Скажу тебе я —
«далеко»,
а ты ответишь — «близко»!
Мини-хрестоматия для детей
дошкольного возраста
В прошлом номере, в статье «Логика
для будущих первоклассников. Словесные задачи»,
мы познакомили читателей с упражнениями и играми
на составление пар из слов, имеющих
противоположное значение (словантонимов).
В минихрестоматии собраны художественные
тексты, в которых обыгрываются такие словесные
пары.
Прочитайте их детям. Некоторые тексты можно
выучить наизусть.
Здесь вы также найдете игры и упражнения на
закрепление представлений о словахантонимах.
Джон Чиарди
ИГРА
Скажу я слово высоко, а ты ответишь низко,
Скажу я слово далеко, а ты ответишь близко,
Скажу тебе я слово трус, ответишь ты: храбрец.
Теперь начало я скажу. Ответишь ты конец!
(Перевод с англ. Романа Сефа)
Игры и упражнения
Это стихотворение нужно выучить наизусть.
Потом можно поиграть в игру с мячом «Подбери
слово наоборот».
Ведущий кидает мяч и называет слово, ребенок
возвращает мяч, подбирая слово-антоним.
Широко — узко
Высоко — низко
Глубоко — мелко
Далеко — близко
Весело — грустно
Письменно — устно
Произнесение этих слов можно сопровождать не
бросками мяча, а жестами.
Широко: руки разводят широко.
Узко: ладони сводят близко друг к другу,
показывают узкую «дорожку».
Высоко: руки поднимают над головой.
Низко: руки опускают вниз.
Глубоко: наклоняются сильно вниз.
Мелко: только слегка наклоняются вперед.
Весело: произносят слово с улыбкой.
Грустно: изображают плаксивое выражение лица.
Письменно: изображают, будто что-то пишут на
ладони.
Устно: громко хлопают в ладоши.
Чтение стихотворения Дж. Чиарди тоже можно
сопровождать жестами и движениями.
Слова «высоко — низко» и «далеко — близко»
сопровождаются соответствующими жестами рук.
Когда произносят слово «трус», дрожат. Произнося
слово «храбрец», выпрямляются, гордо бьют себя
ладонью в грудь.
На слово «начало» делают широкий, приглашающий
жест руками. На слово «конец» хлопают в ладоши.
Борис Заходер
СКАЗОЧКА
В чистом поле, в белом поле
Было все белым-бело,
Потому что это поле
Белым снегом замело.
И стоял в том белом поле
Белоснежно-белый дом,
С белой крышей, с белой дверью
С беломраморным крыльцом.
Потолок был белый-белый.
Белизною пол блистал,
Было много белых лестниц,
Белых комнат, белых зал.
И в белейшем в мире зале
Спал без горя и забот,
Спал на белом одеяле
Совершенно черный кот.
Был он черен, словно ворон,
От усов и до хвоста.
Сверху черен, снизу черен…
Весь — сплошная чернота.
Игры и упражнения
После чтения стихотворения можно предложить
ребенку игру с мячом на подбор словесных пар с
противоположным значением.
Игра с мячом
Черный — белый
Чернота — белизна
Чернеть — белеть
Черным-черно — белым-бело
Рисование контрастными красками
Дети по бледноголубому фону рисуют гуашевыми
белилами дом «в разрезе», стоящий в заснеженном
поле. Потом в центр подсохшего рисунка вклеивают
фигурку черного кота, вырезанного из цветной
бумаги.
Генрих Сапгир
ПРИНЦЕССА И ЛЮДОЕД, или ВСЕ НАОБОРОТ
Вот как это было.
Принцесса была
Прекрасная.
Погода была
Ужасная.
Днем,
Во втором часу,
Заблудилась Принцесса в лесу.
Смотрит: полянка прекрасная.
На полянке землянка
Ужасная.
А в землянке — Людоед!
— Заходи-ка на обед!
Он хватает нож. Дело ясное.
Вдруг увидел,
Какая…
Прекрасная!
Людоеду
Сразу стало
Худо.
— Уходи, — говорит, — отсюда.
Аппетит, — говорит, —
Ужасный.
Слишком вид, — говорит, —
Прекрасный.
И пошла потихоньку
Принцесса,
Прямо к замку вышла
Из леса.
Вот какая легенда
Ужасная!
Вот какая Принцесса
Прекрасная! |
А может быть, было все наоборот.
Погода была
Прекрасная,
Принцесса была
Ужасная.
Днем, во втором часу,
Заблудилась Принцесса
В лесу.
Смотрит: полянка
Ужасная.
На полянке землянка
Прекрасная.
А в землянке — Людоед:
— Заходи-ка на обед!
Он хватает нож,
Дело ясное.
Вдруг увидел, какая…
Ужасная!
Людоеду сразу стало
Худо.
