Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №5/2008

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА

Алла АРУШАНОВА,
ЕЛЕНА РЫЧАГОВА

Игры со звучащим словом

В книге Аллы Арушановой и Елены Рычаговой «Игры со звучащим словом» представлена система усложняющихся заданий на развитие фонематического восприятия, отработку звукопроизношения, развитие интонационной выразительности речи.
Также игры направлены на подготовку детей к обучению грамоте. Они включают анализ словесного состава предложений, звукового и слогового строения слова, ознакомление с терминами «предложение», «слово», «звук», «слог», «ударение».
В играх используются многообразные игрушки и картинки. Это приблизительный набор. Он может быть заменен аналогичными предметами по усмотрению педагога.
Рекомендуется организовывать игры в свободное от занятий время по желанию детей.
Продолжение в нечетных весенних номерах.

ИГРЫ, ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, КОММУНИКАТИВНЫЕ СИТУАЦИИ

Сентябрь, № 1

Загадки розового слона

Цель: учить различать и правильно произносить звуки с и з. Выделять их голосом. Слышать звуки изолированно и в словах. Развивать речевое внимание, фонематический слух детей. Обогащать словарь образными словами и выражениями.

Материал: кузовок, розовый слон, лиса, заяц, коза, собака, змея, салфетка.

Содержание

В гости к детям приходит розовый слон. У него в кузовке игрушки, прикрытые салфеткой. Дети здороваются с игрушкой. Слон предлагает детям отгадать загадки о тех зверятах, которые сидят в кузовке.

Сама рыжеватая,
Мордочка плутоватая. (Лиса)

Зимой — белый,
Летом — серый. (Заяц)

У кого рога длиннее хвоста? (У козы)

Гладишь — ласкается,
Дразнишь — кусается. (Собака)

Пестрой лентой притворяясь,
В зелени травы скользя,
Извиваясь, изгибаясь,
По земле ползет… (змея).

(И.Лопухина)

(По мере отгадывания загадок воспитатель достает игрушки и выставляет их на столе.)

Послушайте слова: ссслон, лиссса, сссобака. Произнесите эти слова, как я (хором). Какой звук мы выделили в этих словах? (С)
Послушайте слова: зззаяц, коззза, зззмея. Произнесите эти слова, как я (хором). Какой звук выделили в этих словах? (З)
Давайте потянем звук с долго. (Хором.) А теперь потянем звук з. (Хором.)
Буду вразбивку называть звуки с и з. Когда услышите звук з, хлопните в ладоши, а когда услышите звук с — поднесите палец к губам (жест «тихо»).

Далее воспитатель называет вразбивку звуки: с, с, з, з, с, з, с, з и т.д. (Рот прикрыт листом бумаги.)

Сентябрь, № 2

Отыщи предмет

Цель: уточнять и закреплять правильное произношение звуков с, з изолированно и в словах. Учить выделять эти звуки голосом, дифференцировать их на слух. Развивать речевое дыхание, речевой слух, артикуляционный аппарат детей. Побуждать детей вступать в игровое и речевое взаимодействие.

Материал: предметы и игрушки, в названиях которых есть звуки с и з (воспитатель расставляет их в разных местах групповой комнаты на глазах у детей). Например: слон, собака, лиса, часы, стол, стул; заяц, коза, змея, звездочка, ваза, зонт.

Содержание

Воспитатель: Сегодня мы будем играть со звуками с и з. Если услышите звук з, хлопните в ладоши, если услышите звук с — поднесите палец к губам (жест «тихо»).
С, с, з, з, с, з, з; зззаяц, зззмея, зззамок, сссобака, ссслон, ваззза, зззонт, автобуссс, зззвеззздочка.
Произносите звуки вслед за мной, как эхо: ссс, ззз.
Сейчас я прочту стихотворение. В каких словах услышите звук з, хлопните в ладоши.

