Галина УРАДОВСКИХ
Продолжение. Начало в № 4, 6/2008
Руки учат говорить
Развитие речи детей через
конструктивную и изобразительную деятельность
Галина Урадовских, автор «универсального
лоскутного конструктора», представляет новую
систему речевого развития детей.
Речь развивается в союзе с продуктивной
творческой деятельностью – вот основной тезис
программы.
Изначально программа адресована детям
младшего дошкольного возраста с ОНР, но может
быть использована и в системе предшкольной
подготовки для детей, имеющих проблемы речевого
развития.
Автор выражает благодарность педагогическому
коллективу детского сада № 34 г. Москвы: Т.И.
Старшиновой (заведующей), Т.А. Бердниковой
(старшему воспитателю), Л.П. Борисовой, Е.А.
Львовой (учителям-логопедам) — за активное
участие в экспериментальном исследовании с
детьми младшего дошкольного возраста с ОНР.
ОКТЯБРЬ. ВТОРАЯ НЕДЕЛЯ
Тема: «ОВОЩИ И ФРУКТЫ»
Конструирование из бумаги
Занятие № 3. «Вкусный виноград»
Программное содержание
1. Углубить представления детей о сезонных
изменениях в природе осенью; внести уточнения в
их представления о винограде.
2. Продолжить знакомство со свойствами мягкой
бумаги.
3. Учить «конструировать» изображение
винограда в вазе с опорой на смысловой контекст
натюрмортной композиции, выполненной
воспитателем.
4. Продолжать работу над освоением действия
«опредмечивания»: учить видеть признаки
реальных ягод винограда в круглых бумажных
комочках; создавать живописную композицию,
использовать изобразительные средства
выразительности.
5. Упражнять детей в создании маленьких
бумажных комочков — ягод путем сминания бумаги
пальцами, «конструировать» из них изображение
виноградной грозди, дополняя натюрморт,
выполненный воспитателем.
6. Учить работать совместно, согласуя свои
действия с действиями сверстников, ориентируясь
на внешние условия образовательной ситуации.
Задачи речевого развития
1. Ввести в активный словарь детей:
существительные (комок, ветка, ваза, виноград,
салфетка, шарик, клей, ягода, гроздь);
прилагательные (зеленый, желтый, вкусный,
фиолетовый, сладкий, кислый, большой, маленький,
круглый); глаголы (приклеиваю, мну, прижимаю, вижу,
показываю, взял, взяла); наречия (много);
числительные (один, одна).
2. Учить понимать вопросы косвенных падежей
(Чем? Где? На чем? — предложный падеж
единственного числа); отвечать на вопросы (Это
что? Что делаешь?) с опорой на предмет и действие;
строить предложения из двух слов (Вот ваза. Это
виноград. Мну бумагу. Делаю комок).
Речевой материал
У.Рашид
НАШ САД
(в сокращении)
Прекрасен наш осенний сад
В нем слива есть и виноград,
На ветках, как игрушки,
И яблоки, и груши.
А к ночи веет холодок
И желтый лист шуршит у ног.
Загадка
Схож он с бусами немножко,
Каждый листик — как ладошка.
Ус зелененький завью,
В грозди солнышко налью
И ребятаммалышам
Все до капельки отдам.
(Виноград)
Был зеленым, а поспел он —
Стал янтарным, синим, белым.
(Виноград)
Демонстрационный и раздаточный материал: аппликационный
натюрморт, изображающий вазу с тремя
незавершенными виноградными гроздьями (с
желтыми, зелеными, фиолетовыми ягодами) и
карандашным контуром веточек винограда (2–3).
Размер листа для аппликации 50х70 см; листы мягкой
бумаги (желтого, зеленого и фиолетового цветов)
небольшие по площади (четверть столовой
салфетки) и клеящие карандаши.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Воспитатель показывает детям виноградную
гроздь и предлагает ее рассмотреть, побуждая
детей к разговору, загадывает загадки о
винограде.
2. Внимание детей переключается на натюрмортную
композицию.
Вопросы к детям:
— Что здесь изображено? Что вы здесь видите?
— Что это? (Это виноград.)
— Вот это что? (Это ягода.)
— Здесь что? (Здесь ветка.)
— На ветках что? (Виноградинки, ягодки.)
— На вкус виноград какой? (Сладкий, кислый,
вкусный.)
Воспитатель уточняет, что картина не завершена,
предлагает детям доделать работу — «сделать»
еще несколько виноградных ягод и «положить» их в
вазу (приклеить ягоды на свою ветку).
3. Дети работают за столами. Они сминают
пальцами мягкую бумагу в круглые комочки —
виноградные ягоды («заготовки-детали»), которые
будут использоваться для изображения гроздей
винограда в фоновой композиции, выполненной
воспитателем.
Вопросы к детям и комментарии педагога во
время работы детей:
— Нина, возьми желтую салфетку. — Нина взяла
желтую салфетку.
— Что это? Нина, что ты взяла? (Салфетку.)
— Нина, какую салфетку ты взяла? Какая она по
цвету? (Желтая.)
— Сколько салфеток у тебя? (Одна.)
— Миша, тебе дать зеленую салфетку? Скажи, дай
салфетку! Повтори! (Дай салфетку.)
— Салфетка какого цвета? Она какая? (Зеленая.)
— Дети, сомните салфетки! Миша мнет салфетку. И
Таня мнет салфетку. Мы мнем салфетки.
— Таня, что ты сейчас делаешь, ты салфетку мнешь?
(Мну.)
— Что мы сейчас мнем? (Салфетки.)
— Что мы сейчас делаем? (Мнем салфетку.)
— У меня получилась виноградинка. Вот какая
виноградинка у меня получилась. Таня, у тебя
получилась виноградинка? (Получилась.)
— Миша, что у тебя получилось? Что это?
(Виноградинка.)
— У меня получился комок. У меня получилась
виноградинка. Вот какая виноградинка у меня
получилась. Какого цвета ягодка, какая она?
(Зеленая, желтая, фиолетовая.) Вот какие большие
ягодки у нас получились!
— Таня, у тебя получилась большая ягодка или
маленькая? Какая у тебя ягодка? (Большая.)
— У Тани получилась большая ягода. А у Ани какая
виноградинка получилась — большая или
маленькая?
— Вот сколько ягод у нас получилось! Ягоды
большие и маленькие!
