Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №7/2008

РАБОЧИЙ СТОЛ

Альпийская горка в уголке природы

Занятие для детей старшего дошкольного возраста

Задачи:

  • дать детям некоторые представления о горах, о том, какие растения растут так высоко, и об альпийской горке как модели горного растительного комплекса;

  • обогатить словарный запас детей за счет слов: равнина, горы, живая/неживая природа, камни, альпийская горка.

Предварительная работа: чтение сказа П.Бажова «Медной горы хозяйка», рассматривание фотографий с горными пейзажами, экскурсия в Музей камня.

Материалы и оборудование: фотографии горных ландшафтов, макет альпийской горки, камни разных размеров, мох, веточки, вода в емкости, живые цветы в маленьких горшочках, песок, ракушки, пластилин (весь природный материал расположен в сундучках); музыкальное сопровождение к игре «Гора и камешки».

Ход занятия

К детям выходит воспитатель в костюме Хозяйки Медной горы.

Хозяйка Медной горы: Ребята, вы любите сказки? Вспомните, в какой сказке говорится о камнях, о горах, о самоцветах?
Вы догадались, откуда я к вам пожаловала? Правильно, из владений Медной горы. А хочу я посмотреть ваш уголок природы. Расскажите мне, что в нем есть. (Дети рассказывают о своем уголке природы.) Да, уголок ваш очень красивый, в нем живут растения и животные. Все они — часть природы.
А сейчас взгляните сюда. (Обращает внимание детей на выставленные фотографии.) Что изображено на этих фотографиях?

Дети: Горы.

Хозяйка Медной горы: Верно. А знаете ли вы, из чего образуются горы?

Дети: Горы образуются из пластов земли, из камней, из песка.

Хозяйка Медной горы: Горы можно сравнить с каменной одеждой земли. Горы тоже часть природы. Но они отличаются и от животных, и от растений. Чем?

Дети: Они не дышат. У них нет детенышей, нет семян. Они подругому устроены.

Хозяйка Медной горы: Верно. Горы мы относим к неживой природе. Но они очень красивы, ведь так?

Дети: Да!

Хозяйка Медной горы: Какаянибудь небольшая горка могла бы украсить ваш уголок природы, как вы думаете? (Дети в недоумении переглядываются.) Вы удивлены? Думаете, что гору, даже небольшую, нельзя перенести в комнату и установить на столике, ведь так? (Дети кивают.) Но ведь я не случайно явилась к вам из сказки. Я научу вас некоторым секретам: как создать горку в группе. Эта горка будет совсем небольшой, но красивой. Мы назовем ее альпийской горкой. Знаете, откуда взялось такое название?
Далеко­далеко, за пределами нашей страны есть высокие горы, которые называются Альпами. Горы эти очень красивы. В их ложбинах текут ручьи, на горных плато цветут луга, названные альпийскими. А высоких деревьев в этих лугах нет — только низенькие кустики.
Собираясь к вам, я захватила с собой некоторую часть своих сокровищ. Они вот в этих сундучках. Давайте посмотрим, что там.

Дети по очереди открывают сундучки и рассматривают сложенный там природный материал: камни, мох, веточки, шишки, ракушки, емкости с песком и водой, маленькие горшочки с растениями. Педагог спрашивает, где в природе можно найти эти предметы и растения. Все это можно использовать для создания альпийской горки.

Дети и педагог обсуждают порядок работы.

Можно разбить детей на две­три подгруппы и предложить им создать макет горки.

Последовательность создания макета

1. На плотной основе сложить горку из камней.
2. Расставить на камнях горшочки с растениями.
3. Замаскировать горшочки мхом, песком.
4. Дополнить макет веточками, шишками, ракушками, придавая всему сооружению декоративный характер.

 Затем горки устанавливаются в уголке природы.

Хозяйка Медной горы благодарит детей за работу. Она довольна тем, как они справились с заданием. На прощанье она дарит детям маленькие камешки, которые они могут рассмотреть в лупу. Камешки хранят память о прошлом земли.

По материалам Ольги ЯКОВЛЕВОЙ,
воспитателя детского сада № 7,
г. Черемхово, Иркутская область

При подготовке к занятию советуем использовать материалы брошюры Натальи Рыжовой «Альпийская горка» (М.: Первое сентября, 2006). В ходе занятия можно использовать игру Натальи Рыжовой «Путешествие на гору», опубликованную в этом номере на с. 4.

 

Рейтинг@Mail.ru