Лиза пробовала суп,
Заболел у Лизы зуб. (И.Лопухова)

Сейчас будем отыскивать в групповой комнате предметы, в названиях которых есть звуки с и з. (Вызывает детей по двое. Найденные предметы выставляет на столе воспитателя. Один ребенок произносит название, выделяя заданный звук. Второй ребенок произносит выделенный звук изолированно: зззаяц — з, ссслон — с. Предметы, которые не заметили дети, собирает и называет воспитатель.)
Володя, собери вместе и назови предметы, в названиях которых есть звук с. (Называет сначала один ребенок, потом все вместе по указке воспитателя. Затем так же называют предметы со звуком з.)

Сентябрь, № 3

Запомни и нарисуй

Цель: уточнять и закреплять правильное произношение звуков с и з, изолированно и в словах. Учить дифференцировать эти звуки на слух, выделять их при произнесении. Учить называть слова с заданным звуком. Побуждать детей вступать в общение по поводу нарисованного.

Материал: листы бумаги, фломастеры — по количеству детей. Картинки с изображением предметов, в названиях которых есть звуки с и з. (По 5–6 картинок.) Например: зонт, звезда, змея, ваза, замок, телевизор; собака, свинья, слон, самолет, часы, стул. Мольберт (наборное полотно).

Содержание

Воспитатель предлагает детям поиграть со звуками (з — хлопают в ладоши, с — подносят палец к губам): с, с, с, з, с, з, з, бусссы, сссолнце, сссом, зззубы, зззамок, зззабор, троллейбуссс, автобуссс, сссамовар, сссовок, зззонт, блуззза. Повторяйте слова и звуки, как я: ссс, ззз; сссовок, сссова, зззвезда, телевизззор.

Воспитатель: У меня на столе картинки. В их названиях есть звуки с и з. Будете подходить по одному, выбирать картинку, называть ее так, чтобы слышался заданный звук — с или з. Надо назвать картинку, а потом назвать звуки изолированно (зззонт — з, ссслон — с). Картинку со звуком з ставим на мольберте слева, со звуком с — справа.
Назовите все предметы со звуком с в названиях. Со звуком з.
А сейчас игра «Запомни и нарисуй». Запомните, в каких словах слышится звук с, а в каких — з. Нарисуйте на своих листах все предметы со звуком с в названии с одной стороны, а со звуком з — с другой.

Дети рисуют под негромкую спокойную музыку. По мере завершения работы приносят рисунки на стол воспитателя, называют нарисованные предметы. Рисунки рассматривают вместе с детьми. Обсуждают правильность нарисованного.

Сентябрь, № 4

По синю морю корабль бежит

Цель: уточнять и закреплять правильное произношение звуков с и з в словах и фразах. Учить выделять голосом и дифференцировать на слух эти звуки. Побуждать детей вступать в игровое и речевое взаимодействие.

Материал: игрушки: волк, медведь, заяц, лиса, кораблик, куст. Кузовок.

Содержание

Дети сидят полукругом. Воспитатель вносит кузовок с игрушками. Рассматривает их вместе с детьми и называет. Предлагает послушать об этих зверях потешку. (Демонстрирует действия с игрушками.)

По синю морю корабль бежит,
Серый волк на носу стоит,
А медведь паруса крепит.
Заюшка кораблик за веревку ведет,
Лисичка изза куста хитро глядит:
Как бы зайку украсть,
Как бы веревку сорвать.

Воспитатель: Сейчас прочитаем потешку все вместе. Я начинаю предложение, а вы оканчиваете. (Читают хором.)
Кто хочет показать театр игрушек и рассказать своими словами, как звери на корабле плавали? (Вызвать желающих. 3–4 человека.)
Послушайте слова: паруссс, носсс, лиссса. Какой звук я выделила? (С) Потяните этот звук.
А в словах зззаяц, зззайка, зззаюшка я выделила звук… (з). Потяните его.
Передаем кораблик друг другу по кругу. Я буду называть слова, а вы — называть звук с или з, который я выделила.