— Таня, покажи маленькие ягоды! Какие это ягоды?
Скажи!
— Миша, покажи зеленые ягоды! Правильно, это
ягоды зеленые! Повтори: ягоды зеленые!
— Миша, покажи желтые ягоды! Правильно, это ягоды
желтые! Повтори: ягоды желтые!
— Миша, покажи фиолетовые ягоды! Правильно, это
ягоды фиолетовые! Повтори: ягоды фиолетовые!
— Сколько виноградинок у нас получилось? (Много.)
— Юра, дай мне одну ягоду. Сколько ягод ты мне дал?
— На этой ветке винограда фиолетовые ягоды.
4. Дети подходят к столам, на которых расположен
натюрморт, и самостоятельно «строят»
изображение грозди винограда — располагают свои
бумажные комочки-ягоды на контурном изображении
виноградной ветки, с учетом заданного цвета
(зеленый, желтый, фиолетовый), затем приклеивают
их с помощью воспитателя. Дети работают стоя.
Вопросы к детям:
— Что мы все сейчас сделали с ягодами?
(Положили, приклеили. Мы положили, мы приклеили.)
— Чем ты приклеиваешь ягоды?
— Что это? (Это — ваза. Это — ягода. Это —
виноград.)
— Где лежит виноград? Покажи.
5. После завершения работы воспитатель
предлагает детям полюбоваться работой, красивым
и удачным сочетанием цветов (виноград может быть
зеленым, фиолетовым, желтым); отмечает
согласованность действий всех детей,
подчеркивает, что все старались; называет
наиболее старательных детей.
Занятие № 4. «Построим забор для
нашего сада и посадим траву»
Программное содержание
1. Углубить детские представления о сезонных
изменениях в природе осенью, о яблоневом саде и
работе в нем.
2. Развивать воображение, способствовать
освоению действия «опредмечивания»: учить
видеть элементы забора (доски) и травинки в
разных по цвету, длине и ширине полосках бумаги.
Учить преобразовывать и достраивать композицию,
выполненную детьми ранее, органично «включая» в
нее изображение новых объектов (забор, трава);
выражать символическими средствами отношение к
действительности.
3. Упражнять детей рвать бумагу на ровные
длинные и короткие полоски, ориентируясь на
надрезы на бумаге, работать над
совершенствованием приклеивания полосок бумаги
к фоновой поверхности листа.
4. Учить работать согласованно и по правилу,
конструируя коллективную пейзажную композицию.
Задачи речевого развития
1. Ввести в активный словарь: существительные
(забор, трава, доска, яблоко, сад, дерево, яблоня,
ветки, листочки, полоска, бумага); прилагательные
(зеленый, желтый, красный, высокий, красивый,
широкий, узкий, ровные, длинный, короткий,
осенний, коричневый, низкий, большой); глаголы
(построим, рву, мну, приклеиваю, прижимаю, строю,
выкладываю, покажем, видим).
2. Учить отвечать на вопросы (Что это? Что
делаешь? Что делаете?); строить предложения из
двух слов (Таня приклеила); употреблять глаголы
единственного и множественного числа (строим,
готовим, рвем, приклеиваю, прижимаю, выкладываю,
вижу).
Речевой материал
Загадка
Сто дощечек в один ряд
Крепко связаны стоят.
(Забор)
Г.Лагздынь
ЕГОР И ЗАБОР
Во дворе стоит забор,
На забор полез Егор.
— Куд-куда,— кричит петух, —
Разорвешь все перья в пух!
Демонстрационный и раздаточный материал: пейзажная
композиция «Яблоневый сад», выполненная детьми
на предыдущем занятии. Полоски бумаги
коричневого и зеленого цветов (более узкие
полоски зеленого цвета) с небольшими надрезами,
выполненными воспитателем заранее, для
ориентировки детей в ширине досок для забора и
травинок.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Дети рассматривают композицию «Яблоневый
сад», вспоминают предыдущее занятие. Воспитатель
учит не только узнавать и называть объекты
действительности (деревья, яблони, яблоки,
листочки и др.), но и видеть красоту пейзажа. Он
обращает внимание детей на удачное решение
данной темы (красивые деревья, сочетание бумаги
разных оттенков зеленого цвета на кроне одного
дерева; ритмичное, красивое расположение яблок
на деревьях и др.).
Вопросы к детям при рассматривании
композиции:
— Что это? (Сад, дерево, яблоки.)
— Яблонька какая? (Красивая, большая.)
— А еще что можно про нее сказать? Какая она еще?
Она какая? (Высокая.)
— Какие ветки у яблони? (Длинные, короткие.)
— Что висит на ветках? (Яблоки.)
— Яблоки какие? (Красивые, желтые, красные.)
— Где растут яблоки? Яблоки растут на ветках.
Скажи, Вова: где растут яблоки?
Воспитатель предлагает детям «построить забор
из досок вокруг сада и посеять в саду траву».
2. Дети садятся за столы. Воспитатель
показывает, как рвать бумагу на длинные ровные
полоски, которые будут досками забора,
ориентируясь на надрезы на одной из сторон
бумажного листа.
Воспитатель поощряет тех детей, кто
самостоятельно и сразу приступает к выполнению
задания, помогает всем детям советами или
практически.
3. Разорвав свои листы бумаги коричневого цвета
на длинные широкие полоски — «доски для забора»,
дети встают из-за столов и подходят к композиции
«Яблоневый сад». С помощью воспитателя они
сначала «строят» изображение забора из полосок
бумаги коричневого цвета (по горизонтали и
вертикали выкладывают полоски забором на
поверхности листа), затем приклеивают их,
органично вписывая «забор» в готовую композицию.
Вопросы к детям во время работы:
— Что ты делаешь? Что это?
— Вова, что ты сейчас делаешь? (Я строю забор.)
— Маша, что Аня сейчас делает? (Аня делает забор.)
— Что мы все сейчас сделали с полосками бумаги?
Что мы с ними сделали? (Мы положили, мы прижали, мы
приклеили.)
— Что это? (Это доска для забора.)
— Миша, что ты делаешь с бумажными полосками? Что
ты с ними делаешь? (Я прижимаю.
Я приклеиваю.)
— Какого цвета эта полоска? Какая она?
(Коричневая.)
— По длине полоска какая — длинная или короткая?
(Длинная.)
— У тебя доски получаются ровные или нет?
— Они узкие или широкие?
— Забор высокий или низкий?
