувственный опыт, заметить особенности каждой фигурки (на что похожа, какая по форме, цвету, величине), побуждает детей к сопряженному и отраженному проговариванию речевого материала.

3. В конце занятия воспитатель предлагает детям рассмотреть результаты практической деятельности и назвать их. Например: это ягода, конфета, туча, лист, трубочка и др.

 Изобразительная деятельность

Занятие № 1. «Выставка» (экспериментирование с гуашью)

Программное содержание

1. Познакомить детей со свойствами гуаши, с особенностями ее хранения в баночках. Закрепить название некоторых цветов (красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный).

2. Развивать действие «опредмечивания» — учить видеть знакомые предметы (объекты) в разных по цвету и величине точках, линиях, пятнах.

3. Учить детей держать кисть тремя пальцами, развивая функцию пальцевого захвата; использовать гуашь, как изобразительное средство; познакомить с приемами рисования линий и точек, с техникой промывания и просушивания кисти в процессе работы гуашью разного цвета.

4. Вызывать интерес к изобразительным средствам и желание рисовать гуашью.

 Задачи речевого развития*

1. Ввести в активный словарь существительные (бумага, лист, кисточка, краски, баночка, стаканчик, полоска, линия, гуашь); прилагательные (желтый, зеленый, синий, красный, белый, черный, прямой, длинный, короткий); глаголы (набирать, провести, сполоснуть, промокнуть, придержать, взять, рисовать, отжать).

2. Учить понимать вопросы косвенных падежей: Кого? Что? (винительный падеж единственного числа); отвечать на вопросы с опорой на предмет и действие (Что это? Что делаешь? Что делаете?); употреблять глаголы единственного и множественного числа (взял(а) — взяли, рисую — рисуем, нарисовал(а) — нарисовали, провел(а) — провели); строить предложения из двух слов (Вот стаканчик. Дай кисточку).

 Речевой материал

Мы — подружки-линии
Короткие и длинные.
Если много точек взять —
Нас легко нарисовать.

(О.Ивановская)

Загадка о карандашах и фломастерах

Живут в коробке мальчики,
Одетые в кафтанчики.
Синий, желтый, голубой,
Дружат с небом и водой,
И с веселым солнцем
За моим оконцем.

(Е.Шкловский)

Раздаточный и демонстрационный материал: кисти, вода, тряпочки, шесть баночек с разведенной гуашью, лист бумаги, карандаши, фломастеры, паспарту (по величине листа бумаги).

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Воспитатель показывает детям изобразительные средства (карандаши, фломастеры и краски с кистями), называет их и предлагает самостоятельно познакомиться с карандашами и фломастерами — позаниматься с ними по своему желанию. Загадывает загадку о них. Затем детям показывают баночки с гуашью, кисточки, стаканчики с водой.

Вопросы к детям:

— Что это? (Это кисточка. Это стаканчик. Это краски. Это баночка.)
— Где кисточка? (Вот кисточка.)
— Где стаканчик? (Вот стаканчик.)
— Валя, попроси у Ани кисточку. (Дай кисточку.)

2. Внимание детей переключается на другое изобразительное средство — гуашь. Им предлагается самостоятельно познакомиться с гуашевыми красками. После непродолжительных самостоятельных практических действий детей с гуашью воспитатель учит их техническим навыкам и приемам работы с кистью и красками разного цвета: показывает приемы рисования кистью прямых и вертикальных линий на большом листе бумаги, читая стихотворение. Затем организуется игра «Волшебные палочки», где дети упражняются в прорисовывании линий в разных направлениях. Воспитатель просит детей рисовать правой рукой, придерживая листок бумаги левой; особое внимание обращает на приемы работы одной кистью при использовании гуаши разного цвета (нужно промывать кисть перед сменой краски, просушивать ее и др.).

Вопросы детям:

— Что ты делаешь, Валя? (Я рисую.)
— Что ты сделала? (Я взяла кисточку. Я нарисовала. Я провела линию.)
— Линия (полоска) какая — длинная или короткая? Скажи!
— Кого ты рисуешь? (Я рисую тучу. Я рисую дождь.)

3. В гости к детям приходят игрушки, воспитатель предлагает нарисовать для них рисунки и организовать выставку. Дети работают самостоятельно.