Примерные слова: совок, самолет, значок, золото, солнце, сад, подсолнух, снеговик, замок, заяц, зубы, зубр, забота, знамя, завод, снегирь, самосвал, грузовик, самокат, сарделька, сушки.

А сейчас будем передавать друг другу кораблик и называть слова, в которых есть звуки с, з. (Слова могут повторяться.)

Октябрь, № 5

На улице
Две курицы
С петухом дерутся

Цель: уточнять и закреплять правильное произношение звуков с и ц в словах и фразах. Учить различать их на слух, выделять голосом. Развивать речевое внимание, речевой слух детей. Побуждать детей вступать в игровое и речевое взаимодействие.

Материал: петушок и две курицы.

Содержание

Воспитатель вносит в группу игрушки. Дети окружают его стайкой.

Воспитатель: Посмотрите, кто к нам пришел! (Петушок и курочки.) Послушайте о них потешку. (Дети садятся полукругом.)

На улице
Две курицы
С петухом дерутся.
Две девицыкрасавицы
Смотрят и смеются:
Ха-хаха! Ха-хаха!
Как нам жалко петуха!

Кто хочет рассказать и показать, как дрались петух и курицы? (Вызывает желающих. Подсказывает в случае необходимости слова.)
Послушайте слова: куриЦа, улиЦа, девиЦа, красавиЦа — какой звук я выделила голосом? (Ц)
А в словах: сссмотрят, сссмеются — слышится звук… (с).
Поиграем в игру «Эхо». Буду называть слова, выделяя звук голосом. Надо повторить слово, как я, и назвать выделенный звук.
Слова: куриЦа, улиЦа, девиЦа, красавиЦа, Цыпленок, синиЦа, Цветы, колодеЦ, сссоловей, молодеЦ, сссарафан, ссстрекоза, сссыроежка, сссвет, Цвет, сссокол, Цокот, Цена, ссслива.
Будем передавать друг другу курицу со словами: цоцоцо, цоцоцо, снесла курица яйцо.

Октябрь, № 6

Отгадай предмет

Цель: учить детей четко артикулировать звуки с, ц, различать их на слух, выделять при произношении. Развивать речевое внимание, речевой слух, артикуляционный аппарат детей. Поощрять игровое и речевое взаимодействие сверстников. Учить составлять короткие текстыописания.

Материал: игрушки и предметы: сумка, совок, кастрюля, сковородка, салфетка, цветок, цыпленок, мотоцикл, собака, цепочка, ножницы. (Воспитатель раскладывает предметы в разных местах групповой комнаты на глазах у детей.)

Содержание

Воспитатель: Мы с вами узнали много разных звуков. Звуки прячутся в словах. Будем отыскивать звуки с и ц. Сначала поиграем. Если услышите звук ц, хлопните в ладоши. Если услышите звук с, поднесите палец к губам, вот так (показ: «тихо»).
С, с, ц, с, ц, ц, ц, с; цапля, сосульки, снежинка, снеговик, цифра, циферблат, подснежник, ласточка.
Будем отыскивать предметы, в названиях которых слышатся звуки с и ц. Вот здесь, где собака, соберите предметы со звуком с, а здесь, где цыпленок, — со звуком ц. (Вызывает детей по двое. Каждая пара отыскивает по одному предмету. Приносят его к столу воспитателя, называют, выделяя звук, и произносят его изолированно. Помещают предмет либо рядом с собакой, либо рядом с цыпленком. Затем называют все предметы со звуком с (ц), выделяя звук голосом.)

Воспитатель: У нас на столе разные игрушки и предметы. Мы их будем описывать. Загадывать о них загадки. Надо сказать, какой предмет, из чего он, что с ним можно делать. А мы все будем отгадывать, называть предмет. Например: это игрушка, это вид транспорта, у него есть руль, колеса, сиденье. Это… (мотоцикл). (Выслушивают всех желающих.)