4. Воспитатель предлагает детям создать на
картине газон. Сначала надо «сделать» из бумаги
зеленого цвета травинки — разорвать бумагу на
узкие короткие полоски, затем посеять (выложить)
«травинки» на «газон» и приклеить их вдоль
внешней стороны забора.
5. Анализ полученной пейзажной композиции.
Воспитатель читает стихотворение и отмечает
качество исполнения работы, степень участия
каждого, учит детей рассказывать о красоте
пейзажной композиции.
Конструирование из деталей
конструктора
Занятие № 5. «Поедем на поезде к
бабушке за грушами»
Программное содержание
1. Расширять представления детей о созревании
урожая фруктов и овощей осенью; о
железнодорожном транспорте, о передвижении
поезда по рельсам — железной дороге.
2. Учить строить простейшую модель реальной
железной дороги по образцу, используя
горизонтальное и вертикальное соединение
деталей между собой. Развивать воображение,
способствовать освоению действия
«опредмечивания» — учить видеть рельсовую
дорогу в деталях строительного материала,
объединенных определенным образом.
3. Учить строить дорогу по образцу; соединять
кирпичики узкой стороной плотно друг к другу и
размещать в пространстве по вертикали и
горизонтали в процессе конструирования рельс,
шпал (горизонтальной конструкции); обыгрывать
постройку; разбирать свои постройки и складывать
детали в коробку.
4. Воспитывать у детей умение работать
согласованно по правилу, радоваться результатам
коллективной деятельности.
Задачи речевого развития
1. Ввести в активный словарь детей
существительные (поезд, вагончики, дорога, сад,
фрукты, груша, рельсы, шпалы, огород, овощи);
прилагательные (ровные, красный, зеленый, желтый,
большой, маленький, длинный, короткий); глаголы
(строить, делать, положить, ехать, получился);
наречия (далеко, близко, ровно, тесно, рядом).
2. Учить понимать вопросы косвенных падежей
(предложный падеж с предлогом «на»); отвечать на
вопросы (Что это? Что делаешь? Что делаете? Что
сделал? На чем?); строить предложения из двух слов
(Это рельсы. Вот поезд).
Речевой материал
Е.Стюарт
ЯБЛОНЬКА
(отрывок)
…всем на восхищение
Был урожай богат.
Яблоками спелыми
Гордился этот сад.
Их сняли с веток осенью,
Из сада унесли
И в дальний путь на поезде
Однажды повезли.
Демонстрационный и раздаточный материал: картинки
с изображением сбора урожая на полях и во
фруктовых садах; изображение рельсовой дороги
для железнодорожного транспорта; игрушечный
поезд; кирпичики длинные (6–8) или средние (8–10),
короткие (10–12) для каждого ребенка.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Воспитатель предлагает детям рассмотреть
картинки с изображением сбора урожая на полях и
во фруктовых садах; просит назвать овощи, фрукты.
Воспитатель: В этом году, как никогда,
созрел богатый урожай фруктов: на деревьях много
яблок, груш, слив. У Петиной бабушки, которая
живет далеко в деревне, в саду созрели
замечательные груши. Бабушка приглашает всех
детей к себе в гости полакомиться фруктами. Но до
бабушкиной деревни можно доехать только на
поезде.
Воспитатель показывает детям картинки с
изображением поезда, железной дороги,
железнодорожных вокзалов, станций.
Воспитатель: Поезд едет по рельсам — по
железной дороге. Рельсы длинные и узкие, они
соединены шпалами. Поезд останавливается на
остановках, пассажиры входят в поезд и выходят из
поезда. Пассажиры покупают билеты и едут до своей
станции.
Вопросы по картинкам:
— Что это? (Поезд, вагончик.)
— Сколько вагончиков у поезда? (Много.)
— Какого цвета вагончики? Какие они?
— Что делает поезд? (Поезд едет.)
— По чему катятся колеса? Что это? (Это рельсы.)
— К кому в гости поехали дети?
— Бабушка живет далеко или близко?
2. Воспитатель предлагает детям сделать
железную дорогу (рельсы со шпалами) и поехать в
гости к бабушке; читает стихотворение. Он
показывает рельсы — образец постройки,
организует их рассматривание и обследование;
затем на глазах у детей строит точно такие же
рельсы, сопровождая объяснением свои действия:
как строить рельсы, как класть шпалы (как
соединять между собой кирпичики по горизонтали и
вертикали).
Вопросы к детям при рассматривании постройки:
— Что это? (Это дорога.)
— Эта дорога для машин или для поезда? (Для
поезда.)
— Дорога длинная или короткая?
— У железной дороги есть шпалы, рельсы.
(Воспитатель показывает, где у построенной
железной дороги рельсы и шпалы.)
— Где лежат шпалы? (На земле.)
— На чем лежат рельсы? (На шпалах.)
— Как уложены шпалы — тесно, плотно друг к другу,
или между ними есть расстояния, «щелочки»?
— Рельсы лежат посередине шпал или по краям?
— Из чего сделана дорога? (Из кирпичиков.)
— Кирпичики одинаковые или разные?
— Из каких кирпичиков построены шпалы?
— Кирпичики стоят или лежат?
— Из каких кирпичиков построены рельсы?
— Железная дорога построена из коротких и
длинных кирпичиков. Из коротких кирпичиков
сделаны шпалы. На шпалы уложены рельсы. Они
сделаны из длинных кирпичиков.
3. Дети работают самостоятельно. Воспитатель
обращает их внимание на то, что шпалы следует
делать из коротких кирпичиков; оказывает
индивидуальную помощь детям, испытывающим
затруднения в работе; анализирует детские
работы, отмечает уровень освоения детьми
плотного и ровного соединения кирпичиков;
помогает объединить рельсы в одну длинную
рельсовую дорогу.
Вопросы и комментарии во время
самостоятельной работы детей:
— Что ты взял?
— Ты положил или поставил кирпичик?
— Ты положил кирпичики аккуратно?
— Ты положил кирпичики тесно, плотно друг к
другу, или оставил между ними щелочку?
— Вот как много кирпичиков ты положил! Что
получилось?
— Получились шпалы?
— Какие они? (Короткие, коричневые.)
— Что мы сейчас будем строить? (Рельсы.)
— Какие кирпичики нам понадобятся? (Длинные.)
— На что ты кладешь длинный кирпичик? (На
кирпичик.)