4. Воспитатель приглашает детей и игрушки рассмотреть детские работы и порадоваться им. Он активизирует детскую речь вопросами, поощряет активных детей, просит придумать название для своих картин.

Изобразительная деятельность

Занятие № 2. «Нарисуй, что хочешь» (экспериментирование с маркером)

Программное содержание

1. Познакомить детей с новым изобразительным средством — маркером и его свойствами (рисует и закрашивает, как карандаш), закрепить основные цвета спектра.

2. Учить детей видеть изображения знакомых предметов в разных по длине, конфигурации, цвету линиях и пятнах (действие «опредмечивания»).

3. Учить держать маркер тремя пальцами, развивая функцию пальцевого захвата; использовать разные по цвету маркеры.

4. Развивать интерес к процессу рисования маркерами.

Задачи речевого развития

1. Ввести в активный словарь существительные (маркер, середина, конец, точка, пятнышко, полоска, линия, пальцы, рука); прилагательные (синий, красный, зеленый, желтый, круглый, прямой, кривой, длинный, короткий, большой, маленький); глаголы (взять, держать, провести, рисовать, закрашивать, сжимать).

2. Учить понимать вопросы косвенных падежей (Чем? — творительный падеж без предлога в значении орудийности действия); отвечать на вопросы с опорой на предмет и действие (Что это? Что делаешь?); образовывать существительные множественного числа именительного падежа с продуктивными окончаниями -ы, -и, -а (точки, пятнышки, полоски, линии); строить предложения из двух слов (Это — полоска. Я рисую).

Речевой материал

А как нужно?
Как рисовать — мне брат показал.
Синее небо я рисовал.
Синее небо в синем саду,
Синюю утку в синем пруду.
Синяя туча по небу носилась,
Синее солнце за гору садилось.
Брат посмотрел и дал мне совет:
«Синего солнца на небе нет».
Брат посмотрел и сказал:
«Не спеши,
Есть же другие карандаши».

(В.Карпов)

Демонстрационный и раздаточный материал: маркеры разного цвета (красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый), чистый лист бумаги и лист бумаги с пятью контурными изображениями домиков этих цветов для каждого ребенка.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. В гости к детям приходит Петрушка, читает стихотворение, показывает детям разноцветные маркеры и рассказывает о них. Воспитатель вместе с Петрушкой сначала учат детей правильно держать маркер (тремя пальцами, развивая функцию пальцевого захвата), затем предлагают самостоятельно (по своему желанию) попробовать ими порисовать. Дети упражняются в рисовании маркером. Петрушка предлагает воспитателю посмотреть, что получилось у детей, активизируя их речь. Совместно с воспитателем и Петрушкой дети закрепляют основные цвета спектра.

Вопросы к детям:

— Что это? (Это маркер.)
— Что делает маркер? (Маркер рисует.)
— Я рисую маркером.
— Маша, чем я рисую? (Маркером.)
— Маша, чем рисует Оля? (Маркером.)
— Что мы рисуем маркером? (Точки, линии, полоски.)
— Что это? (Это — точка. Это — линия. Это — полоска.)

2. Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Один — много». Он рисует объект или предмет и называет его. Детям предлагается изменить данное слово — преобразовать его в существительное множественного числа именительного падежа (точка — точки; линия — линии; полоска — полоски; пятнышко — пятнышки).

3. Педагог показывает приемы рисования маркером линий прямыми и вращательными движениями кисти руки, дает возможность детям поупражняться в этих действиях.

4. Проводится игра: «Дым клубится». Дети подрисовывают «дым» вращательными движениями руки, подбирая цвет маркера к цвету каждого дома.

5. Детские работы выставляются на выставке. Воспитатель побуждает детей к активным высказываниям, решая речевые задачи данного занятия:

— Какие красивые работы у вас получились! А чем вы рисовали? (Маркером.)
— Что вы рисовали? (Дом. Цветок. Гриб. Девочку.)

Лепка

Занятие № 1. «Экспериментирование с пластилином и глиной»

Программное содержание

1. Познакомить детей с глиной и пластилином, как материалом для лепки; его свойствами: материал — мягкий (пластичный), из него легко лепить, катать комки или отщипывать небольшие кусочки материала.