— Уходи, — говорит, — отсюда!
Аппетит, — говорит, —
Прекрасный.
Слишком вид, — говорит, —
Ужасный.
И пошла потихоньку
Принцесса.
Прямо к замку
Вышла из леса.
Вот какая легенда
Прекрасная!
Вот какая Принцесса
Ужасная! |
Игры и упражнения
Интонационная игра
Педагог читает текст. По ходу чтения детям
предлагается вставлять в нужные места либо слово
прекрасный (прекрасная, прекрасное), либо
слово ужасный (ужасная, ужасное). Педагог, со
своей стороны, может подавать детям определенный
сигнал жестом или мимикой. Дети тоже могут
сопровождать произнесение слов специфическими
жестами. Например, произнося слово прекрасная,
делать плавный жест руками, закатывать глаза,
будто бы от восторга, а произнося слово ужасная,
сжимать кисти рук наподобие когтей, кривиться.
После интонационной игры детям предлагается
игра с мячом по подбору антонимов (слов с
противоположным значением). Игра может
сопровождаться киданием мяча.
Ужасная — прекрасная
Ужасно — прекрасно
Ужасать — восхищать
Трудной для детей может оказаться последняя
пара, так как это противопоставление
непосредственно в тексте не звучало.
Антоним для слова «ужасать» надо детям
подсказать и потренировать их в его
употреблении, например, предложить им заменить в
высказываниях слово «ужасать» на слово
«восхищать».
Педагог: Я ужасаюсь.
Ребенок: Я восхищаюсь.
Педагог: Меня ужасает это событие.
Ребенок: Меня восхищает это событие.
Педагог: Этот герой меня ужасает.
Ребенок: Этот герой меня восхищает.
Рисование
Дети делят лист бумаги на две части. В одной
части рисуют прекрасную принцессу, в другой —
ужасную.
Роман Сеф
Ты ложишься спать, а где-то
Наступает час рассвета.
За окном зима, а где-то
Жаркое, сухое лето.
Много на земле людей.
Мир велик.
Запомни это!
Игры и упражнения
Чтение этого стихотворения можно сопровождать
движениями.
Дети становятся в круг и берутся за руки.
На слова первой строчки начинают сходиться к
центру, сжимая круг.
На слова второй строчки отступают назад,
растягивая круг.
Точно так же двигаются во время произнесения
третьей и четвертой строк.
На слова «Много на земле людей» делают широкий,
описывающий круг руками.
На слова «Мир велик» снова берутся за руки и еще
больше растягивают круг.
На слова последней строки отпускают руки и
произносят текст со всей возможной громкостью.
Подбор антонимов, сопровождающийся
перебрасыванием мяча
Рассвет — закат
Утро — вечер
День — ночь
Зима — лето
Весна — осень
Закатный час — рассветный час
Утренний час — вечерний час
Ночной час — дневной час
Зимний день — летний день
Весенний день — осенний день
Рисование
Дети делят лист бумаги на две части. В одной
рисуют день, в другой ночь. Или в одной части
рисуют зимнюю картинку, в другой — летнюю
картинку.
Рахиль Баумволь
СОЛНЦЕ И ЛУНА
Перед чтением детям дается задание: нужно
внимательно слушать сказку и найти в ней
слова-противопоставления.
Солнце поспорило с луной.
Солнце говорит — листья на деревьях зеленые, а
луна говорит — они серебристые. Луна говорит —
люди на земле все больше спят. А солнце говорит —
люди почти всегда в движении.
— Но тогда почему же на земле такая тишина? —
спрашивает луна.
— Тишина? Кто это тебе сказал? — кипятится
солнце. — На земле очень шумно.
Спорили они, спорили, ни до чего не доспорились.
— Ты видишь одно, я — другое, — сказала луна. — А
почему так, сама не пойму.
Но тут прилетел ветерок. Услышал он этот разговор
и засмеялся, да так, что, на него глядя, затряслись
от смеха цветы и травы, а деревья — те даже
закачались. Одна маленькая смешливая шишечка
хохотала до упаду. Упала с елки и покатилась со
смеху под горку.
Когда все перестали смеяться, ветер сказал:
— О чем вы спорите! Я летаю и при солнце, и при
луне. Днем при солнце листья зеленые, люди шумят,
суетятся! Ночью, когда светит луна, все подругому:
люди спят, кругом тишина и листья на деревьях
кажутся серебристыми. А вот когда я на луну
нагоняю тучу, все делается черным. Этого ни ты,
солнце, ни ты, луна, видеть не можете. До свидания!
—
И ветер улетел.
С тех пор, перед тем, как солнцу садиться,
выплывает луна: ей любопытно, как выглядит день
на земле. И луне иногда удается это подсмотреть. А
вот солнце никогда не может видеть ночи.