Октябрь, № 7

Угадай на ощупь

Цель: уточнять и закреплять правильное произношение звуков с и ц. Учить выделять их голосом в словах и фразах, различать на слух. Развивать речевое внимание, фонематический слух детей. Поощрять игровое и речевое взаимодействие детей.

Материал: наперсток, ластик, скрепка, клипсы, бусы, ножницы, мыльница, пудреница, пинцет, пуговица, кольцо, расписное яйцо, цепочка и др. Горшочек, салфетка.

Содержание

Воспитатель рассматривает с детьми и называет предметы, которые лежат в горшочке. Определяют, какой звук — с или ц — в слове-названии. Отмечают, зачем нужен этот предмет, что с ним можно делать.

Воспитатель: Сложим в горшочек и накроем предметы салфеткой. Будем угадывать предметы на ощупь. Выходите парами. Один определяет на ощупь предмет, а другой задает вопросы: что это? Зачем нужно? Какой звук слышится? (Перед отгадыванием «колдуют»: крекс-фекс-пекс, абракадабра. Новый предмет отгадывает новая пара детей.)

Октябрь, № 8

Телефон

Цель: уточнять и закреплять правильное произношение звуков с и ц. Учить различать их на слух, выделять голосом. Произвольно строить предложения разной грамматической структуры. Вступать в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками.

Материал: предметы: кисточка, часы, коляска, цыпленок, полотенце, самолет, месяц, огурец.

Содержание

Воспитатель загадывает детям загадки.

Егор-Егорка
Упал в озерко,
Сам не потонул
И воды не всколыхнул. (Месяц)

Это что тут за зверек
Ходит вдоль и поперек?
В краске выпачканный нос,
Деревянный длинный хвост? (Кисточка)

(Я.Дорофеев)

Мы, когда идем, стоим,
И стоять умеем лежа.
Даже если убежим,
Мы не двигаемся тоже. (Часы)

Когда дитя еще не ходит,
Его гулять в ней мама возит. (Коляска)

Я с головы до ног пушок:
Еще не вырос гребешок.  (Цыпленок)

Чтоб сухим стать после бани,
Вытираться мы им станем. (Полотенце)

Не пчела, не шмель, а жужжит,
Неподвижно крыло, а летит. (Самолет)

Летом — в огороде,
Свежие, зеленые,
А зимою — в бочке,
Желтые, соленые. (Огурцы)

(По мере отгадывания загадок воспитатель выкладывает на столе предметы-отгадки.)

Послушайте слова: кисссточка, часссы, коляссска, сссамолет. Какой звук слышится в этих словах? (С)
МесяЦ, Цыпленок, полотенЦе, огуреЦ. Какой звук слышится в этих словах? (Ц)
Повторите за мной слова, как я. (Повторяет слова с выделением звуков с и ц.)
Поиграем в игру «Телефон». Будем передавать сообщение шепотом по цепочке. Последний должен повторить сообщение громко и показать предмет, о котором шла речь.
Воспитатель вызывает детей командами по четыре человека. Передают следующие сообщения.

Кисточка танцует на клумбе.
Часы собирают с цветов пыльцу.
Девица возит в коляске цыпленка.
Свинка повязала голову полотенцем.

А теперь придумайте и передайте свои шутки-сообщения.

Ноябрь, № 9

Подскажи словечко

Цель: уточнять и закреплять правильное произношение звуков ш и ж. Учить дифференцировать звуки на слух. Выделять голосом при произношении. Произносить скороговорку с вопросительной и утвердительной интонацией. Вовлекать детей в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками.

Материал: гриб (муляж).

Содержание

Воспитатель предлагает детям послушать стихотворения, помогает их читать, подсказывая словечко.

Чики-чики-чикалочки.
Едет Ваня на палочке,
А Дуня на тележке
Щелкает… (орешки).

