Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №5/2008

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА

Детская речь рождается из общения

Речь — одно из величайших эволюционных достижений человечества, его принципиальное видовое отличие от всех живущих на земле существ.
Собственно, речь — это то, что делает человека человеком,
важнейший инструмент общения, усвоения и передачи опыта.
И конечно же с точки зрения узкопедагогической развитая речь — залог успешного обучения в школе. Поэтому дошкольная педагогика уделяет так много внимания развитию речи ребенка.
О речевых проблемах современных дошкольников и о способах их решения рассказывает Алла АРУШАНОВА, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории речевого развития Центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца.

Сегодня мы сталкиваемся с печальным обстоятельством: количество детей, имеющих нарушения речевого развития, возросло. Я не занималась сбором статистических данных о динамике таких нарушений, но могу сослаться на свой практический опыт.

В 1993 году, когда мы набирали первую экспериментальную группу трехлеток для апробирования своих образовательных программ, только у одного малыша было обнаружено недоразвитие речи. В 2002 году из семнадцати детей семеро имели такой диагноз. Существуют нарушения звукопроизношения, которые считаются нормой для трехлеток: смягченное произношение звука, их пропуск или замена одного звука другим. А вот искаженное произношение звуков — th вместо с, горловое р, грассирование или использование в речи межзубных звуков относятся к серьезным нарушениям, которые очень сложно исправлять. Об увеличении именно таких случаев я и говорю. И мои наблюдения не противоречат наблюдению коллег — и педагогов, и логопедов, и дефектологов. Конечно, меня волновали причины, приводящие к недоразвитию детской речи. На одном из научных семинаров я обсуждала эту проблему с Еленой Николаевной Винарской, видным ученым, доктором наук, психофизиологом. Казалось естественным, если бы Елена Николаевна заговорила о родовых травмах и патологии беременности, приводящих к появлению минимальных мозговых дисфункций, или о недоразвитии артикуляционного аппарата у некоторых детей. Ведь она физиолог, и ее исследования, в частности, посвящены именно этим особенностям развития ребенка. Но в качестве главной причины, порождающей недоразвитие речи, она выделила эмоциональный дискомфорт, который приходится испытывать маленьким детям и который самым губительным образом отражается на их речи.

И не случайно.

Ведь возникновению речи предшествует эмоциональное общение ребенка с матерью или другим ухаживающим за ним человеком. На появление матери у него примерно к двумтрем месяцам после рождения возникает так называемый «комплекс оживления»: малыш при появлении мамы болтает ручками­ножками и гулит. (Если, конечно, он сыт и здоров.) А мама в ответ склоняется над ребенком и разговаривает с ним, называет его ласковыми именами, спрашивает о чем­нибудь, сама же за него отвечает, поглаживает, похлопывает, берет на ручки. Иными словами, поощряет малыша к общению, к произнесению звуков, которые через несколько месяцев преобразуются в звуки речи.

Однако далеко не все молодые мамы спешат ответить лаской на обращение своих детей. Они игнорируют детский плач, считают, что нельзя приучать ребенка к рукам, развлекать его. Иначе он будто бы не сможет стать самостоятельным и не научится сам играть. Вечно будет требовать внимания.

Они глубоко заблуждаются, эти мамы. Самостоятельность и способность к игре воспитываются не отторжением ребенка от матери, не демонстрацией излишней жесткости и холодности, а внутри эмоциональных, полных любви отношений. А вот отсутствие эмоционального тепла приводит к развитию явлений так называемого «госпитализма» — психических отклонений, характеризующихся бедностью внутреннего мира, вялостью восприятия, неумением вступать в отношения с окружающими. Такие явления, как правило, наблюдаются у малышей, воспитывающихся в домах ребенка или долгое время проводящих в больнице, в отсутствие родных и близких. Но некоторые признаки госпитализма можно обнаружить и у детей, растущих в семье. Дети приходят в детский сад, и выясняется, что они не умеют общаться. Доступные им формы общения связаны с грубостью и агрессивностью. Это результат неправильного отношения к детям в семье, результат недостаточного внимания со стороны слишком занятых делами родителей. Это результат подмены общения с близкими людьми многочасовым просмотром телепередач и играми у игровых приставок.

Мы с вами живем в век техники, привыкли пользоваться ее благами и «доверять» ей разные важные дела. Мы перемещаемся с помощью машин, готовим и убираем, слушаем музыку и смотрим спектакли с помощью технических приспособлений. Но детская речь — это то, что мы не можем передоверить технике.