2. Развивать воображение, осваивать действия «опредмечивания» — учить видеть в разных по форме и величине комках глины (пластилина) знакомые предметы.

3. Познакомить детей со свойствами пластического материала и приемами работы с ним на доске или клеенке.

4. Воспитывать у детей интерес к пластическому материалу и желание работать с ним. Учить работать совместно со сверстниками.

Задачи речевого развития

1. Ввести в активный словарь детей: существительные (глина, пластилин, доска (клеенка), кусок, салфетка, рука, пальцы); прилагательные (мягкий, большой, маленький, твердый); глаголы (раскатывать, отщипывать, отрывать, сплющивать, лепить, мять); местоимения (я, он, она, они, мы).

2. Учить согласовывать местоимения с глаголами настоящего и прошедшего времени (я леплю; он, она лепит; они лепят; мы лепим; я, он смял; она смяла; мы смяли); отвечать на вопросы с опорой на предмет и действие (Кто это? Что делает? Что делают? Что сделал? Что сделали? Что это?); строить предложения из двух слов.

Речевой материал

Я леплю из пластилина,
Льва и львенка лепит Нина.

(Л.Снегирева)

Демонстрационный и раздаточный материал: глина, пластилин, доски или клеенки, салфетки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Воспитатель показывает детям глину и пластилин, называет пластический материал. Читает стихотворение.

Вопросы к детям:

— Что это? (Это глина. Это пластилин.)
— Где глина? (Вот глина.)
— Где пластилин? (Вот пластилин.)
— Миша, попроси у Кати пластилин. (Дай пластилин.)

2. Затем воспитатель предлагает каждому ребенку позаниматься с данным материалом по своему усмотрению, делать с ним то, что хочется. Дети экспериментируют, воспитатель наблюдает за самостоятельной деятельностью детей и проводит словарную работу согласно задачам данного занятия. Учит детей работать только на доске, не пачкая стол, пользоваться салфеткой.
Воспитатель побуждает детей к сопряженному проговариванию речевого материала.

— Что ты делаешь с пластилином, Миша, с его кусочками? (Я отщипываю кусочки.)
— Что ты делаешь с пластилином, Маша? (Я мну пластилин.)
— Что Катя делает? (Она лепит.)
— Что ты сделала, Маша? (Я отщипнула кусочек.)
— Кусочек какой? (Маленький.)
— Кусочек твердый или мягкий? (Мягкий.)

3. Воспитатель читает стихотворение, предлагает детям рассмотреть, что у них получилось из пластилина в результате игры с ним, и рассказать об этом: что у вас получилось? На что это похоже? Если ребенок затрудняется ответить, воспитатель просит других детей помочь ему. По ходу беседы выясняются свойства и приемы работы с глиной и пластилином. Воспитатель дает положительную оценку детским работам и аккуратности детей в работе с пластическим материалом.

Вопросы к детям в конце занятия:

— Дети, что мы делали с пластилином? (Раскатывали, отщипывали, отрывали, сплющивали, мяли.)
— Что мы мяли? (Мы мяли глину (пластилин).)
— Что мы сплющивали? (Глину (пластилин).)

СЕНТЯБРЬ. ЧЕТВЕРТАЯ НЕДЕЛЯ.

ТЕМА: «ОВОЩИ»

Конструирование из строительного материала

Занятие № 2. «Поедем на машине по широкой дороге на дачу и пойдем по узкой дорожке в огород»

Программное содержание

1. Расширять представления детей об изменениях в живой и неживой природе осенью, рассказать о созревании овощей. Знакомить с протяженностью объектов; характерными признаками и назначением дорог и дорожек (длинная-короткая дорога, узкая-широкая дорожка). Учить различать широкую и узкую сторону кирпичика и его величину (длинный, средний, короткий).

2. Учить строить по образцу два варианта дороги (простейшие модели реального объекта: узкая дорожка для пешеходов, широкая дорога для машин) и обыгрывать постройки. Развивать воображение, осваивать действия «опредмечивания» — учить видеть дорогу в элементах строительного материала, объединенных определенным образом.

3. Учить строить дорогу по показу воспитателя; согласовывать работу обеих рук; плотно соединять кирпичики (узкой и широкой стороной) и размещать в пространстве по горизонтали в процессе конструирования; обыгрывать постройку; разбирать свои постройки и аккуратно складывать детали в коробку.

