Продолжение. начало
см. в № 4/2008
Логика — оружие будущего школьника
В прошлом
номере мы начали знакомить читателей с
вариантами заданий на развитие логического
мышления будущих первоклассников.
Если овладение предыдущими уровнями является
желательным для всех детей шестилетнего
возраста и является некоторым залогом успешного
обучения в школе, то четвертый, пятый и шестой
уровни сложности рассчитаны на одаренных детей.
Переходить к ним нужно тогда, когда дети научатся
справляться с вариантами более легких заданий.
Третий уровень сложности.
Неровные шаги
В цепочках этого уровня нужно не просто
установить, какие фигуры чередуются между собой.
Здесь фигуры чередуются группами.
Два круга — треугольник — два круга —
квадрат — два круга — треугольник — …
В самих группах может быть заложен принцип
увеличения количества фигур от шага к шагу.
Один круг — один треугольник — два круга —
два треугольника — три круга — …
Принцип изменения количества фигур может быть
более сложным.
Один круг — два треугольника — один круг —
три треугольника — один круг — …
Две чашки — ложка — три чашки — две ложки —
четыре чашки — …
Четвертый уровень сложности
Фигурная группа из знакомых фигур
На этом уровне ряды фигур объединены в
пространственную фигуру — квадрат. В квадрате
три ряда по три фигуры в каждом, то есть девять
символов. Одна фигура пропущена. Анализируя
порядок расположения фигур в других рядах и
характер изменения их расположения от ряда к
ряду, нужно эту пропущенную фигуру угадать.
Ребенку будет легче, если сначала квадрат будет
состоять из образных фигур.
Затем образные фигуры можно заменить знакомыми
геометрическими фигурами.
По аналогии с приведенными примерами можно
придумать множество разных цепочек.
Логические задачи можно «нагружать»
дополнительными функциями.
После того, как дети выявят закономерность,
предложите им пересчитать нарисованные фигуры:
сколько всего фигур в цепочке? Сколько грибков?
Сколько листиков? Ягодок больше или меньше, чем
грибков? На сколько ягодок меньше, чем листиков? И
т.п.
Если цепочка составлена из геометрических
фигур, это хороший повод повторить их названия.
Упражнения с пересчетом геометрических фигур
могут быть «с подвохом». С заданием сосчитать
треугольники или квадраты дети наверняка
успешно справятся. А вот задание сосчитать все
фигуры, у которых есть углы, заставит их подумать.
Точно так же, как и задание сосчитать фигуры, не
имеющие углов.
Можно предложить детям самим придумать задание
по составленной цепочке: «Внимательно
посмотрите на цепочку и придумайте для своих
друзей задание со словом «Сосчитай!»;
«Внимательно посмотрите на цепочку и придумайте
задание (задачу) со словами «Чего больше?».
Алгоритм ответа может быть таким: «Я придумал
задачу для Саши. Каких фигур больше —
треугольников или кругов?» То есть ребенок может
сразу же переадресовывать задачу другому. А
воспитатель, со своей стороны, тут же назначает
«работника скорой помощи»: «Работник скорой
помощи — Маша». Саша решает задачу, а Маша следит
за решением, в случае затруднения приходит на
помощь.
Этот прием позволяет активизировать детей,
побудить повышенное внимание к ситуации не у
одного, а сразу у троих воспитанников.
Марина АРОМШТАМ
Продолжение следует
|