Воспитание предназначено «создать
здорового человека с твердой волею, с сильным и
великодушным характером, умственно и
нравственно развитого».
«Наиболее могущественное влияние
воспитания заключается в развитии привычек в
области физической, моральной, умственной».
С раннего детства ребенка надо
приучать:
— строго выполнять свои обязанности;
— делиться с окружающими тем, что у него есть;
— помогать окружающим и близким, оберегать их
покой.
Е.Водовозова
Елизавета Водовозова — пропагандист
народной педагогики
23
марта 2008 года исполняется 85 лет со дня смерти Елизаветы
Николаевны Водовозовой, писательницы и
общественного деятеля, усилиями которой
развивалось дошкольное образование в России.
Водовозова родилась в 1844 году в помещичьей
семье. Прожила довольно суровое детство и
несколько лет безрадостной жизни, будучи
воспитанницей Смольного института. Однако в
последние годы учебы Елизавете Николаевне
улыбнулось счастье: преподавать в Смольный
пришел К.Ушинский, а вместе с ним и будущий муж
Водовозовой В.И. Водовозов.
Образование приобрело новый смысл и открыло
новые горизонты.
С разгромом народнического движения ее мужу и
ей было запрещено преподавать в государственных
образовательных учреждениях. Супруги
зарабатывали на жизнь литературным трудом.
Именно перу Водовозовой принадлежит один из
первых фундаментальных трудов по дошкольному
воспитанию «Умственное и нравственное
воспитание детей от первого проявления сознания
до школьного возраста». Впервые книга вышла в
свет в 1871 году. Последнее ее издание относится к
1913 году. Как верная последовательница
К.Ушинского, Водовозова считала необходимым
использовать огромный потенциал народной
педагогики в воспитании детей всех сословий и
сделать основой воспитания народные песни, игры,
сказки.
По архивным материалам,
предоставленным Верой СЕМЕНОВОЙ,
Литературный центр В.Берестова, РГДБ |