— Ты положил его посередине или с краю?
— Ты соединил длинные кирпичики между собой,
положил их плотно, тесно?
— Узкая или широкая дорога получилась?
— Рельсы длинные или короткие?
4. Воспитатель хвалит детей, отмечает участие
каждого в коллективной работе; предлагает найти
самые ровные и аккуратно выполненные участки
железной дороги; просит отремонтировать
неаккуратно выполненные участки железной дороги
(плотно соединить кирпичики между собой), чтобы
не было аварии во время движения поезда.
Вопросы к детям и комментарии:
— Какую красивую железную дорогу мы построили!
Мы работали все вместе, дружно.
— Из каких деталей мы построили железную дорогу?
Что мы брали?
— Мы брали одинаковые или разные кирпичики?
— На чем лежат рельсы? А шпалы?
— На чем мы поедем к бабушке?
Работа с универсальным конструктором
Занятие № 4. «Отвезем богатый урожай
фруктов в детский сад»
Программное содержание
1. Расширять представления о сезонных
изменениях живой и неживой природы и о труде
взрослых осенью.
2. Расширять детские представления о
конструктивных свойствах деталей конструктора.
3. Осваивать действия: идентификации кружков
по цвету и величине, полосок по цвету и длине; замещения
колес поезда, рельс, шпал кружками, полосками.
Использовать цвет, форму, величину, ритм
для создания выразительного образа и передачи
отношения к изображаемому событию. Учить
достраивать и преобразовывать пейзажную
композицию; «дополнять» до целого изображение
предметов и объектов.
4. Отрабатывать навыки аккуратного и точного
соединения их между собой при построении
изображения.
5. Развивать начальные формы сотрудничества
детей друг с другом (совместные действия по
правилу). Учить детей согласовывать свои
действия с действиями воспитателя и сверстников
группы при выполнении коллективной композиции.
Задачи речевого развития
1. Ввести в словарь: существительные (поезд,
колесо, яблоко, вагон, рельсы, кружок, шпалы,
полоска, картина); глаголы (сделать, поехал,
собрать, появились, достраивать, выкладывать,
грузить, положил, везти); прилагательные (большой,
маленький, круглый, красный, желтый, синий,
короткий, длинный); числительные (один); наречия
(много).
2. Учить отвечать на вопросы (Что это? Что
делаешь? Сколько?) с опорой на предмет и действие;
строить предложения из двух слов (Вова собрал. Мы
погрузили); образовывать существительные с
уменьшительно-ласкательными суффиксами (яблочко
— яблочки, кружок — кружочек, вагон — вагончик);
употреблять числительные и наречия («один»,
«много»).
Речевой материал
Е.Стюарт
ЯБЛОНЬКА
(в сокращении)
…всем на восхищение
Был урожай богат,
Яблоками спелыми
Гордился этот сад.
Их сняли с веток осенью,
Из сада унесли
И в дальний путь на поезде
Однажды повезли.
И крепко спали яблоки,
Укрывшись темнотой,
Примяв опилки в ящике
Румяною щекой…
Демонстрационный и раздаточный материал: аппликационная
предметная композиция «Поезд», выполненная
воспитателем из деталей универсального
конструктора. Композиция включает изображение
поезда с тремя вагонами (красный, желтый, зеленый)
без колес и рельсы, которые необходимо удлинить
— выложить новые шпалы; поезд и вагоны предстоит
«отремонтировать» — добавить к ним колеса.
Для каждого ребенка: круги большие и маленькие
двух цветов для колес к поезду и вагонам;
короткие полоски для шпал, длинные для рельсов.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Воспитатель предлагает детям спеть песню
«Поезд» (слова И.Плакида, музыка Н.Метлова). Под
пение песни проводится игра.
2. Воспитатель обращает внимание детей на
незавершенную предметную композицию с
изображением поезда и вагончиков без колес, с
недостроенными рельсами; предлагает рассмотреть
картинку, выделить изображенные объекты (поезд,
вагоны, рельсы); уточняет, что у вагонов и поезда
нет колес.
Вопросы к детям при рассматривании
композиции:
— Что это? (Поезд, вагон, вагончик, вагоны,
вагончики.)
— Сколько вагонов у поезда? (Один вагон. Много
вагонов.)
— Поезд длинный или короткий, какой он? (Поезд
длинный.)
— Что перевозит поезд? (Поезд перевозит людей,
грузы.)
— Какие грузы везет этот поезд? (Овощи, фрукты.)
— Что нужно сделать, чтобы поезд поехал? Как
можно отремонтировать поезд? (Надо сделать
колеса.)
3. Дети соединяют между собой два контрастных по
цвету и величине кружочка (собирают колеса) и
«приделывают» колеса к поезду и вагонам,
располагая их на рельсах. В конце работы
воспитатель уточняет у детей, что изменилось.
(Появились колеса.) Затем спрашивает:
— Чего недостает, без чего поезд не пойдет? (Без
рельсов.)
4. Дети «достраивают» рельсы и шпалы.
Воспитатель работает вместе с детьми. Он
сопровождает свои действия пояснениями и
предлагает детям включиться в разговор.
Подбадривает их, оказывает практическую помощь,
объясняет, чем вызван неуспех в работе.
Вопросы к детям:
— Что ты делаешь, Коля? (Я выкладываю рельсы,
шпалы.)
— Что вы делаете, дети? (Мы выкладываем рельсы,
шпалы.)
— Что собрал Вова? (Вова собрал поезд с
вагончиками.)
— Какого цвета вагончики у поезда, какие они?
(Красные, желтые, синие.)
— Вагончики большие или маленькие? (Большие и
маленькие.)
5. Дети любуются поездом с вагончиками, затем
«загружают» яблоки в вагоны с учетом цвета яблок
и цвета вагонов — выкладывают кружочки сверху
вагона (горкой). Радуются проделанной работе.
Воспитатель читает стихотворение Е.Стюарт
«Яблонька».
Рисование
Занятие № 5. «Консервируем овощи и
фрукты»
Программное содержание
1. Развивать представления о сезонных
изменениях в природе осенью; знакомить со
свойствами овощей и фруктов: внешнем виде, форме,
цвете, величине яблок и помидоров.
2. Развивать действия замещения реальных овощей
и фруктов разными по цвету и величине пятнами
краски, моделирования из них изображений плодов
в живописи. Способствовать развитию действия
«опредмечивания» признаков реальных яблок,
помидоров в разных по цвету и величине пятнах
круглой формы.