4. Воспитывать интерес к конструктивной деятельности, желание строить и заканчивать начатую постройку; работать в коллективе сверстников.

Задачи речевого развития

1. Ввести в активный словарь детей: существительные (кирпичик, машина, кукла, дорога, дорожка, тропинка, люди, дети, овощи, огород, фрукты, сад, деревья, забор, дом, дача); прилагательные (маленький, длинный, узкий, широкий, короткий); глаголы (делать, построить, положить, ехать, идти, бежать); наречия (мало, много).

2. Учить понимать вопросы косвенных падежей (винительный падеж единственного числа и родительный падеж множественного числа);

— отвечать на вопросы с опорой на предмет и действие (Кто это? Что делает? Что это? Для кого? Для чего?); употреблять наречия «много», «мало»;
— строить предложения из двух слов (Вот дорога. Тут дорожка. Это кирпичик).

Речевой материал

Ехали мы, ехали,
На дачу приехали.
Дети шли, шли, шли,
В огород зашли.

(Е.Пожиленко)

Дети в огород идут,
А там овощи растут.

(Л.Смирнова)

Бежали наши ножки
По узенькой дорожке,
А большие ноги —
По широкой дороге.

(Л.Арефьева)

Демонстрационный и раздаточный материал: картинки с изображением овощей; широких дорог с машинами, наполненными урожаем, и дорожек, ведущих в огород; кирпичики: четыре длинных, шесть средней величины и десять–двенадцать коротких для каждого ребенка; игрушки: маленькая кукла и машинка.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Воспитатель рассказывает о большом урожае овощей, читает стихотворение Л.Смирновой; предлагает рассмотреть картинки с изображением овощей. Затем переключает внимание детей на другие картинки, на которых изображены машины, везущие урожай с полей по широкой дороге, и людей, идущих в огород по узкой тропинке. Воспитатель подводит детей к пониманию того, что по широким дорогам ездит грузовой и пассажирский транспорт (грузовые машины, трамваи, автобусы), по узким дорожкам, вдоль больших дорог, ходят пешеходы или ездят на велосипеде люди (взрослые и дети). Узкие дорожки есть на каждой даче, они ведут в огород, где зреют разные овощи.

Вопросы к детям:

— Что здесь изображено? Что вы здесь видите? (Это сад. Это дом.)
— Что это такое? (Дорога.)
— Дорога широкая или узкая? Какая она?
— А это что? (Тропинка.)
— Что можно сказать о тропинке? Она какая? (Узкая, длинная.)
— А это что? (Это овощи.)
— По какой дороге едет машина? По узкой или широкой?
— Эта тропинка какая? (Узкая.)

2. Подводится итог беседы по картинкам: чтобы поехать на машине за урожаем и привезти его домой, необходимо построить широкую дорогу из кирпичиков.

Педагог показывает детям кирпичики, спрашивает, как называются эти детали. Предлагает взять по кирпичику в руки, рассмотреть их, найти узкую и широкую стороны. Показывает образец постройки широкой дороги; предлагает рассмотреть построенную дорогу, уточняет ее назначение: широкая дорога для машин; объясняет и показывает, как построить широкую дорогу, как соединить кирпичики между собой.

Вопросы к детям:

— Кто запомнил, как называется такой кубик? (Кирпичик.)
— Повтори, Ваня, что это?
— Посмотрите: эти «кирпичики» одинаковые или разные?
— Какой кирпичик длинный? Этот кирпичик длинный. Повтори, Полина!
— Возьми, Ваня, кирпичик. Что ты взял?
— Покажите, где узкая сторона у кирпичика?
— Где длинная сторона? Проведите пальчиками по длинной стороне, вот так. Эта сторона кирпичика какая?
— Посмотрите, как я буду строить широкую дорогу.
— Я взяла один кирпичик, положила его вот так. Я положила кирпичик на широкую сторону. Теперь беру второй кирпичик. Положу его вот так, близко к первому кирпичику. Положила кирпичик к кирпичику, кирпичики лежат рядом. Смотрите, как я положила кирпичики: широкой стороной к широкой стороне. Между кирпичиками не осталось даже щелочки. Кирпичики лежат рядом. Я положила их аккуратно. И еще положу кирпичик так же. Вот как много кирпичиков я положила.

