Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №6/2008

РАБОЧИЙ СТОЛ

Ко дню космонавтики

Путешествие на планету Игралия

Занятие с элементами формирования пространственных представлений и представлений об окружающем мире

 Для детей предшкольного возраста

Некоторые задачи:

  • развивать пространственные представления детей за счет умения читать планы помещений;

  • учить самостоятельно рисовать планы, ориентироваться на пространстве листа;

  • находить верхнюю, нижнюю, правую и левую части, а также середину и углы листа;

  • расширять словарный запас детей;

  • расширять представления о космосе, планете Земля;

  • активизировать детскую фантазию и воображение.

Оборудование и материалы: доска, планы второго этажа здания детского сада и план музыкального зала; листы, расчерченные на девять клеток; простые карандаши, красные кружки; коробка с «угощением»; пустая коробка, указка; музыкальный центр, аудиокассета с записью «космической» музыки; телевизор, видеомагнитофон, видеокассета с видами космического пространства; корзина с игрушками.

Предварительная работа: упражнения в построении и чтении планов, изображающих разные пространства.

Занятие проходит в музыкальном зале.

Занятие

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас занятие не обычное, а фантастическое. Сейчас вы это поймете. Но сначала скажите, любите ли вы играть?

Дети: Да! Очень!

Воспитатель: Далеко-далеко от нашей Земли есть планета Игралия. Там много игр и игрушек. Хотели бы вы отправиться на эту планету?

Дети: Да!

Воспитатель: Но Игралия очень далеко от нас, и добраться туда могут только космонавты. Я предлагаю вам стать космонавтами. Вы согласны?

Дети: Согласны!

Воспитатель: Космонавты очень смелые, сильные, умные. Они много тренируются и умеют хорошо ориентироваться в пространстве. Сейчас мы проведем небольшую тренировку для космонавтов:

Правую руку вверх,
Правую руку вниз,
Правой рукой потрясем
И повернемся кругом.

Левую руку вверх,
Левую руку вниз,
Левую руку стряхнем
И повернемся кругом.

Правую ногу вперед,
Правую ногу назад,
Правую ногу стряхнем
И повернемся кругом.

Левую ногу вперед,
Левую ногу назад,
Левую ногу стряхнем
И повернемся кругом.

Всем туловищем вперед,
Всем туловищем назад,
Сделаем круг плечами
И повернемся кругом.

Молодцы, разминка окончена. Вы готовы отправиться на планету Игралия. Вот только космического корабля у нас нет. (Оглядывается.) Посмотрите, что это за рисунок на доске? Подойдем поближе и рассмотрим его. (Дети рассматривают план второго этажа детского сада.)

Ребенок: Это второй этаж нарисован.

Воспитатель: Как ты догадалась, что это второй этаж, а не первый?

Ребенок: Здесь музыкальный зал изображен.

Воспитатель: Покажите, пожалуйста, музыкальный зал. Какие еще помещения есть на втором этаже? (Дети называют и показывают на плане помещения второго этажа.) А на каком этаже находится наша группа? Покажите ее, пожалуйста, на рисунке. Какие еще группы есть на втором этаже? (Дети называют и показывают их на плане.) Ребята, мне кажется, этот рисунок чем-то похож на космический корабль. Давайте скажем волшебные слова и превратим второй этаж нашего детского сада в космический корабль. Садитесь на места, возьмите в руки рисунок и повторяйте за мной:

Влево, вправо, влево, вправо.
Вверх и вниз, вперед, назад.
Мы в ракету превращаем
Наш любимый детский сад.

Ну, вот! Теперь у нас есть космический корабль, теперь все помещения в нем называются отсеками. Вы, конечно, знаете, что на корабле должен быть пульт управления. И мы его сейчас нарисуем. Возьмите листок (расчерченный на девять клеток) и карандаш.
Найдите среднюю клетку, в ней мы нарисуем треугольник. Это будет кнопка «Старт». (Дети выполняют задание.)
В нижней правой клетке нарисуем квадрат: это будет кнопка «Стоп».
Найдите верхнюю левую клетку и нарисуйте в ней прямоугольник: это будет кнопка связи с землей.
В средней правой клетке нарисуем стрелочку снизу вверх: это будет кнопка ускорения — увеличения скорости.
В верхней правой клетке нарисуем овал. Эту кнопку мы будем нажимать, когда нужно открыть или закрыть иллюминаторы.
В средней верхней клетке нарисуем стрелочку справа налево. Это поворот налево.
В средней левой клетке нарисуем стрелочку вниз: это кнопка снижения скорости.
В нижней левой клетке нарисуем кружок: это кнопка включения света.
В средней нижней клетке нарисуем стрелочку слева направо: это поворот направо.Наш пульт готов.

