Путешествия в мир
природы
Игры Натальи Рыжовой в экологическом
образовании дошкольников
Экологическое образование сегодня —
важнейшая составляющая воспитательной работы в
детском саду. Но как сделать, чтобы оно
эффективно решало поставленные перед ним задачи?
По мнению Натальи Рыжовой, доктора
педагогических наук, автора программы «Наш дом —
природа», экологические занятия должны
содержать не только информационный материал, но
и будить воображение, опираться на
наглядно-зрительные игровые образы.
С этой целью Наталья Александровна разработала
серию экологических игр для старших
дошкольников, в основе которых лежат игровые
ситуации, имитирующие природные процессы.
Игра «Дерево и дождевой червяк»
Задача. Дать детям представление о
круговороте веществ в природе, о том, как
образуется почва и какую роль в этом играют
дождевые черви.
Сделайте
из плотной бумаги листья деревьев (например, из
молочных пакетов или упаковок изпод сока) для
каждого участника игры. Можно использовать и
засушенные осенние листья, но они довольно
хрупки. Приготовьте столько же стаканчиков (для
этих целей тоже используйте упаковочный
материал) и наполните их наполовину землей. Кроме
того, вам понадобятся шапочки или бумажные
короны: две с изображением дождевого червя и две
с изображением дерева. Если дети умеют читать,
можно сделать соответствующие надписи.
Разделите участников на две команды. В каждой
команде должен быть свой «червяк» и свое
«дерево». Начертите на полу два круга,
находящиеся на расстоянии друг от друга, но на
одной линии. (Можно просто положить спортивные
обручи.) Это «норки» дождевых червей. Ребенок,
исполняющий роль дождевого червя, становится в
середину своего круга. Здесь же, в кругу, на полу
находятся и стаканчики с землей. В
противоположном конце помещения подобным
образом создаются два круга для детей из разных
команд, которые будут исполнять роль «деревьев».
Дети-«деревья» также становятся в середину своих
кругов. Они держат в руках листья. Таким образом,
«червяк» каждой команды находится напротив
своего «дерева». На голове у каждого из них —
соответствующие шапочки. Остальные участники
игры становятся друг за другом: каждая команда
размещается за своим деревом. По команде
ведущего «Осень!» ребята, изображающие деревья,
бросают один лист на пол. Стоящий ближе всех к
«дереву» участник должен как можно быстрее
поднять этот лист и отнести его своему «червяку».
Получив листок, «червяк» поднимает с пола
стаканчик с землей и отдает его участнику игры,
который, в свою очередь, быстро (не рассыпав при
этом землю) возвращается к своему «дереву»,
вручает ему стаканчик с землей и становится
позади других членов команды. «Дерево», получив
землю, ставит стаканчик на пол и роняет следующий
лист. Его подхватывает второй член команды и т.д.
Команды повторяют действия до тех пор, пока
последний участник не принесет своему «дереву»
стаканчик с почвой. Как только «дерево» получает
последний стаканчик с землей, оно «вырастает»:
изображающий его ребенок, а вместе с ним и все
члены его команды поднимают рукиветки вверх.
Выигрывает команда, чье «дерево» выросло первым.
Игра «Как ветер и вода победили гору»
Задача. Обратить внимание детей на
то, что со временем горы разрушаются.
Примечание. Игру можно проводить как в
помещении, так и на улице.
Дети-камешки стоят вместе, тесно прижавшись друг
к другу, изображая гору. Звучит музыка. Взрослый
говорит:
«Жила-была
большаябольшая гора. Она считала себя самой
сильной.
Но ветер и вода утверждали, что они сильнее.
Шли годы. Вода проливалась на гору дождями (звучит
музыка, имитирующая капли дождя) и точила
камни. Мороз замораживал воду в трещинах горы, а
ветер уносил все маленькие камешки и песчинки с
ее поверхности (звучит музыка, имитирующая
ветер). Вот покатился с горы камешек (один
ребенок отходит от остальных), потом другой,
третий (еще часть детей по очереди отходит от
центра). Гора становилась все меньше и меньше, и
в конце концов стала совсем незаметной.
(Все дети расходятся.)
Так ветер и вода победили большую гору».
Продолжение следует |