В специальной литературе по психолингвистике был описан случай, произошедший в одной американской семье. У глухонемых родителей родились слышащие дети, и родители мечтали, чтобы они научились говорить. В качестве обучающего средства использовали телевизор, который постоянно работал: взрослые надеялись, что дети в результате будут слышать речь. Дети действительно слышали звуки — как фоновый шум. Но совершенно не воспринимали этот шум как речь. Звуки, которые издавал телевизор, были лишены для детей всякого смысла, всякой содержательной наполненности, не связаны с общением, с удовлетворением потребностей при помощи слова. Дети в этой семье так и не заговорили. Для этого требовались совсем другие методы и приемы.

Конечно, семья во многом определяет траекторию развития ребенка. Но и педагоги детского сада могут сделать очень много. В частности, внести свою лепту в развитие умения детей общаться и, следовательно, в развитие их речи. Порой, правильно организуя детский коллектив и взаимодействие детей на занятиях и в играх, воспитатель способен избавить ребенка от дефицита общения.

Я в своих работах использую термин «активирующее общение»: воспитатель должен побуждать детей к речевой активности.

Для этого совсем не пригодны занятия в форме урока, когда дети сидят за партами, почти не шевелясь, не общаясь друг с другом, смотрят на педагога, занимающего позицию над ними, отвечают на его вопросы и выполняют его задания: «Сегодня мы будем учиться пересказывать. Послушайте, что я вам прочитаю. Ответьте на мои вопросы. Еще раз послушайте. Теперь Ваня нам расскажет то, что он запомнил. Молодец, Ваня. Теперь Петя расскажет то же самое. Теперь Света». Это типичная дисциплинарная форма организации занятия. Главное, чему она учит, — молчать. И дети в конце такого занятия готовы лезть под стол, так все это для них тяжело.

Но ведь можно пойти совсем по другому пути, решая ту же педагогическую задачу — обучать детей рассказывать, создавая игровую интригу:

«Смотрите, ребята, кто к нам сегодня пришел в гости — игрушечные зверушки. Они очень хотят с вами подружиться. Нравятся они вам? Попробуйте рассказать, как они вам нравятся, какие они красивые. Пусть Миша попробует. Какая игрушка тебе больше всего нравится? Цыпленок? Расскажи нам, какой он, почему он тебе так пришелся по душе?»

Стать обладателем понравившейся игрушки — это уже мотив, который активизирует речь ребенка. И такие мотивы — игровые, захватывающие, понятные детям — обязательно должны возникать на занятиях.

Мы в нашей лаборатории разработали систему игр, основанных на игровых мотивах. Они могут использоваться на фронтальных занятиях по развитию речи (в «сценариях активизирующего общения»). А можно играть в них во второй половине дня, с учетом желания детей. Кто хочет, будет играть с воспитателем. Кому интереснее продолжать заниматься своим делом, это его право. Правда, если воспитатель все делает правильно, мало кто из детей может устоять против желания с ним поиграть.

Представьте себе: взрослый вносит в группу красивый («волшебный») сундучок и сообщает, что в нем можно найти какие­то предметы, если «поколдовать»! Может, кто­то хочет узнать, что там спрятано? Это не так­то просто.

Ну, скажите, кто из детей сможет устоять против такого соблазна? Ведь детям всегда интересен взрослый, который приносит необычную вещь. А тут еще и предлагаются необычные действия.

От взрослого требуется произносить «волшебные» слова «таинственным» голосом: «Крекс фекспекс! Абракадабра! Открой, сундучок, свой секрет!» Из сундучка извлекаются разные предметы — хлопушка, шишка, конфетка, шоколадка. При помощи волшебных слов из одного фонарика можно сделать много фонариков.

Дети с удовольствием «колдуют», громко и тихо называют извлекаемые предметы и… отрабатывают произношение звука к, образование форм родительного падежа множественного числа существительных, которые так трудно даются. Но это для них не важно. Дидактическая задача скрыта под игровой оболочкой. Дети просто играют.

Если это удается, значит, выдерживается главное правило дошкольной дидактики: обучать дошкольников можно и нужно через их ведущую деятельность.

Но и взрослый, который так работает с детьми, не остается внакладе. Играть в дидактическую игру гораздо легче и интереснее, чем просто понуждать детей говорить. Текст сценария, построенного по принципу волшебной игры, запомнить гораздо легче. Тем более что он опирается на действия с яркими, запоминающимися предметами. А эти предметы, в свою очередь, удерживают внимание детей. Значит, и с дисциплиной будет меньше проблем.

Дело за малым: воспитатель должен захотеть так играть.

 

Рейтинг@Mail.ru