Альпийская горка в
уголке природы
Занятие для детей старшего
дошкольного возраста
Задачи:
дать детям некоторые представления о
горах, о том, какие растения растут так высоко, и
об альпийской горке как модели горного
растительного комплекса;
обогатить словарный запас детей за
счет слов: равнина, горы, живая/неживая природа,
камни, альпийская горка.
Предварительная работа: чтение сказа
П.Бажова «Медной горы хозяйка», рассматривание
фотографий с горными пейзажами, экскурсия в
Музей камня.
Материалы и оборудование: фотографии
горных ландшафтов, макет альпийской горки, камни
разных размеров, мох, веточки, вода в емкости,
живые цветы в маленьких горшочках, песок,
ракушки, пластилин (весь природный материал
расположен в сундучках); музыкальное
сопровождение к игре «Гора и камешки».
Ход занятия
К детям выходит воспитатель в костюме Хозяйки
Медной горы.
Хозяйка Медной горы: Ребята, вы любите
сказки? Вспомните, в какой сказке говорится о
камнях, о горах, о самоцветах?
Вы догадались, откуда я к вам пожаловала?
Правильно, из владений Медной горы. А хочу я
посмотреть ваш уголок природы. Расскажите мне,
что в нем есть. (Дети рассказывают о своем
уголке природы.) Да, уголок ваш очень красивый,
в нем живут растения и животные. Все они — часть
природы.
А сейчас взгляните сюда. (Обращает внимание
детей на выставленные фотографии.) Что
изображено на этих фотографиях?
Дети: Горы.
Хозяйка Медной горы: Верно. А знаете ли вы,
из чего образуются горы?
Дети: Горы образуются из пластов земли, из
камней, из песка.
Хозяйка Медной горы: Горы можно сравнить с
каменной одеждой земли. Горы — тоже часть
природы. Но они отличаются и от животных, и от
растений. Чем?
Дети: Они не дышат. У них нет детенышей, нет
семян. Они подругому устроены.
Хозяйка Медной горы: Верно. Горы мы относим
к неживой природе. Но они очень красивы, ведь так?
Дети: Да!
Хозяйка Медной горы: Какаянибудь небольшая
горка могла бы украсить ваш уголок природы, как
вы думаете? (Дети в недоумении переглядываются.)
Вы удивлены? Думаете, что гору, даже небольшую,
нельзя перенести в комнату и установить на
столике, ведь так? (Дети кивают.) Но ведь я не
случайно явилась к вам из сказки. Я научу вас
некоторым секретам: как создать горку в группе.
Эта горка будет совсем небольшой, но красивой. Мы
назовем ее альпийской горкой. Знаете, откуда
взялось такое название?
Далекодалеко, за пределами нашей страны есть
высокие горы, которые называются Альпами. Горы
эти очень красивы. В их ложбинах текут ручьи, на
горных плато цветут луга, названные альпийскими.
А высоких деревьев в этих лугах нет — только
низенькие кустики.
Собираясь к вам, я захватила с собой некоторую
часть своих сокровищ. Они вот в этих сундучках.
Давайте посмотрим, что там.
Дети по очереди открывают сундучки и
рассматривают сложенный там природный материал:
камни, мох, веточки, шишки, ракушки, емкости с
песком и водой, маленькие горшочки с растениями.
Педагог спрашивает, где в природе можно найти эти
предметы и растения. Все это можно использовать
для создания альпийской горки.
Дети и педагог обсуждают порядок работы.
Можно разбить детей на дветри подгруппы и
предложить им создать макет горки.
Последовательность создания макета
1. На плотной основе сложить горку из камней.
2. Расставить на камнях горшочки с растениями.
3. Замаскировать горшочки мхом, песком.
4. Дополнить макет веточками, шишками, ракушками,
придавая всему сооружению декоративный
характер.
Затем горки устанавливаются в уголке
природы.
Хозяйка Медной горы благодарит детей за работу.
Она довольна тем, как они справились с заданием.
На прощанье она дарит детям маленькие камешки,
которые они могут рассмотреть в лупу. Камешки
хранят память о прошлом земли.
По материалам Ольги ЯКОВЛЕВОЙ,
воспитателя детского сада № 7,
г. Черемхово, Иркутская область
При подготовке к занятию советуем
использовать материалы брошюры Натальи Рыжовой
«Альпийская горка» (М.: Первое сентября, 2006). В
ходе занятия можно использовать игру Натальи
Рыжовой «Путешествие на гору», опубликованную в
этом номере на с. 4.
|