3. Учить детей изображать фрукты и овощи из
точки, неотрывным движением расширяя, увеличивая
и «сглаживая» ее по контуру, ритмично располагая
круги-плоды по всему трафарету банки.
4. Учить детей работать согласованно со
сверстниками и педагогом.
Задачи речевого развития
1. Ввести в активный словарь существительные
(помидоры, яблоки, банка, крышка); прилагательные
(зеленый, желтый, красный, круглый, большой,
маленький); глаголы (взять, достать, рассмотреть,
расти, собирать, покупать, принести, помыть,
положить, закрыть); наречия (много).
2. Учить понимать вопросы косвенных падежей
(Много чего? — родительный падеж множественного
числа — много помидоров, много яблок); отвечать
на вопросы с опорой на предмет и действие (Что
это? Какой? Какая? Какие? Что делаешь?);
согласовывать существительное единственного
числа именительного падежа с глаголом
прошедшего времени (Миша взял. Маша взяла. Аня
нарисовала. Ваня нарисовал); строить предложения
из двух слов.
Речевой материал
А.Прокофьев
ОГОРОД
В огороде много гряд,
Тут и репа, и салат.
Тут и свекла, и горох,
А картофель разве плох?
Наш зеленый огород
Нас прокормит круглый год. |
У.Рашид
НАШ САД
Прекрасен наш осенний сад.
В нем слива есть и виноград.
На ветках, как игрушки,
И яблоки, и груши.
А утром мы их соберем
И всех соседей позовем,
И солнышку помашем,
«Спасибо, осень!» — скажем. |
Предварительная работа
С детьми проводится дидактическая игра:
«Чудесный мешочек», в котором «прячутся» муляжи
овощей и фруктов. Дети учатся различать и
называть овощи и фрукты.
Демонстрационный и раздаточный материал: предметные
картинки с изображением овощей и фруктов круглой
формы; трафарет, передающий форму банки;
мольберт, гуашь красного и зеленого цветов; вода
в банках, кисти, салфетки.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Воспитатель спрашивает детей, какие овощи и
фрукты они знают; читает стихотворения об овощах
и фруктах, показывает предметные картинки с
изображение овощей и фруктов круглой формы.
Вопросы к детям при рассматривании картинок:
— Что это? (Это помидор.)
— А это что? (Это яблоко.)
— Что это? (Банка, крышка.)
— Какой помидор по форме? (Помидор круглый.)
— Какой помидор по цвету? (Помидор красный.)
— Какое яблоко по форме? (Яблоко круглое.)
— Какого цвета яблоко, какое оно? (Яблоко желтое.
Яблоко зеленое.)
— Какое яблоко по величине — большое или
маленькое? (Яблоко большое. Яблоко маленькое.)
Затем детям рассказывают о консервировании
фруктов и овощей в стеклянных банках. Им
показывается бумажный трафарет в форме банки и
приемы ритмичного расположения в ней разных по
цвету и величине кружков — «фруктов или овощей».
Воспитатель предлагает детям самостоятельно
«законсервировать» плоды в стеклянных банках.
2. Дети подходят к мольбертам и работают
самостоятельно. Воспитатель с помощью наводящих
вопросов руководит практической деятельностью
детей и учит рисовать предметы круглой формы
(яблоки, помидоры) из пятна-точки; побуждает детей
проговаривать свои действия, называть
изображаемые предметы.
3. Воспитатель с помощью детей выбирает
наиболее удачные работы, выставляет их и
предлагает рассмотреть банки с
консервированными помидорами и яблоками.
Вопросы к детям при рассматривании готовых
работ:
— Посмотрите, сколько здесь помидоров и яблок.
Помидоров много или мало? (Много.) А яблок много
или мало?
— Каких фруктов и овощей много в банках? (Много
помидоров, много яблок.)
ОКТЯБРЬ. ТРЕТЬЯ НЕДЕЛЯ
Тема: «ОСЕНЬ»
Конструирование из бумаги
Занятие № 5. «Море волнуется»
Программное содержание
1. Продолжать знакомить детей с признаками
осени — изменениями явлений в неживой природе
(идут дожди, дует ветер, пасмурно, на небе много
туч) и морскими пейзажами с изображением
волнующегося моря.
2. Развивать воображение, способствовать
освоению действия «опредмечивания»: учить
видеть морские волны в полосках бумаги, разных по
длине, ширине и оттенкам синего цвета. Учить
преобразовывать и достраивать композицию,
выполненную взрослым, органично «включая» в нее
изображение новых объектов (волн); выражать
символическими средствами отношение к
действительности.
3. Упражнять детей рвать бумагу на ровные
длинные и короткие полоски (волны — для передачи
волнения водной стихии), работать над
совершенствованием техники приклеивания
полосок бумаги к фоновой поверхности листа.
4. Учить согласовывать свои действия с
практической деятельностью детей всей
подгруппы, конструируя коллективную пейзажную
композицию.
Задачи речевого развития
1. Ввести в активный словарь: существительные
(бумага, полоска, море, берег, волны, треугольник,
лодка, картина, руки, парус, вода); прилагательные
(высокие, низкие, синее, зеленые, красивые,
широкие, узкие, длинные, короткие, ровные);
глаголы (положить, приклеить, прижать, рвать,
выкладывать, показывать, видеть, плыть, взять,
делать).
2. Учить понимать вопросы косвенных падежей
(Куда положил? Чем рвешь? — винительный и
творительный падежи); отвечать на вопросы (Что
это? Что делаешь? Какие волны? Где?); согласовывать
существительные единственного числа с глаголами
прошедшего времени (Таня положила — Миша
положил. Таня приклеила — Миша приклеил); строить
предложения из двух слов (Я приклеил. Мы
выкладываем. Таня показала).
Речевой материал
А.С. Пушкин
(Отрывок из сказки «Сказка о царе Салтане…»)
В синем небе звезды блещут,
В синем море волны плещут.
Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
Демонстрационный и раздаточный материал: несколько
репродукций с изображением морских пейзажей;
фоновая картинка «Море», выполненная
воспитателем на рулонном листе бумаги; полоски
бумаги синего цвета разных оттенков с небольшими
надрезами для ориентировки детей в ширине
предполагаемых волн.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Воспитатель напоминает, что осенью
становится холоднее, часто идут дожди и дует
сильный ветер. Затем предлагает детям поиграть с
корабликом (в тазике с водой) и посмотреть, какие
волны бывают, когда дует сильный ветер: дует на
воду, раскачивает тазик с водой и обращает
внимание детей на поверхность воды. Объясняет,
что высота волн зависит от силы ветра.