Вопросы к детям:

— Что у меня получилось, как вы думаете?
— Узкая или широкая дорога получилась?
— Как вы думаете, широкая дорога для людей или для машин?

3. Самостоятельное выполнение детьми задания. Воспитатель осуществляет индивидуальный показ приема плотного соединения деталей в широкую дорогу по горизонтали.

Вопросы и задания:

— Ваня, возьми кирпичик. Что ты взял?
— Покажи, где узкая сторона у кирпичика.
— Где длинная сторона?
— Эта сторона кирпичика какая?

— Посмотри, Полина, как нужно строить широкую дорогу. Нужно взять один кирпичик, положить его вот так, на широкую сторону. Теперь взять второй кирпичик. Положить его вот так к первому кирпичику. Смотри, как лежат кирпичики: широкой стороной к широкой стороне. Кирпичики лежат рядом, аккуратно. Щелочки не осталось между кирпичиками. И еще положу кирпичик так же. Теперь ты возьми кирпичик. Что ты взяла? (Кирпичик.) Положи его так же, как я показала. Вот так. Ты так же положила, как я?

— Мы ставим кирпичики или кладем? (Мы кладем.)
— Вот как много кирпичиков мы положили. Что получилось? Получилась дорога?
— Узкая или широкая дорога получилась?
— Сколько кирпичиков нам потребовалось — мало или много?

4. Когда способ соединения кирпичиков, показанный воспитателем, правильно воспроизводится детьми, они переключаются на конструирование узкой дороги. Воспитатель конструирует образец узкой дорожки, называет и уточняет ее назначение: это дорожка для пешеходов и велосипедистов. Воспитатель организует рассматривание модели, обращает внимание, что кирпичики соединены по-другому, иначе, чем при конструировании широкой дороги. Они соединены узкой стороной друг к другу. Воспитатель показывает места соединения деталей; объясняет приемы конструирования узкой дорожки: кирпичики соединяются плотно друг к другу узкой стороной, и дорога получается узкая, длинная, ровная, гладкая, без ям.

Вопросы к детям:

— Посмотрите, как я буду строить узкую дорожку.
— Какую деталь я взяла?
— Я взяла один кирпичик, положила его вот так, на самую широкую сторону.

Теперь беру второй кирпичик. Положу его вот так к первому кирпичику. Смотрите, как я положила кирпичики: узкой стороной к узкой стороне. Между кирпичиками не осталось щелочки. Положу так же еще один кирпичик. И еще один. Вот как много кирпичиков я положила. Что у меня получилось, как вы думаете?

— Узкая или широкая дорога получилась?
— Для кого узенькая дорожка?

Детям предлагается построить узкую дорожку.

Вопросы во время строительства:

— Что ты взял(а)? (Кирпичик.)
— Положи его так же, как я показала. Вот так.
— Ты так же положил(а), как я?
— Ты положил(а) кирпичики аккуратно?
— Ты соединил(а) кирпичики широкой или узкой стороной?
— Вот как много кирпичиков ты положил(а). Что получилось?
— Получилась дорожка?
— Какого цвета дорожка? Дорожка какая?
— Узкая или широкая дорожка получилась?
— Как можно назвать по-другому узенькую дорожку для людей? (Тропинка.)
— Короткая или длинная получилась тропинка?

5. Воспитатель помогает детям объединить все узкие дорожки и все широкие дороги; раздает детям маленькие куклы и машины, спрашивает, по какой дороге им лучше передвигаться. Предлагает поиграть с игрушками — поводить кукол по узкой дорожке, повозить машины по широкой дороге; читает стихотворение Е.Пожиленко; дает положительную оценку стараниям детей.

Вопросы и реплики в конце занятия:

— Кто пойдет по узенькой дорожке в огород?
— И куколка пойдет по узенькой дорожке. Куколке нравится ровная узкая дорожка.
— Какую узкую длинную дорожку построили!
— По какой дороге поедет машина на дачу?
— Даня, покатай свою машинку по широкой дороге!
— Мы построили дорожки или нарисовали?
— Из каких деталей мы построили дорожки? Что мы брали?
— Какие хорошие дороги получились! Вот какая широкая ровная дорога для машин! И узенькая дорожка хорошая!

