Продолжение. начало
см. в № 4, 5, 6, 7/2008
Логика — оружие будущего школьника
В
предыдущих номерах мы рассматривали задачи на
дополнение словесного ряда. В основном это были
задания на образование словесных пар.
Сегодня мы рассмотрим «словесные квадраты» и
задачи на определение максимально выраженного
признака.
Словесные квадраты
Задачи на дополнение словесного ряда
«Словесный квадрат» должен состоять из четырех
слов, но одно из них пропущено.
Например:
день — ночь
солнце — …
Это четвертое слово и должен отгадать ребенок.
Педагог называет три слова в такой
последовательности: «День — солнце — ночь — …».
Из этой цепочки ребенок должен уловить принцип
подбора недостающего слова: нужно назвать ночное
светило.
Вот варианты словесных квадратов.
Квадратов с именами можно придумать много. Но
рядом можно ставить не больше двух квадратов,
иначе потеряется эффект неожиданности. Лучше
ставить «именные» квадраты вразбивку с другими
словесными квадратами.
Это упражнение является сложным, и переходить к
нему можно только в том случае, если дети уже
легко осваивают задания на подбор словесных пар.
Повышенный уровень сложности достигается в том
случае, если друг за другом задаются квадраты, в
которых частично использованы одни и те же слова.
Здесь ребенок должен быстро перестраиваться и
«открывать» новые структурные связи между
словами.
Например, уже назывался квадрат «рыба — птица,
чешуя — …».
Вот другой квадрат, в котором тоже используются
слова «рыба — птица»:
Или:
Тут же можно задать близкий по смыслу квадрат:
А дальше такой:
Можно использовать в квадратах не только имена
существительные, но и глаголы:
Кто сильнее, быстрее и выше?
Задачи на определение максимально или
минимально выраженного признака
К этому типу задач относится, например, такая:
«Сережа бегает лучше Вовы, Вова бегает лучше
Коли. Кто из мальчиков бегает лучше всех?»
Чем она сложна для дошкольников? Для
дошкольника естественно ожидать, что названное
качество — скорость в беге — будет нарастать
постепенно от начала к концу фразы. И на начале
фразы они, как правило, не фиксируют внимание. Они
слышат: Вова бегает лучше Коли. Это утверждение,
по их мнению, соответствует интонационному
усилению, и в качестве лучшего бегуна старшие
дошкольники обычно называют Вову.
А ответ задан в самом начале. Лучшим бегуном
является Сережа.
Иными словами, эти задачи достаточно сложны для
старших дошкольников. Предлагать их можно только
тем детям, которые уже хорошо освоили разные
прилагательные (высокий, низкий, глубокий,
мелкий, быстрый, медленный и т.п.) и степени их
сравнения (больше, меньше, выше, ниже, глубже и
т.п.).
А для освоения алгоритма решения можно
предложить два приема.
Во-первых, можно научить детей переставлять
местами части условия задачи.
Педагог читает задачу, предлагает детям ее
решить и выслушивает их ответы. Затем говорит:
«Чтобы проверить, кто из вас прав, давайте
поменяем части задачи местами: Вова бегает лучше
Коли, Сережа бегает лучше Вовы. Кто бегает лучше
всех?»
Скорее всего дети угадают ответ. В следующий
раз, при решении аналогичной задачи, можно
напомнить им этот прием.
Другим приемом, облегчающим процесс решения,
является опорная картинка, на которой нужно
«выставить» решение.
Детям показывают картинки трех бегунов и
карточки с первыми буквами имен, которые с
помощью магнитов или липучек крепятся к майкам
спортсменов.
Тогда педагог предлагает комунибудь из детей
прикрепить карточки с первыми буквами имен к
изображению бегунов.
«Давайте проверим, что у нас получилось. Вова
бегает лучше Коли. Значит, Вова должен быть
впереди Коли. Сережа бегает лучше Вовы, значит, он
должен быть впереди Вовы. Все верно?
Тогда послушайте эту же задачу еще раз. Но я
изменю в ней вопрос». Вопрос теперь будет звучать
так: «Кто бегает хуже всех?» На него дети
отвечают, глядя на картинку. Картинка дает
наглядный ответ. Это очень полезное упражнение.
Оно развивает не только логическое мышление, но и
показывает зависимость ответа от вопроса.
Условие может быть тем же самым, а вопрос другим.
Тогда и ответ в задаче будет другим.
Когда дети это усвоят, им можно предлагать
самостоятельно формулировать вопросы к задаче.
Варианты задач
В деревне живут три кошки — Мурка, Барсик и
Кузя. Мурка бегает быстрее Барсика, Барсик бегает
быстрее Кузи. Кто из этих кошек бегает быстрее
всех?
Дана картинка с контурным изображением кошек.
Нужно прикрепить к каждому изображению первую
букву клички животного.
Ястреб летает быстрее воробья, ястреб летает
медленнее сокола. Какая из этих птиц летает
быстрее всех?
Даны контурные изображения птиц. Нужно
выложить их на доске в нужном порядке: впереди —
самая быстрая, сзади — самая медленная.
Клен выше березы, береза выше рябины. Какое из
этих деревьев самое высокое? Какое из этих
деревьев самое низкое?
Даны три контурных изображения дерева — самое
высокое, чуть ниже и самое низкое. Нужно
определить, где клен, где береза, где рябина. Клен
отмечают с помощью резного листочка, березу — с
помощью березового листочка и черточек на
стволе, рябину — с помощью рябиновой кисти.
Река Лена шире реки Волги. Река Волга шире реки
Клязьмы. Какая из этих рек самая широкая? Какая из
этих рек самая узкая?
Даны три полосы разной ширины, изображающие
реки. Нужно определить, где какая река, обозначив
их первыми буквами названий.
Эти задачи лучше использовать для работы с
одаренными детьми или в кружке по развитию
мышления.
Публикация статьи произведена при поддержке компании «Titan-Мск». Посетив сайт компании, который располагается по адресу http://www.titanmsk.ru/katalog-dverej/metallicheskie-dveri/, Вы ознакомитесь с богатым ассортиментом дверей из металла любых видов и размеров. «Titan-Мск» предлагает металлические двери в Москве от производителя. Специалисты компании учтут Ваши персональные требования и сделают дверь именно такой, какой бы Вы хотели ее видеть. Также на сайте Вы можете посмотреть галерею работ «Titan-Мск» или узнать об актуальных на данный момент акциях и предложениях.
Марина АРОМШТАМ
Продолжение следует
|