2. Воспитатель показывает детям морские
пейзажи.
Вопросы к детям при рассматривании пейзажей:
— Что вы видите? Что это? (Это море.)
— Кто знает, что это? Как это называется? (Волны.)
— А это что? (Это лодочка.)
— Это парус. Он похож на треугольник. На что похож
парус?
Для вовлечения детей в общий разговор
воспитатель обращается к опыту детей, к их
представлениям о путешествиях по воде; учит не
только узнавать и называть объекты
действительности (вода, море, река, берег, волны),
но и видеть красоту морских пейзажей, понимать
настроение, переданное художниками. Воспитатель
обращает внимание детей на то, как художники
передают состояние моря (ветер, волны, высота
волн).
3. Воспитатель показывает детям композицию
«Море», выполненную заранее, уточняет, что работа
не завершена. Он предлагает детям стать
художниками и изобразить волны. Воспитатель
говорит: «Подул сильный ветер, море стало
неспокойным, и на нашем море появились красивые
волны».
4. Воспитатель предлагает детям сесть за столы и
посмотреть, как делаются волны из бумаги:
показывает, как рвать бумагу на длинные ровные
полоски, которые будут волнами на море,
ориентируясь на надрезы на одной из сторон
бумажного листа; поощряет тех детей, кто
самостоятельно и сразу приступает к выполнению
задания, помогает детям советами или
практически.
Вопросы к детям и комментарии в ходе
самостоятельной работы:
— Вова, что ты взял? (Бумагу.)
— Что делаешь? Что это?
— Вова, что ты сейчас делаешь с бумагой? (Я рву. Я
делаю полоску.)
— Маша, что Аня сейчас делает? (Аня делает
полоску.)
— Что это? (Это полоска. Это волна.)
— Это что? (Это полоска, это полоски.)
— Какого цвета полоска, какая она? (Синяя.)
— По длине полоска какая — длинная или короткая?
(Длинная.)
— У тебя полоски получаются ровные или нет?
— Они узкие или широкие?
— Значит, какие полоски по ширине?
5. Разорвав свои листы бумаги на длинные широкие
полоски, дети встают из-за столов и подходят к
фоновой картинке «Море». С помощью воспитателя
выкладывают волны на водной глади и приклеивают
голубые бумажные полоски, сопровождая свои
действия словами.
Вопросы к детям:
— Куда ты приклеишь свою полоску? Покажи.
— Куда ты положил свою полоску? (На бумагу.)
— Миша, что ты делаешь с полоской? (Я прижимаю,
приклеиваю.)
— Что мы все сейчас сделали с полосками бумаги?
(Мы положили, мы прижали, мы приклеили.)
6. Воспитатель организует анализ пейзажной
композиции, отмечает качество исполнения работы,
степень участия каждого ребенка, учит замечать и
рассказывать о красоте коллективной работы в
соответствии с задачами речевого развития.
Работа с универсальным конструктором
Занятие № 5. «Подарки осени»
Программное содержание
1. Расширять детские представления о созревании
овощей и фруктов осенью в садах и огородах; об
особенностях внешнего вида яблока и винограда
(форма, цвет, величина); о конструктивных
свойствах деталей конструктора.
2. Осваивать действия: идентификации
деталей конструктора по цвету, форме, величине
(используя способ наложения, приложения); замещения
ягод винограда и яблок кружками разного цвета и
величины; конструирование натюрморта из яблок и
ветки винограда. Учить использовать
символические средства для создания
выразительного образа и передачи отношения к
изображаемому объекту. Упражнять детей
достраивать и преобразовывать пейзажную
композицию; «дополнять» до целого изображение
предметов и объектов.
3. Отрабатывать навыки аккуратного и точного
соединения деталей между собой при построении
изображения.
4. Учить детей согласовывать свои действия с
действиями воспитателя и сверстников группы при
выполнении общей композиции.
Задачи речевого развития
1. Ввести в активный словарь: существительные
(ягоды, яблоко, кружок, ваза, виноград,
виноградина, ветка, картина); прилагательные
(красивая, разные, синие, желтые, зеленые, красные,
круглые, большие, маленькие, вкусный, сладкий,
кислый); глаголы (рисовал, закончить, положить,
получилось, прикрепить, взять, сделал).
2. Учить отвечать на вопросы (Что это? Кто это?
Что сделал? Что сделала?); согласовывать слова в
предложении (Вова нарисовал. Таня взяла);
употреблять существительные именительного
падежа множественного числа (ягоды, яблоки,
кружки); строить предложения из двух слов.
Речевой материал
В.Волина
Осень добрая пришла,
Нам подарки принесла:
Яблоки душистые,
Персики пушистые,
Груши золотистые
Осень принесла.
Демонстрационный и раздаточный материал: аппликация-натюрморт
«Ваза с фруктами», выполненная воспитателем,
изображающая вазу с яблоками и виноградом
(незавершенное изображение трех веток винограда
разных сортов: желтого, зеленого, фиолетового).
Для каждого ребенка: кружки четырех цветов по
10–15 штук (красный, желтый, фиолетовый, зеленый) и
двух величин (большие и маленькие кружки желтого
цвета).
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Воспитатель читает стихотворение В.Волиной и
показывает детям незавершенное изображение
натюрморта.
Вопросы к детям при рассматривании
натюрморта:
— Что это? (Виноград, ваза, яблоки.)
— Какие яблоки по вкусу? По цвету? По величине?
(Сладкие, вкусные, большие, маленькие.)
— Где лежат яблоки и виноград? (Они лежат в вазе.)
Детям нужно догадаться, что художник не успел
доделать на этой картинке. Дети называют
виноград, яблоки.
2. Воспитатель предлагает детям рассказать, как
можно завершить работу — выложить много
кружочков-ягодок на вазу, чтобы получилась целая
ветка винограда. Обращает внимание детей на то,
что на виноградных ветках — разный виноград,
ягоды винограда разные по цвету (фиолетовые,
синие), но не требует произнесения слова
«фиолетовый».