Стоит ему показаться, как сразу же наступает
день.
После чтения сказки сначала нужно предложить
детям самостоятельно назвать пары слов с
противоположным значением.
Некоторые пары слов не являются антонимами в
строгом смысле слова, но внутри сказки образуют
такие пары. Например, слова «листья зеленые» —
«листья серебристые». Если дети эту пару выделят,
нужно их похвалить. Они правильно вычленили
противопоставление в тексте.
Потом можно дать задание на подбор
словантонимов с помощью мяча.
Луна — солнце
День — ночь
Покой — движение
Шум — тишина
Также после чтения сказки можно провести
образно-двигательную игру «Солнце и луна».
У ведущего в руках палочки с укрепленными на них
изображениями луны и солнца. Детям раздают
колокольчики и различного рода шумелки.
Ведущий поднимает над головой солнце и говорит:
«День!»
Дети начинают произвольно бегать по залу, звеня в
колокольчики и издавая шум с помощью шумелок.
Через некоторое время ведущий поднимает над
головой луну и произносит: «Ночь!» Дети должны
замереть так, чтобы установилась полная тишина.
Можно даже предложить им закрыть на это время
глаза.
Овсей Дриз
ПРАВАЯ И ЛЕВАЯ
Правая и левая
Водят поезда.
Правая и левая
Строят города.
Правая и левая
Могут шить и штопать,
Правая и левая
Могут громко хлопать.
За окошком ходит ночь,
Руки так устали…
Правая и левая
Спят на одеяле.
Игры и упражнения
Чтение стихотворения можно сопровождать
ритмическими движениями.
На слова «правая и левая» взмахивают сначала
правой, а потом левой рукой, разворачивая кисть
вверх. На слова следующей строки ритмично
хлопают в ладоши два раза. Затем снова повторяют
движения правой и левой рукой, а на слова
последней строчки строфы хлопают в ладоши три
раза.
При чтении второй строфы ритмический рисунок и
движения руками повторяются. Чтобы
разнообразить действия, можно хлопать по
коленкам.
На слова первой строчки третьей строфы делают
округлый жест двумя руками, будто очерчивая окно,
в которое видна ночь.
На слова второй строки руки плавно опускаются
вниз. На слова «правая и левая» делают «вздох»
правой рукой, затем — левой рукой.
На слова последней строки опускают руки на
колени.
Читать стихотворение, сопровождая его
движениями, можно как стоя, так и сидя.
Подбор антонимов
правый — левый
правая — левая
правое — левое
направо — налево
вправо — влево
справа — слева
Рисование
Детям предлагают «отпечатать» на листе бумаги
правую и левую ладони, по очереди обводя их
карандашом. На рисунке правой ладони пишут букву
П, на рисунке левой ладони пишут букву Л.
Игры на определение правого и левого
Ведущий становится лицом к детям и отдает
команды: «Левая рука, правый глаз, левое ухо,
левая коленка, правое плечо».
Дети в ответ на команды должны показать то, что он
называет: поднимают левую руку, закрывают правый
глаз, дотрагиваются до левого уха и т.д.
Игру можно усложнить, если предложить детям
дотрагиваться до левого правой рукой, а до
правого — левой рукой.
Валентин Берестов
ГДЕ ПРАВО, ГДЕ ЛЕВО
Стоял ученик
На развилке дорог.
Где право,
Где лево,
Узнать он не мог.
Но вдруг ученик
В голове почесал
Той самой рукою,
Которой писал,
И мячик кидал,
И страницы листал,
И ложку держал,
И полы подметал.
«Победа!» — раздался
Ликующий крик:
Где право,
Где лево,
Узнал ученик.
Словесный ряд по подбору антонимов будет таким
же, как в предыдущем стихотворении.
Петляющая дорожка
Диктант-рисование
Педагог предлагает детям нарисовать
извилистую дорожку. Дорожка петляет то налево, то
направо. Рисовать дети будут под «диктовку».
Педагог говорит: «Дорожка берет свое начало в
левом нижнем углу листа и бежит вверх. Затем
сворачивает направо, бежит-бежит в эту строну и
делает резкий поворот налево. Затем снова
поворачивает и бежит вверх. Снова сворачивает
направо, потом опять налево и достигает края
листа».
Дети ведут линию по листу, ориентируясь на
команды педагога. Но у каждого в конце концов
получится свой рисунок дорожки.
Закончив линию, детям предстоит провести еще
одну, повторяющую изгибы первой, чтобы дорожка
выглядела объемной.
Затем в изгибах дорожки и вдоль нее можно
нарисовать маленькие картинки: домики, деревья,
кустики. Может быть, кто-то из детей покажет, что
дорожка пересекает речку по мостику и т.п.
Эта часть работы является творческой и
выполняется каждым ребенком по собственному
замыслу.
|