Продолжение. начало см. в
№ 3, 4, 5/2008
На подступах к тетради
Упражнения на пространственную
ориентацию для детей предшкольного возраста
В прошлом номере мы знакомились с упражнениями
на освоение детьми понятий «вертикаль» и
«горизонталь». После них можно перейти к
упражнениям на разлиновку листа. В этих
упражнениях дети самостоятельно проводят
пересекающиеся горизонтальные и вертикальные
линии и получают некоторое подобие «клеточек», в
которых можно рисовать или вписывать в них
фигуры. Конечно, проведенные ребенком линии не
будут прямыми в буквальном смысле слова, и этого
не следует добиваться от детей. Главное, чтобы
дети в общем и целом «угадывали» направление и
тренировались в рисовании линий от руки.
Делим лист на четыре части
Дети работают на листочке формата А4 (по размеру
равен альбомному листу).
Педагог предлагает детям определить форму
листа. Это прямоугольник. У прямоугольника,
вспоминают дети, есть длинная и короткая стороны.
Нужно расположить лист так, чтобы его короткие
стороны были сбоку, а длинные — сверху и снизу.
Такое положение листа называется
горизонтальным.
Теперь предстоит выполнить очень сложную
работу — расчертить лист на клеточки. Как это
сделать?
Сначала нужно найти серединку каждой стороны
листа.
Если развернуть ладошки и положить их близко к
краю листа пальцами навстречу друг другу, место,
где сойдутся пальчики, и будет серединкой
стороны. Левую руку оставляем на листе, а в правую
берем карандаш и ставим точку рядом с самым
длинным, средним пальцем. Сначала определяем
серединку верхнего края, потом, точно так же,
серединку нижнего края.
А сейчас самое трудное. У нас есть две точки —
одна сверху, другая снизу. Нужно соединить их
линией. Наша линия «побежит» сверху вниз, от
верхней точки к нижней. Сначала прищуримся и
представим, какой эта линия должна получиться. А
теперь поставим карандаш в верхнюю точку и смело
поведем карандаш. Линия получилась не очень
ровной? Ничего. Если она проходит сверху вниз, как
мы ее назовем? Это вертикаль.
Теперь нужно разделить короткие стороны. Чтобы
найти серединные точки, развернем листок,
положим его короткой стороной к себе. Устроим на
листе, близко к краю, наши кулачки — так, чтобы
они встретились посередине. Левый кулачок
оставляем лежать, в правую руку берем карандаш и
ставим точку у края листа рядом с большим
пальцем. Потом так же находим серединку у другой
стороны.
Вернем лист в горизонтальное положение. (Нам
ведь нужно освоить проведение линий не только
сверху вниз, но и слева направо.) Внимательно
посмотрим на точки и смело соединим их
карандашом. Линия, которая бежит слева направо,
называется… Верно: это горизонталь.
А теперь найдите точку, в которой линии
пересеклись. Нарисуйте ее пожирнее. Это
серединка нашего листа.
Сколько окошек на листе получилось в
результате пересечения линий?
Четыре. Пусть они не очень ровные, зато их
построили самостоятельно, своей рукой.
Дальше наступает более приятная часть
упражнения.
Дети должны ответить на вопрос, какие явления в
жизни и в природе связаны с числом четыре. Иными
словами, «чего на свете бывает четыре?»
Четыре ножки у стола, четыре ножки у стула. Это
важно, потому что четыре опоры делают стул и стол
устойчивыми. Представьте себе, что у стула всего
две ножки. Можно на таком стуле усидеть? Даже на
трехногой табуретке сидеть неудобно. И в комнате
четыре угла, в каждый из которых можно поставить
непослушного мальчика или непослушную девочку. А
у каждого мальчика и у каждой девочки четыре
свободные конечности — две руки и две ноги.
Но ноги, табуретки и углы рисовать неинтересно.
Зато интересно рисовать четыре времени года или
четыре стороны света.
Это и будет заданием для детей: нарисовать в
каждой получившейся клеточке картинку,
изображающую время года или сторону света.
Сторону света рисовать труднее. Это может быть
домашним заданием, которое выполняется с помощью
родителей.
В следующий раз упражнение на деление листа на
четыре части можно повторить с использованием
линейки. Серединки сторон определяются уже
освоенным способом, а точки соединяются с
помощью линейки.
Но прежде чем предложить детям линейку, нужно
обязательно дать им возможность потренироваться
в проведении линий от руки.
Чтобы детям было нетрудно находить серединку
листа, можно заранее «подогнать» размеры больших
прямоугольников под мерку детских кулачков. В
заготовке рабочих листов могут помочь родители.
Марина АРОМШТАМ
Рисунки Василисы Соловьевой
Продолжение следует
|