3. Дети дополняют изображение ветки винограда
ягодами с учетом заданного цвета, используя
способ наложения, приложения. Они самостоятельно
выбирают цвет кружков и место их расположения.
Воспитатель поощряет активных детей в
практической и речевой деятельности. Он
подчеркивает, как важно сделать красивую
картину.
4. Воспитатель предлагает дополнить картину
яблоками и самостоятельно определить, какие
кружки наилучшим образом подойдут для роли яблок
на нашей картине. Предлагает придумать название
картине и объясняет, что подобная картина
называется натюрмортом.
Вопросы к детям:
— Аня, что сделали дети? (Дети сделали картину.)
— Что делал Вова? (Вова делал виноград. Вова
прикреплял ягоды.)
Занятие № 6. «В лес пришла золотая
осень»
Программное содержание
1. Расширять представления детей об изменениях
в живой и неживой природе осенью; о
конструктивных свойствах деталей конструктора.
2. Осваивать действия: идентификации
деталей конструктора по цвету, форме, величине
(используя способ наложения и приложения
деталей); замещения кругами, овалами листьев
на деревьях; конструирования «осенней» кроны
лиственных деревьев. Использовать
изобразительные средства (цвет, величина, форма,
ритма) для создания выразительного образа. Учить
достраивать и преобразовывать пейзажную
композицию; «дополнять» до целого изображение
предметов и объектов.
3. Отрабатывать навыки аккуратного и точного
соединения их между собой при построении
изображения.
4. Развивать начальные формы сотрудничества
детей друг с другом (совместные действия по
правилу). Учить детей согласовывать свои
действия с действиями воспитателя и сверстников
группы при выполнении общей композиции.
Задачи речевого развития
1. Ввести в активный словарь: существительные
(лес, ягоды, корзинка, листочек, гриб, лист, осень,
дерево, лето, осень, трава, картина);
прилагательные (красивая, разные, синие, желтые,
оранжевые, вкусные, сладкие, большие, маленькие,
летние, осенние); глаголы (смотреть, собрать,
снимать, летит, шуршат, срывает, опадают, снять,
положить, смотреть); местоимения (я, он, она, мы).
2. Учить отвечать на вопросы (Что это? Кто это?
Что делает? Что делают? Что сделал(а)? Что сделали?)
— с опорой на предмет и действие; согласовывать
местоимения с глаголами (я снимаю — мы снимаем; я
кладу — мы кладем; он смотрит — мы смотрим; она
собирает — мы собираем; я помог — мы помогли; я
положил(а) — мы положили); строить предложения из
двух слов.
Речевой материал
И.Бунин
ОСЕНЬ
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Загадка
Дни стали короче,
Длиннее стали ночи.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
(Осенью)
Демонстрационный и раздаточный материал: пейзажная
композиция «Лес», выполненная из деталей
конструктора на фонах-стендах, изображающая
лиственные деревья с зеленой кроной, траву,
цветы, ягоды, грибы.
Для каждого ребенка: желтые, оранжевые круги,
«корзиночки» для сбора ягод, грибов.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Воспитатель загадывает детям загадку, затем
читает стихотворение И.Бунина, предлагает детям
рассмотреть пейзажную композицию, назвать
знакомые объекты, догадаться, что это летний лес
(в лесу много грибов, ягод); рассказать о своих
лесных прогулках.
Воспитатель предлагает детям «собрать» ягоды и
грибы в корзиночки. Учит детей аккуратно
«снимать» сенсорные эталоны с панно и укладывать
в формы-корзиночки, систематизируя по цвету
(ягоды в красные корзиночки, грибы в коричневые).
Вопросы к детям:
— Что ты делаешь, Вова? (Собираю ягоды. Собираю
грибы. Снимаю кружок. Беру ягодку в руки.)
— Куда ты кладешь ягоду? (В корзину.)
— Что ты кладешь в корзину? (Кладу в корзину
ягоды. Кладу в корзину грибы.)
— Какого цвета эта корзина? В какую корзину ты
собираешь ягоды? (В красную корзину.)
— Витя, ты собираешь грибы в коричневую корзину?
(Да, в коричневую.)
— Оля, что сделал Юра? (Он положил грибок. Он
положил кружок.)
— Куда он положил грибок? (В корзину.)
2. Воспитатель обращает внимание детей на то,
что подул ветер, в лес пришла осень. Листья на
деревьях осенью желтеют и опадают. Листья летят,
шуршат под ногами.
Воспитатель демонстрирует детям, как меняется
цвет кроны у лиственных деревьев — меняет
зеленые листочки на желтые, красные, оранжевые и
предлагает детям «помочь» осени «нарядить»
деревья в осенний наряд.
Дети вместе с воспитателем «снимают» зеленую
листву (кружочки зеленого цвета убираются в
коробки), на их место выкладываются кружочки
других цветов.
Вопросы к детям:
— Что я делаю? Я снимаю с деревьев зеленые
кружочки. Кружочки — это листья. Вместо них кладу
желтые кружочки. Желтые кружочки — это желтые
листья. Я кладу листья-кружочки на ветки
деревьев.
— Что можно собирать осенью? (Грибы, ягоды,
листья.)
Воспитатель предлагает детям полюбоваться
осенним пейзажем, читает стихотворение И.Бунина.
— Красивая картина получилась?
Занятие № 7. «Осенний сад»
Программное содержание
1. Расширять представления детей о сезонных
изменениях живой и неживой природы осенью; о
конструктивных свойствах деталей конструктора.
2. Осваивать действия: соотнесения с
сенсорным эталоном цвета; замещения листьев
маленькими кружками зеленого, желтого,
оранжевого, красного цветов; художественной символизации
для создания выразительной композиции и
передачи эмоционального отношения к
изображаемому явлению. Учить достраивать и
преобразовывать пейзажную композицию; изменять
изображение предметов и объектов.
3. Отрабатывать навыки аккуратного и точного
соединения их между собой при построении
изображения.
4. Развивать начальные формы сотрудничества
детей друг с другом (совместные действия по
правилу). Учить детей согласовывать свои
действия с действиями воспитателя и сверстников
группы при выполнении общей композиции.
Задачи речевого развития
1. Ввести в активный словарь: существительные
(сад, деревья, осень, листья, круги, ветер, тучи,
овал, небо, картина); прилагательные (зеленый,
золотой, желтый, красный, осенний, сильный,
красивый, серый, синий, холодный, большой,
маленький); глаголы (дует, идут, падают, кружатся,
показать, опадают, появляются, снять, положить).
