Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №6/2008

ДЕТСКИЙ МИР

Растения и тайна жизни

Весной в детских садах начинается «аграрная суета»: воспитатели устраивают на окнах огородики, и дети под присмотром взрослых проращивают лук на перо, высевают семена в ящики с землей, ведут дневники наблюдений за развитием растений. Благодаря этим занятиям, считаем мы, у детей формируются представления об окружающем мире и природных явлениях, развивается наблюдательность, они овладевают некоторыми полезными практическими умениями.
Однако этим польза «растениеводческих» занятий не исчерпывается. Они, ко всему прочему, обладают еще и психотерапевтическим эффектом и в определенном возрасте способны помочь детям справиться со сложными мировоззренческими вопросами.
Если педагоги и родители об этом знают, они во время занятий с детьми смогут немного сместить акценты и обратить внимание детей на дополнительные детали, связанные с проращиванием семян и развитием растений.

Загадка жизни и страх смерти

Загадка собственного появления на свет рано или поздно начинает тревожить любого ребенка — независимо от того, выражает он это в вопросах или нет. Некоторые психологи считают, что острый интерес к проблемам рождения формируется примерно к пяти годам — к моменту, когда ребенок в целом овладевает речью. В этом возрасте ребенок начинает задавать множество самых разнообразных и неожиданных вопросов. В том числе — и озадачивающие родителей вопросы о смерти: «А я умру?», «А мама умрет?».
И наряду с этим: «А где я был, когда не родился?»
Вопросы о смерти — обратная сторона интереса к собственному появлению на свет.
И то и другое возникает в процессе развития представлений о конечности жизни. Результат детских переживаний — появление страхов и рост тревожности: малыш вдруг начинает бояться темноты, отказывается засыпать в одиночестве.
Если взрослый хочет помочь ребенку справиться с ситуацией, нужно постараться сместить акценты с проблемы смерти на вопросы зарождения новой жизни.
Вот тут растения могут оказать неоценимую услугу — причем самым целомудренным и убедительным образом.

Как «двигаются» растения?

Растения сами по себе не вызывают у детей особого интереса. В отличие от животных они не издают звуков, не прыгают, не бегают, не выпрашивают угощения, не играют. Иными словами — не двигаются. А движение для ребенка — главный признак жизни и главное достоинство предмета. Тем не менее растения способны изменяться. А быстрые и эффектные изменения — своеобразный аналог движения. Такие изменения легко отследить в момент прорастания семян и развития из семени ростков. И это как раз то, что позволило бы малышу стать свидетелем зарождения новой жизни и пополнить запас своих позитивных переживаний.
Однако дети не могут увидеть прорастающие семена без помощи взрослых. Это нужно специальным образом организовать.

На окошке вырос лук

Проращивание лука на перо практикуют во всех детских садах.
Чтобы было не очень скучно, луковицы «наряжают», приделывают им глазки и шляпки, чтобы походили на «портреты» Чиполлино.
Но с точки зрения поставленной задачи не так важно, чтобы луковица перестала быть похожей на растение. Важно показать ребенку, откуда что берется. Поэтому в данном случае лучше высаживать лук не в землю, а в стеклянные банки с узким горлышком, не дающим луковице провалиться: тогда ребенку будут видны не только зеленые стрелки, но и «корневая борода». С момента появления стрелок нужно время от времени предлагать детям пощупать луковицу: такая же она упругая, как была раньше, когда ее только высадили? Нет, луковица будто бы пустеет.
Чтобы понять, почему, требуется «заглянуть» внутрь — разрезать какуюнибудь не высаженную луковицу пополам. (Разрезанные половинки обдают холодной водой, чтобы нейтрализовать резкий запах.) Луковица состоит из толстеньких «лепестков», уложенных слоями.
В самом центре обнаруживается зачаток стрелки. Стрелки выбиваются из луковицы, забирая с собой ее плоть: чем больше стрелок, тем больше «худеет» луковица. Она превращается в зелень, как говорят в народе — «уходит в зелень».
Зеленые стрелки — это способ лука радоваться весне, весеннему солнышку.
Весной каждая луковица стремится превратиться в зеленые ростки.
Даже та, которую не высадили в воду или в землю. Достаточно взглянуть на луковицы, хранящиеся в ящике для овощей. (Наблюдение за луком, купленным для кулинарных надобностей, может стать домашним заданием для детей и родителей.) У некоторых луковиц тоже пробились «носики». Только они короткие и желтоватые, а не зеленые. Все потому, что им не удалось как следует насладиться солнышком.

