Продолжение. начало
см. в № 3, 4, 5, 6/2008
На подступах к тетради
Упражнения, готовящие к письму
Чтобы подготовить ребенка к письму и
сделать процесс освоения этого трудного навыка
как можно более безболезненным, прибегают к
различным ухищрениям. Сегодня на прилавках
магазинов можно обнаружить различные
«подготовительные прописи», в которых
самостоятельному письму предшествует обведение
букв по точкам.
В школе в период обучения грамоте используют
кальку: ребенок накладывает ее на буквыобразцы
и обводит их. И точки, и письмо на кальке служат
моторному запоминанию графического образа
буквы.
Однако в период предшкольной подготовки лучше
не обучать детей письму. Это работа учителя
начальной школы. Умеющий писать ребенок в
отличие от ребенка читающего не является для
учителя благом. Очень часто он обучен не по той
методике, которой пользуются в данной школе,
пишет не с тем наклоном или не так держит ручку. А
для учителя порой важным является даже вид
прописей и последовательность упражнений, через
которые он ведет детей к становлению навыка
письма. Поэтому лучше не торопить события.
Однако иногда дети сами выражают желание
научиться писать, да и педагог, работающий в
классе предшкольной подготовки, озабочен тем,
как подготовить детскую руку к письму. Для этого
совсем не обязательно бесконечное штрихование и
рисование палочек и крючков.
Лучшим способом были и остаются
самостоятельное рисование и лепка.
Но можно использовать и дополнительные
упражнения.
Например, упражнения с копиркой.
Копировальная бумага — предмет, который
постепенно уходит в прошлое вместе с пишущими
машинками. Однако ее еще можно купить в
магазинах.
Для ребенка способность такой бумаги
передавать образы скрытому от глаз листу бумаги
— своеобразное чудо. Поэтому переводить через
копирку, рисовать с использованием копирки детям
очень нравится.
Можно предложить им набор картинок с
изображениями, «прячущими» внутри себя
некоторые элементы букв, побуждающие ребенка
вписываться в строку, обводить те же самые
палочки, но только самым незаметным для себя
образом, да еще и получая в результате
«отраженное» изображение, которое можно
дорисовать и раскрасить.
Мы предлагаем читателям использовать с этой
целью картинки для «образного письма»,
разработанные еще до революции, в 1912 году,
учителем народной школы С.М. Новосельским.
Картинки даны в современной, редакционной
версии для обведения под копирку.
Рисование под копирку можно предлагать детям в
режиме индивидуальных занятий и только по их
желанию.
Марина АЛЕКСАНДРОВСКАЯ
Продолжение следует
|