Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №8/2008

ДЕТСКИЙ МИР

Сказки нужны ребенку, как воздух!

«Детям необходимы сказки». Казалось бы, это педагогическая аксиома, а ее главными проводниками в жизни являются родители.
Однако далеко не все мамы и папы разделяют этот тезис. В домашних библиотеках можно обнаружить множество иллюстрированных детских энциклопедий, которые сегодня в изобилии поставляет рынок, — и о динозаврах, и о глубоководных рыбах, и о звездах с планетами, и даже о том, «откуда я появился». Эти книжки, с точки зрения озабоченных воспитанием родителей, действительно содержат полезную информацию, работают на эрудицию ребенка. А сказки что? Пустая забава!
Родители, занимающие такую позицию, имеют предшественников в лице весьма серьезных представителей науки и педагогики. Во второй половине XIX века, в эпоху развития экспериментальных наук и открытия роли ощущений для восприятия, такое мнение было весьма распространено и касалось не только сказок, но и воображения ребенка. Воображение, детская фантазия считались тогда чуть ли не вредными качествами, и знакомство со сказками не поощрялось именно как занятие, стимулирующее их развитие и отвлекающее детей от постижения реального мира и его взаимосвязей. Так полагала, к примеру, Мария Монтессори.
Похожих воззрений некоторое время придерживалась и Водовозова. Последующее столетие опровергло эти представления. Современная детская психология считает воображение фундаментальным психическим качеством, важнейшим новообразованием дошкольного периода развития ребенка.

 

А психоаналитики и психотерапевты, занимавшиеся изучением и интерпретацией сказочных сюжетов, утверждают: сказочная реальность для психического развития ребенка является такой же необходимой питательной средой, как свежий воздух для физического здоровья. Ведь в сказках дети в завуалированной форме обнаруживают те конфликты, которые типичны для них самих, для их отношений с окружающими. Но сказка не ограничивается констатацией. Она всегда предлагает ребенку выход из положения, стратегию правильного поведения с родителями, с братьями и сестрами, с другими людьми. Чтобы сделать родителей своими союзниками, им нужно об этом рассказывать. Но этого недостаточно. Нужно создать стимул, побуждающий к чтению, придумать творческое дело, в процессе которого знакомство со сказками окажется неизбежным. Таким творческим делом может стать семейный проект «Что за прелесть эти сказки!».

А вот и повод задать вопрос.
Знаете ли вы, кому принадлежит фраза «Что за прелесть эти сказки!»? У этой фразы есть продолжение. Помните ли вы его?
Присылайте ответы в редакцию.

В оформлении использованы работы воспитанников детского сада «Лесная сказка» г. Лесосибирска

Рейтинг@Mail.ru