Ладушки, ладушки!
Пекла бабка… (оладушки).

Хороши оладушки
У нашей… (бабушки).

Смотрит солнышко в окошко,
Светит в нашу комнатку,
Мы захлопаем в ладошки,
Очень рады… (солнышку)! (А.Барто)

Снег, снег кружится,
Белая вся улица!
Собралися мы… (в кружок),
Завертелись, как… (снежок). (А.Барто)

Лежебока рыжий кот
Отлежал себе… (живот). (И.Замбаева)

Лейся, дождь веселый,
Мы с тобою дружим!
Хорошо нам бегать
Босиком по… (лужам). (Р.Рашидов)

(Последние слова стихотворных строк повторяются хором дважды.)

Воспитатель: Послушайте слова: солнышшшко, орешшшки, оладушшшки, бабушшшка. Какой звук слышится в этих словах? (Ш)
А сейчас какой звук слышится? Кружжжок, снежжжок, жжживот, лужжжа. (Ж)
Повторяйте слова за мной, выделяйте звуки, как я.
Жжживот, жжжук, шшшишшшка, шшшоколад, мышшшка, жжжелудь, шшшахматы.
Сейчас потяните звук ш: шшш. И звук ж: жжж. Если буду произносить звук ж, хлопните в ладоши. А если звук ш — поднесите палец ко рту (жест «тихо»).
Ш, ш, ш, ж, ж, ш, ж, ж (рот прикрыт листом бумаги).
Повторите за мной скороговорку.

Гриб большой ежихе нужен:
Ждут ежата гриб на ужин. (И.Лопухина)

Будем передавать друг другу по желанию гриб и произносить скороговорку. Сначала спрашиваем: гриб большой ежихе нужен? Ждут ежата гриб на ужин? Потом отвечаем: гриб большой ежихе нужен. Ждут ежата гриб на ужин.

Далее воспитатель предлагает ребенку гриб и читает скороговорку с вопросительной интонацией. Ребенок отвечает утвердительно и передает игрушку по желанию другому ребенку. Повторяют 3–4 раза.

В заключение воспитатель делит детей на две команды. Первая команда читает скороговорку с вопросительной интонацией, вторая команда отвечает.

Ноябрь, № 10

Простокваши дали Клаше

Цель: уточнять и закреплять правильное произношение звуков ш и ж изолированно, в словах и фразах. Учить дифференцировать эти звуки на слух и при произнесении. Вовлекать детей в игровое и речевое взаимодействие. Активизировать словарь прилагательных, характеризующих человека и его поступки. Произносить стихотворные строки с разной интонацией.

Материал: кукла.

Содержание

Воспитатель вносит в группу куклу.

Воспитатель: Это девочка по имени Клаша. Послушайте о ней стихотворение.

Читает детям стихотворение Е.Благининой.

Простокваши дали Клаше,
Недовольна Клаша:
— Не хочу я простокваши,
Дайте просто каши.

Дали вместо простокваши
Нашей Клаше каши.
— Не хочу я просто каши,
Так — без простокваши.

Дали вместе с простоквашей
Каши Клаше нашей.
Ела, ела Клаша кашу
Вместе с простоквашей.

А поела — встала:
«Спасибо», — сказала.

Смешное стихотворение? Какой характер у девочки Клаши, какая она? (Капризная, несговорчивая, привередливая.) А когда Клаше дали каши с простоквашей, какая стала Клаша? (Довольная, радостная, спокойная.)
Давайте еще раз прочитаем вместе стихотворение. Я начинаю, а вы заканчиваете строку.
Ребята, а вы заметили что-нибудь особенное в этом стихотворении? (Высказывания детей.) Послушайте слова: Клашшша, кашшша, простоквашшша. Какой звук повторяется в этих словах? (Ш)
Произнесите звук ш шепотом, потяните его. А теперь попробуйте произнести звук ш с голосом, громко. Какой звук получился? (Ж)
Поиграем. Буду произносить звуки ш и ж. Если услышите звук ж, хлопните в ладоши. А если звук ш — поднесите палец к губам («тихо»).
Ш, ш, ж, ж, ж, ш, ж, ш, ж, ж, ж. Потяните звук ш. А теперь звук ж.
Будем передавать друг другу куклу и произносить строчки стихотворения. Будем спрашивать и отвечать. Простокваши дали Клаше? Недовольна Клаша? Простокваши дали Клаше. Недовольна Клаша.