После того, как дети обыграли свои постройки, воспитатель показывает, как разбирать постройки и укладывать материал на место; поощряет тех детей, которые стремятся помогать укладывать материал на место. Воспитатель показывает, как это делать: сначала разбирают постройку сверху донизу и детали группируют по формам на столе (отдельно кубики, кирпичики и т.д.), а затем убирают их со стола в отведенное для строительного материала место. Воспитатель фиксирует внимание детей на названии: «Будем складывать кирпичики», «Принесите кирпичики», побуждает детей к тому, чтобы они сами называли детали правильно.

Лепка

Занятие № 2. «Огурчик»

Программное содержание

1. Развивать представления детей о характерных признаках формы, величины, цвета огурца.

2. Развивать воображение, осваивать действия «опредмечивания» — учить видеть огурец в пластическом материале определенной формы.

3. Учить лепить огурец, используя прием раскатывания пластического материала прямыми движениями ладоней; согласованно работать обеими руками; соразмерять нажим ладоней на ком глины; передавать наиболее характерные признаки огурца; аккуратно пользоваться пластическим материалом на доске или клеенке, не пачкать стол, одежду.

4. Воспитывать желание лепить из глины (пластилина); учить работать в коллективе.

Задачи речевого развития

1. Ввести в активный словарь детей существительные (глина, пластилин, доска, салфетка, кусочек, комок, огурец, огурчик); прилагательные (зеленый, овальный, большой, маленький, длинный); глаголы (раскатывать, катать, сжимать); наречия (мало, много); числительные (один).

2. Учить понимать вопросы косвенных падежей (винительный падеж единственного числа); отвечать на вопросы с опорой на предмет и действие (Кто это? Что делает? Что это?); употреблять числительное «один» и наречия «много», «мало»; строить предложения из двух слов (Это огурчик. Вот комок).

Речевой материал

Приходите в огород
Посмотреть, как все растет,
Как играют в прятки
Огурцы на грядке.

(Е.Благинина)

Демонстрационный и раздаточный материал: огурцы разной величины (натуральные или муляжи); иллюстрации, изображающие огурцы; пластический материал, доски или клеенки, салфетки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Воспитатель читает стихотворение и рассматривает с детьми огурец; уточняет его цвет, форму (длинный, похож на колбаску).

Вопросы к детям:

— Что это? (Это огурец.)
— Какого он цвета? Огурец какой? (Зеленый огурец.)
— Какой огурец по форме? (Овальный огурец.)
— Какой огурец по величине? (Длинный, маленький, большой.)

Педагог показывает детям приемы раскатывания комка глины (кусочка пластилина) прямыми (продольными) движениями между ладонями, чтобы получился «цилиндр» — огурчик овальной формы.
Особое внимание педагог уделяет тому, что раскатывать материал следует одновременно двумя ладошками, не сильно сжимая его в руках, чтобы столбик получился не очень длинным и не очень тонким, а в меру коротким и толстеньким, как настоящий огурчик. Воспитатель учит передавать наиболее характерные признаки огурца.
Воспитатель реализует речевые задачи, активизируя словарный запас детей.

Вопросы для активизации речи:

— Что ты делаешь, Маша? (Я леплю огурец.)
— Большой у тебя кусочек пластилина? (Маленький, большой.)
— Много у тебя кусочков пластилина? (Один кусочек.)

2. Дети самостоятельно выполняют задание. Педагог в идивидуальном порядке помогает детям, испытывающим затруднения в работе, дополнительно объясняет приемы работы; помогает детям сделать огурчик примерно одинаковой длины и толщины.

Вопросы к детям:

— Что это у тебя получилось? (Это огурчик.)
— Огурчик какого цвета, какой? (Зеленый огурчик.)
— Огурчик какой формы, какой? (Длинный, овальный.)

3. Воспитатель читает стихотворение и рассматривает с детьми «урожай» слепленных огурцов, актуализирует словарь и дает положительную оценку стараниям детей.

Реплики педагога:

— Посмотрите, как много огурцов! Сколько огурцов? (Много.)
— Давайте скажем: «Много огурцов». (Много огурцов.)
— Что мы делали? (Мы лепили.)
— Что мы лепили? (Огурцы.)

