Сказки нужны ребенку, как воздух!
«Детям необходимы сказки». Казалось
бы, это педагогическая аксиома, а ее главными
проводниками в жизни являются родители.
Однако далеко не все мамы и папы разделяют этот
тезис. В домашних библиотеках можно обнаружить
множество иллюстрированных детских
энциклопедий, которые сегодня в изобилии
поставляет рынок, — и о динозаврах, и о
глубоководных рыбах, и о звездах с планетами, и
даже о том, «откуда я появился». Эти книжки, с
точки зрения озабоченных воспитанием родителей,
действительно содержат полезную информацию,
работают на эрудицию ребенка. А сказки что?
Пустая забава!
Родители, занимающие такую позицию, имеют
предшественников в лице весьма серьезных
представителей науки и педагогики. Во второй
половине XIX века, в эпоху развития
экспериментальных наук и открытия роли ощущений
для восприятия, такое мнение было весьма
распространено и касалось не только сказок, но и
воображения ребенка. Воображение, детская
фантазия считались тогда чуть ли не вредными
качествами, и знакомство со сказками не
поощрялось именно как занятие, стимулирующее их
развитие и отвлекающее детей от постижения
реального мира и его взаимосвязей. Так полагала,
к примеру, Мария Монтессори.
Похожих воззрений некоторое время
придерживалась и Водовозова. Последующее
столетие опровергло эти представления.
Современная детская психология считает
воображение фундаментальным психическим
качеством, важнейшим новообразованием
дошкольного периода развития ребенка. |
А психоаналитики и психотерапевты,
занимавшиеся изучением и интерпретацией
сказочных сюжетов, утверждают: сказочная
реальность для психического развития ребенка
является такой же необходимой питательной
средой, как свежий воздух для физического
здоровья. Ведь в сказках дети в завуалированной
форме обнаруживают те конфликты, которые типичны
для них самих, для их отношений с окружающими. Но
сказка не ограничивается констатацией. Она
всегда предлагает ребенку выход из положения,
стратегию правильного поведения с родителями, с
братьями и сестрами, с другими людьми. Чтобы
сделать родителей своими союзниками, им нужно об
этом рассказывать. Но этого недостаточно. Нужно
создать стимул, побуждающий к чтению, придумать
творческое дело, в процессе которого знакомство
со сказками окажется неизбежным. Таким
творческим делом может стать семейный проект
«Что за прелесть эти сказки!». |
А вот и повод задать вопрос.
Знаете ли вы, кому принадлежит фраза «Что за
прелесть эти сказки!»? У этой фразы есть
продолжение. Помните ли вы его?
Присылайте ответы в редакцию.
В оформлении использованы работы
воспитанников детского сада «Лесная сказка» г.
Лесосибирска |