Дети передают друг другу куклу по желанию. Допустимо, если, задавая вопросы и отвечая на них, дети переставляют слова, сохраняя утвердительную и вопросительную интонации.

Ноябрь, № 11

Мы сочиняем рассказы

Цель: уточнять и закреплять правильное произношение звуков ш, ж в словах и фразах. Дифференцировать их на слух. Составлять короткие рассказыописания и текстыповествования. Побуждать детей вступать в диалог со сверстниками.

Материал: игрушки: мышка, шмель, жук, ежик (можно картинки).

Содержание

Воспитатель загадывает детям загадки.

Эта маленькая крошка
Рада даже хлебной крошке,
Потому что дотемна
В норке прячется она. (Мышь)

И мохнат, и полосат
Облетел дозором сад,
Над цветами погудел,
Где послаще, там и сел. (Шмель)

Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Если в воздухе кружусь,
Тут уж вдоволь нажужжусь. (Жук)

Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки — ни одной. (Еж)

По мере отгадывания загадок воспитатель выставляет на столе предметы-отгадки.
Послушайте слова: жжжук, ежжжик, бежжжит. Какой звук слышится в этих словах? (Ж) Потяните этот звук. Повторите слова, как я: бежжжит, жжжужжжит, ежжжик, жжжук.
А в этих словах какой звук слышится: мышшшка, шшшмель, кошшшка? (Ш) Потяните этот звук. Повторите слова, как я. Шшшмель, мышшшка, кошшшка.
Вспомните загадки, которые я вам загадывала. Что вы узнали о шмеле из загадки? (О мышке, жуке, ежике.)
Придумайте свои рассказы о мышке, жуке, шмеле, ежике. Разбейтесь на пары и составьте свои рассказы вместе. (Спросить желающих.)

Ноябрь, № 12

Отыщи игрушку

Цель: закреплять правильное произношение звуков ш, ж в словах и фразах. Дифференцировать звуки на слух. Побуждать детей вступать в диалогическое общение.

Материал: предметы, в названиях которых есть звуки ш, ж: шишка, мышка, жираф, машина, жук, ежик, матрешка, шарик, хлопушка, лягушка, неваляшка, жеребенок, желудь, подушка, шарф, кошка, лошадка (воспитатель раскладывает их в разных концах групповой на глазах у детей).

Содержание

В гости к детям приходит жираф.

Жираф: Я спрятал в разных уголках комнаты предметы и игрушки, в названиях которых есть звуки ш и ж. Отыщите их. (Спрятанные игрушки дети отыскивают парами. Называют их с выделением заданных звуков и располагают их на столе.)

Воспитатель: Сложите все предметы, в названиях которых есть звук ш, в кузов машины. Отдайте предметы со звуком ж жирафу. Назовем предметы, выделяя звук ш (ж).
Потянем звук ш. Произнесем его с голосом. Что получилось? (Ж)
Сейчас жираф загадает игрушку. Например, жеребенка. Чтобы отгадать, надо задавать вопросы. Так, чтобы можно было ответить «да» или «нет». Например: это животное? У него есть копыта?
У него есть грива? Это жеребенок?

Вызывает ребенка, который будет помогать жирафу. (Ребенок сообщает воспитателю загаданный предмет. Воспитатель помогает детям задавать вопросы. Таким образом отгадывают 5–6 игрушек по желанию детей.)

Продолжение следует

Рейтинг@Mail.ru