Изобразительная деятельность

Занятие № 3. «Богатый урожай помидоров»

Программное содержание

1. Познакомить детей с особенностями цвета и формы помидора; учить различать и называть помидор.

2. Учить изображать помидор с помощью красок; развивать способность к «опредмечиванию», к способности видеть помидор в круглом красном пятне краски.

3. Учить детей ритмом красных пятен изображать богатый урожай плодов на помидорном кусте, передавая его характерные особенности.

4. Воспитывать навыки совместной деятельности.

Задачи речевого развития

1. Ввести в активный словарь существительные (помидор, куст, лист); прилагательные (красный, круглый, большой, маленький, вкусный, спелый); глаголы (посмотреть, рассмотреть, держать, располагать, рисовать); наречия (мало, много).

2. Учить понимать вопросы косвенных падежей (Кому? — дательный падеж единственного числа); отвечать на вопросы с опорой на предмет и действие (Что это? Что делаешь?); образовывать существительные множественного числа именительного падежа с продуктивными окончаниями -ы, -и (помидоры, точки, круги); строить предложения из двух слов (Это — помидор. Вот помидоры. Я увидел (помидор)).

Речевой материал

Загадка

Я важный и сочный.
У меня красные щечки…

(Помидор)

Помидоры

В огороде за забором
Поспевают помидоры.
Держатся за колышки —
Греются на солнышке.

(М.Смирнова)

Демонстрационный и раздаточный материал: предметные картинки с вариантами изображения помидорных кустов, помидоры (муляжи или натуральные); для каждого ребенка трафаретное изображение помидорного куста из зеленой бумаги, гуашь красного цвета, кисти больших размеров, банки с водой, салфетки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Воспитатель загадывает загадку о помидоре; показывает натуральный помидор (или муляж), предлагает его обследовать (ладонями) и рассмотреть, отмечая форму, цвет, величину. Затем показывает детям иллюстрации, изображающие варианты помидорного куста. Уточняет представления детей о форме и цвете плодов, о том, что на кусте их много (весь куст усыпан помидорами).

Вопросы к детям:

— Что это? (Это помидор.)
— Какого цвета помидор, он какой? (Помидор красный.)
— Какой помидор по форме? (Помидор круглый.)
— Какой помидор по величине? (Маленький, большой.)
— Что это на кусте? (Помидоры.) Их много. Много помидоров.
— Чего много на кусте? (Много помидоров.)

2. Воспитатель показывает детям трафарет помидорного куста; предлагает рассмотреть его; показывает, где у помидорного куста стебель, листья; подводит детей к пониманию, что на кусте (трафарете) можно нарисовать много помидоров. Помидоры можно нарисовать большими красными точками. Воспитатель показывает приемы ритмичного нанесения на трафарет красных пятен (помидоров) и увеличения его круговыми движениями. Воспитатель вызывает у детей желание «украсить свой куст» (трафарет) «помидорами»; предлагает детям подойти к мольбертам и приступить к работе.

3. Воспитатель руководит практической деятельностью детей, помогает косвенными и наводящими вопросами освоить технику изображения объекта круглой формы вращательными движениями из точки или пятна.

Вопросы:

— Что у тебя получилось? (Точка.)
— А сейчас? (Кружок.)

4. В конце занятия воспитатель выставляет на стенд 5–6 работ; читает стихотворение о помидорах, предлагает полюбоваться детскими работами, найти самый урожайный куст (помидорный куст, усыпанный помидорами) и поговорить о нем, используя речевой материал данного занятия.

Реплики и вопросы, обращенные к детям:

— Посмотрите, дети, какой большой куст получился.
— Что растет на кусте? (Помидоры.)
— Где помидоры? (Вот помидоры.)
— Кто увидел помидоры? (Я увидел помидоры.)
— Здесь один помидор или много? (Много.)
— Помидор какой? (Вкусный, красный.)
— А еще какой? (Спелый, маленький, круглый.)

Продолжение следует


* Задачи речевого развития, помеченные звездочкой (*), разработаны учителями-логопедами Л.П. Борисовой и Е.А. Львовой.

Рейтинг@Mail.ru