Теперь возьмите красный кружок и покажите, где мы сейчас находимся (на плане).
Я приготовила угощение для жителей планеты Игралия. Посмотрите: это наши земные продукты.
Итак, приготовьтесь к полету, нажимаем кнопку «Старт»!
Считаем: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, 0.

Выключается свет, включается зеркальный шар, звучит космическая музыка.

Воспитатель: Наш космический корабль набирает скорость, мы уже в космическом пространстве. Откройте иллюминаторы, посмотрите, как красиво, сколько звезд. (Дети смотрят видеофрагмент.) Закройте иллюминаторы и включите свет. (Включается свет, выключается музыка.) Сейчас вы можете занять любой отсек на нашем корабле. (Дети показывают красным кружком, в каком они отсеке.)
Саша, в каком ты отсеке? Кто в отсеке № 3? В каком отсеке Полина? (И т.д.) Сережа, перейди в отсек № 7. Алена, переходи в отсек № 5. (И т.д.) Прошу всех собраться в отсеке — музыкальный зал. Ребята, вы знаете, что мы находимся в невесомости. Встаньте и представьте, что ваше тело легкое, как пушинка, на вас не действует земное притяжение. (Дети свободно двигаются под музыку.)
Молодцы! Ой, посмотрите, наши продукты пропали! Чем же мы будем угощать инопланетян?
Из укрытия выходит Незнайка.

Незнайка: Ребята, простите меня, пожалуйста. Это я случайно приоткрыл коробку, и все разлетелось.

Воспитатель: Незнайка, как ты оказался на нашем корабле?

Незнайка: Я пробрался на корабль, чтобы полететь на планету Игралия.

Воспитатель: Незнайка, мы с радостью бы тебя пригласили, и тебе не пришлось бы скрываться.

Незнайка: Посмотрите, что я тут нашел. Может, вам это пригодится?

Воспитатель: Садись вот сюда, Незнайка. А мы сейчас посмотрим, что это за рисунок. (Рисунок вешается на доску.) Что здесь изображено?

Дети: Музыкальный зал.

Воспитатель: Сейчас проверим. Что обозначают красные полоски? (Окна.) Сколько здесь окон? (Четыре.) Посмотрите, все ли окна одинаковые? (Два больших и два поменьше.) Что обозначает синяя полоска? (Дверь.) А вот этот квадрат? (Стол.) (И т.д.) Сережа, посмотри, что здесь лежит? А Алена посмотрит вот здесь. (Дети находят спрятанные продукты и складывают их обратно в коробку.)
Ребята, занимайте скорее свои места, мы подлетаем к планете Игралия. Снижаем скорость, нажимаем кнопку «Стоп».

Играет веселая музыка и открывается занавес. Выходит Инопланетянин.

Инопланетянин: Здравствуйте, я рад приветствовать вас на планете Игралия! Кто вы?

Воспитатель: Мы — ребята с планеты Земля. А это вам — наше земное угощение. (Отдает коробку Инопланетянину.)

Инопланетянин: На нашей планете много игр и игрушек, вы хотите поиграть?

Дети: Да!

Проводится любая речевая или ритмическая игра по выбору педагога — «Подскажи словечко», «Отгадай загадку», «Повтори движение» и т.п.

Инопланетянин: Здорово у вас получается! Давайте еще поиграем.

Воспитатель: Мы бы рады, но нам пора возвращаться домой на нашу планету. Нас ждут в детском саду.

Инопланетянин: Тогда примите от нас подарок на память: это игрушки.

Воспитатель: Спасибо! Мы с ребятами отвезем их домой, в детский сад. И там будем в них играть. Космонавты! Занимайте свои места на корабле! Незнайка, а ты? Наша ракета сейчас улетит.

Незнайка: Я, пожалуй, не полечу. Тут останусь. Очень мне играть понравилось. А потом на Луну отправлюсь.

Воспитатель: Ну, что ж! Счастливо оставаться. И счастливого пути!
Ребята, приготовились! Нажимаем кнопку «Старт». Считаем: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, 0! Пуск! (Включается космическая музыка.) Мы возвращаемся домой, наше путешествие подходит к концу. Наша планета Земля — самая удивительная планета во всем известном нам космическом пространстве. На нашей планете есть воздух, земля, вода, живые организмы. Посмотрите, какая она красивая, наша планета. Земля — наш общий дом, мы должны беречь и охранять его.
Прилетели! Нажмите кнопку «Стоп». Вот мы вернулись в наш детский сад. Вам понравилось наше путешествие? Что вам понравилось больше всего?
А теперь самое время поиграть в игрушки с планеты Игралия.

Любовь УЗОЙКИНА,
воспитатель детского сада № 1511, Москва

 

Рейтинг@Mail.ru