Превращения фасольки

Проращивание фасоли или бобов тоже предоставляет широкое поле для наблюдений: тут можно наблюдать, как семя превращается в настоящее растение — со стеблем, корнями, листьями. Бобовые в течение довольно продолжительного времени можно выращивать в воде, в стеклянной банке, а значит — наблюдать за изменениями всех частей растения.
Выбираются крупные фасолины или бобы и замачиваются в мелкой посудине под тряпочкой. Спустя несколько дней ребенок обнаружит, что кожица треснула, и через трещину наружу высунулся белый «червячок». Это корешок. Пару проклюнувшихся семян можно сразу высадить в горшочки. А пару других оставить под тряпочкой, чтобы ребенок мог дальше наблюдать за происходящими изменениями. Похожий на червячка корешок становится все длиннее, на нем вырастают боковые отростки. А с другой стороны семени появляется росток. Фасолина неузнаваемо преображается: ее половинки раскрываются, выпуская новое растение наружу.
Через день после появления ростка новое растеньице нужно поместить в баночку с водой и поставить на свет. У новоявленной фасоли есть корешок, стебель, листики. В напоминание о семени остались семядоли, они хорошо видны на стебельке. Чем «старше» будет становиться фасоль, тем сильнее они будут сморщиваться, и потом, отдав растению все, что в них было, все питательные вещества, — засохнут и отвалятся. Через некоторое время после появления листочков можно посадить растение в горшочек с землей.
Конечно, фасоль, выращенная в воде, будет слабее растений, выросших в земле. Но с ее помощью ребенок может «подсмотреть» весь цикл превращений. Потом растение, укоренившееся в горшочке, можно высадить на грядку и окружить повышенной заботой: нужно постараться, чтобы оно выжило и принесло плоды. В задачу входит провести «целостный» эксперимент. Ведь плоды — это «дети» растения. А ребенку важно узнать, откуда они «берутся». Эксперимент может считаться успешным даже при появлении одногоединственного стручка. На появившиеся цветки, а потом — на стручок нужно обязательно обратить внимание малыша. Если стручков несколько, один можно снять раньше, вскрыть и посмотреть, что же там внутри: как выглядят зародыши семян, какого они цвета. А один стручок нужно оставить до полного вызревания. Малыш должен «опознать» внутри него фасолины, как две капли воды похожие на ту, из которой он весной прорастил растение.
Но в стручке фасолин гораздо больше. Это поймет даже трехлетка, только осваивающий азы арифметики. И из каждой можно вырастить новые растения. Это ли не торжество жизни?

Дерево для будущего первоклассника

Выращивание многолетних растений дает несколько иной ответ на вопрос «Откуда что берется?». Здесь из косточки или зернышка появляется нечто, что может продолжительное время жить в соседстве с ребенком.
В садоводческой игре в круговорот веществ в природе все начинается с покупки «плодов» — лимонов, мандаринов, фиников, авокадо, которые торжественно съедаются во время какогонибудь праздника в детском саду — дня рождения, Масленицы, Пасхи, Навруза, Дня Земли — т.е. праздника, лейтмотивом которого является возрождение жизни.
Извлеченным на свет божий косточкам отводят новую роль: им предстоит породить растения. Причем — необычные. Выращенные из семян многолетники вполне могут стать «жизненными спутниками» детей. Например, если в посадке семян участвовали будущие первоклассники, если у каждого из детей появился собственный горшочек с опекаемым растением, оно может «отправиться» с ребенком в первый класс, наглядно закрепляя преемственность между детским садом и школой.
А в группах предшкольной подготовки высаживание «пальмы первоклассника» (к примеру, финиковой) может стать хорошей традицией. Тут передачу горшочков с растениями в школу и их размещение на подоконниках в новом классе можно проводить коллективно и обставлять с размахом праздничной церемонии.
Соблюдая принцип биологической надежности, лучше одновременно сажать две-три косточки — на случай, если какаято не прорастет. Если не проросло единственное посеянное семечко, для ребенка это может оказаться настоящим ударом. А задача заключается в том, чтобы продемонстрировать рождение новой жизни и, в данном случае, новых перспектив. То есть выращиваемое растение наделяется еще и символическим смыслом.
Сажать с «запасом» обязательно нужно финиковые косточки и лимоны. Авокадо, купленные весной, как правило, обладают хорошей всхожестью. Но два всегда предпочтительнее одного.

Марина АРОМШТАМ

Овсей ДРИЗ

У МЕНЯ ЕСТЬ ФАСОЛИНА

У меня — фасолина!
У меня — фасолина!
Гладкая фасолина!
Сладкая фасолина!
Посажу фасолину!
Посажу фасолину!
Гладкую фасолину!
Сладкую фасолину!
Еще бы корзиночку тучек,
В кармашке —
Солнечный лучик,
Чтоб огородик
Поил я и грел,
Чтобы урожай
В огородике зрел.
Тогда бы на стол
Я поставил хлебсоль
И вас пригласил бы
Ко мне на фасоль!

(Перевод Э.Мошковской)

Рейтинг@Mail.ru