Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №7/2008

ГОД СЕМЬИ

Что мы знаем о птицах?

Познавательная игра для детей пяти-шести лет и их родителей

1. Читаем о птицах.

Список рекомендуемой литературы

1) М.Горький «Воробьишко».
2) К.Паустовский «Растрепанный воробей».
3) Д.Мамин-Сибиряк «Серая шейка».
4) В.Бианки «Птичья столовая».
5) С.Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса Хольгерссона по Швеции».

2. Учим стихи о птицах.

3. Фотографируем птиц (дома, на прогулке, на экскурсии в зоопарке).

4. Готовимся к «Большой птичьей игре».

«Большая птичья игра» состоит из двух раундов — «Птицы в сказках и легендах» и «Птицы в жизни».

Вопросы раунда «Птицы в сказках и легендах»

  • Какие птицы служили Бабе Яге?

  • Какая птица снесла бабе с дедом золотое яичко?

  • Какая птица в русских народных сказках горячей огня?

  • В одной из сказок Х.К. Андерсена злая королева превращает осиротевших принцев, братьев Элизы, в птиц. Что это за птицы и сколько их было?

  • Какая птичка помогла Дюймовочке спастись от крота?

  • Какая птица добыла живой и мертвой воды для Ивана-царевича?

  • С какими птицами путешествовал на Север мальчик Нильс, превращенный в крошечного человечка?

  • С какой птицей дружил Винни-Пух?

  • Какие птицы рассказали Герде, где найти Кая?

  • В какую птицу превратился Гадкий утенок?

  • Какие птицы спасли древний город Рим от врагов?

  • Какие птицы, согласно легенде, приносят в семью новорожденного?

Задание

1. Нарисуйте репродукцию к сказке, в которой одним из персонажей является птица.

2. Придумайте и сделайте небывалую, фантастическую птицу.

Вопросы раунда «Птицы в жизни»

Назовите:

  • птицу, признанную лучшим певцом в мире пернатых (соловей);

  • певчую птицу, получившую свое название по месту своей родины — Канарских островов (канарейка);

  • птиц, признанных лучшими пернатыми почтальонами (голуби);

  • птиц, которых используют во время охоты (соколы);

  • птицу, клюв которой по силе можно сравнить с отбойным молотком (дятел);

  • птицу, которая не растит своих птенцов, а подкидывает яйца в чужие гнезда (кукушка);

  • бойцовых птиц, которых люди использовали для участия в птичьих поединках (бойцовые петухи);

  • птицу, славящуюся своим необычайно красивым хвостом (павлин);

  • нелетающую птицу, живущую в Антарктиде (пингвин);

  • птицу, которая лучше всех других пернатых способна обучиться произносить человеческие слова (попугай);

  • птицу, которая может повернуть голову назад так, будто она укреплена на вращающейся оси (это сова. Она способна повернуть голову на 180o);

  • самая большая из всех птиц, на которой даже можно ездить верхом (африканский страус);

  • самая маленькая из всех птиц, размеры который не больше шмеля (колибри).

Задание

1. Подготовьте рассказ об одной из птиц, живущих на земле.

2. Нарисуйте или слепите какуюнибудь птицу.

Графические задание

На стендах укрепляются карты с изображеним птиц и каких-нибудь птичьих «элеметов» или «принадлежностей», например, домиков.

От каждой команды выбирают по одному члену команды, который по условному сигналу должен ниточкой соединить птичку с кружком, в котором изображен «птичий элемент». Кто быстрее справится с заданием, тот и принесет команде дополнительное очко. Для выполнения каждого нового задания выбирается новый член команды.

Графические задания можно также предлагать на маленьких карточках всем детям — и не только во время игры, но и на занятиях.

Вопросы вывешиваются на видном месте заранее — так, чтобы их могли прочитать родители и дома вместе с ребенком подготовиться к игре — полистать энциклопедии, посмотреть изображения птиц, поискать интересную информацию о птицах в Интернете.

Разные раунды «Большой птичьей игры» могут проходить в один и тот же день или в разные дни. Для участия в ней семьи могут объединяться в детсковзрослые команды. Члены команд могут по очереди вытягивать вопросы из какой­нибудь емкости, например, из импровизированного птичьего гнезда. Или ведущий может по очереди кидать членам команды мяч, задавая разные вопросы. Могут обмениваться вопросами вместе с мячом и члены команд.

Конкурс капитанов­детей может содержать задания по разгадыванию загадок, рассказыванию стихотворения или отгадыванию птицы, хорошо известной детям, по описанию.

Например:

Водоплавающая перелетная птица с длинной изящной шеей, белая или черная; является одним из любимых персонажей Ханса Кристиана Андерсена.

Маленькая ловкая птичка с розовой грудкой, гнездится в северных широтах, зимовать прилетает в среднюю полосу, в зимнее время года любит лакомиться подмороженными ягодами рябины, боярышника.

Крупная птица, проживающая в Антарктиде, не умеет летать, зато прекрасно плавает. Питается рыбой. Не вьет гнезд, высиживает яйцо, удерживая его на лапах.

Самая крупная из всех птиц. Не умеет летать, зато бегает со скоростью, превышающей скорость лошади. Способна выдержать вес взрослого человека, оседлавшего ее верхом.

Водоплавающая птица розового цвета на коротких ногах. Имеет очень длинный клюв и огромный горловой мешок под клювом. Питается рыбой.

Конкурс для взрослых знатоков птиц может содержать задание на распознавание двухтрех птичьих голосов в записи.

Кроме вопросов, «Большая птичья игра» содержит задания. Одно из заданий может выполняться в качестве домашнего, другое — прямо во время игры. Так, фантастических птиц дети могут делать дома. Тогда их работы к моменту игры выставляются на выставке. А в ходе второго раунда члены команд получают задание с помощью пластилина и природных материалов слепить какуюнибудь водоплавающую птицу, обитающую в средних широтах или в Антарктиде (одной команде — одно задание, другой — другое). Члены противоположной команды должны эту птицу опознать по характерным признакам. Жюри оценивает как точность и выразительность созданного образа, так и правильность ответа членов команды, отгадывающих название птицы.

В игру можно включать и задания на пластическое изображение птиц под музыку.

Воробьи прыгают на несгибающихся лапках и чирикают. Лебеди красиво и царственно взмахивают крыльями, «пролетая» над землей. Голуби суетятся, растопырив крыльяруки, и гулят. Цапля ходит, высоко поднимая ноги и рассматривая в болоте лягушек.

Музыкально­пластические композиции одной команды могут быть загадками для другой команды.

Рейтинг@Mail.ru