Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №5/2008

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ

Воспитание предназначено «создать здорового человека с твердой волею, с сильным и великодушным характером, умственно и нравственно развитого».

«Наиболее могущественное влияние воспитания заключается в развитии привычек в области физической, моральной, умственной».

С раннего детства ребенка надо приучать:

— строго выполнять свои обязанности;
— делиться с окружающими тем, что у него есть;
— помогать окружающим и близким, оберегать их покой.

Е.Водовозова

Елизавета Водовозова — пропагандист народной педагогики

Е.Водовозова23 марта 2008 года исполняется 85 лет со дня смерти Елизаветы Николаевны Водовозовой, писательницы и общественного деятеля, усилиями которой развивалось дошкольное образование в России.

Водовозова родилась в 1844 году в помещичьей семье. Прожила довольно суровое детство и несколько лет безрадостной жизни, будучи воспитанницей Смольного института. Однако в последние годы учебы Елизавете Николаевне улыбнулось счастье: преподавать в Смольный пришел К.Ушинский, а вместе с ним и будущий муж Водовозовой В.И. Водовозов.

Образование приобрело новый смысл и открыло новые горизонты.

С разгромом народнического движения ее мужу и ей было запрещено преподавать в государственных образовательных учреждениях. Супруги зарабатывали на жизнь литературным трудом.

Именно перу Водовозовой принадлежит один из первых фундаментальных трудов по дошкольному воспитанию «Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста». Впервые книга вышла в свет в 1871 году. Последнее ее издание относится к 1913 году. Как верная последовательница К.Ушинского, Водовозова считала необходимым использовать огромный потенциал народной педагогики в воспитании детей всех сословий и сделать основой воспитания народные песни, игры, сказки.

По архивным материалам, предоставленным Верой СЕМЕНОВОЙ,
Литературный центр В.Берестова, РГДБ

Рейтинг@Mail.ru