2. Учить отвечать на вопросы (Что это? Что делают?
— с опорой на предмет); образовывать
существительные множественного числа
именительного падежа с продуктивными
окончаниями -ы, -и, -а (тучи, кружки, сады); строить
предложения из двух слов (Ветер дует. Мы
положили).
Речевой материал
А.Толстой
Осень, обсыпается
Весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые
По ветру летят,
Лишь вдали красуются,
Там, среди долин,
Кисти ярко-алые
Вянущих рябин.
Демонстрационный и раздаточный материал: пейзажная
композиция «Яблоневый сад».
Для каждого ребенка: маленькие кружки красного,
желтого, оранжевого, коричневого цветов, овалы
серого цвета.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Воспитатель привлекает внимание детей к
знакомой пейзажной композиции «Яблоневый сад».
Вопросы к детям:
— Что вы видите на картине? (Облака, деревья,
яблони, сад.)
— Какого цвета листья на деревьях? Какие они?
(Зеленые листья.)
— Листья большие или маленькие? (Большие листья,
маленькие листья.)
— Что растет в саду? (Деревья, яблони.)
— Есть ли сейчас на яблонях яблоки?
— Почему сейчас на яблонях нет яблок?
— Как показать на картине, что в сад пришла осень?
Что надо сделать?
— Что осенью делают листья? (Осенью листья
опадают, желтеют, кружатся.)
— Осенью дует ветер. Осенний ветер какой? (Ветер
сильный, холодный.)
2. После беседы дети переходят к
самостоятельным практическим действиям —
изменяют цвет кроны яблоневого дерева. Если
подобное задание вызовет у детей затруднения,
воспитатель подсказывает: в саду осенью
происходит то же, что и в лесу.
Дети меняют зеленый цвет листвы на осенний:
снимают зеленые кружочки, а на их место
выкладывают желтые, оранжевые, красные,
коричневые. Воспитатель учит детей видеть, что
изменилось в пейзаже, а что осталось неизменным.
3. Воспитатель рассказывает о том, что осенью
очень быстро портится погода, часто идут дожди,
дует сильный ветер. На небе появляются тучи. Он
показывает детям серые овалы и спрашивает: «На
что они похожи?» Дети снимают белые овалы —
облака и выкладывают вместо них серые овалы-тучи.
Вопросы к детям:
— Какие на небе тучи? (Серые, синие.)
4. Воспитатель предлагает детям устроить
листопад. Дети «снимают» листву, частично
укладывают ее под деревьями, на земле.
Воспитатель читает стихотворение А.Толстого
«Осень».
Воспитатель просит детей показать, где росли
листочки (высоко на ветках яблонь). А где они
сейчас?
5. В конце занятия воспитатель предлагает детям
полюбоваться красотой осеннего пейзажа,
цитирует слова из песни М.Красева: «Падают,
падают листья, в нашем саду листопад, желтые,
красные листья по ветру вьются, летят…».
Занятие № 8. «В лесу — листопад»
Программное содержание
1. Расширять представления о сезонных
изменениях живой и неживой природы; о
конструктивных свойствах деталей конструктора.
2. Осваивать действия: соотнесения с
сенсорным эталоном цвета; замещения листьев
маленькими кружками зеленого, желтого,
оранжевого, красного цветов; художественной символизации
для создания выразительной композиции и
передачи эмоционального отношения к
изображаемому явлению. Учить достраивать и
преобразовывать пейзажную композицию; изменять
изображение предметов и объектов.
3. Отрабатывать навыки аккуратного и точного
соединения деталей между собой при построении
изображения.
4. Развивать начальные формы сотрудничества
детей друг с другом (совместные действия по
правилу). Учить детей согласовывать свои
действия с действиями воспитателя и сверстников
группы при выполнении общей композиции.
Задачи речевого развития
1. Ввести в активный словарь: существительные
(ягоды, листья, листопад, лес, ветка, дерево, тучи,
трава, цветы, картина, грибы); прилагательные
(серые, голубые, красные, желтые, большой,
маленький, красивый, разноцветный, черные);
глаголы (снимать, падать, сделать, пожелтеть,
появиться, идут, кружиться, снимать, положить).
2. Учить отвечать на вопросы (Что это? Что делают?
— с опорой на предмет и действие); понимать
вопросы косвенных падежей (творительного и
предложного падежа единственного числа — Где? На
чем? Чем?); употреблять предлог «на» (на траве, на
картине).
Речевой материал
И.Мазнин
Ушло тепло,
Пропали птицы.
У леса ветер в голове.
И вот его цветной листве
На ветках больше не сидится.
И вот, который день подряд,
Шум, шелест, шорох — листопад.
Т.Шорыгина
Листики кружатся,
Падают в лужицы,
Ветки гнутся и шуршат,
Тихо шепчут… (листопад).
Демонстрационный и раздаточный материал: пейзажная
композиция «Золотая осень в лесу», выполненная
из деталей конструктора на фоне — стенде.
Для каждого ребенка: маленькие кружки голубого
цвета, овалы серого цвета.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Воспитатель загадывает детям загадку, потом
читает стихотворение И.Мазнина и предлагает
рассмотреть знакомую пейзажную композицию,
назвать знакомые объекты, объяснить, почему
листья на деревьях и трава пожелтели, осталось
мало цветов, нет ягод.
2. Воспитатель предлагает детям подумать и
сказать: что происходит осенью в лесу? Что надо
сделать, чтобы все увидели: в лесу листопад?
3. После беседы дети переходят к
самостоятельным практическим действиям.
Вопросы к детям:
— Что это? (Лист, листья, дерево, деревья, ягода,
ягоды, гриб, грибы.)
— Что делают листья? (Листья опадают, желтеют,
кружатся.)
— Где растут грибы, ягоды? (Грибы и ягоды растут в
лесу.)
— Где появляются тучи? (Тучи появляются на небе.)
— Какие тучи появляются на небе? (На небе
появляются серые, черные тучи.)
4. Дети «изображают» листопад — «снимают»
листву (кружочки красного, желтого, оранжевого
цветов). Воспитатель учит детей видеть
преобразованную красоту пейзажа, понимать, что
изменилось, а что осталось неизменным в нем.
5. Воспитатель рассказывает о том, что осенью
очень быстро портится погода, часто идут дожди,
дует сильный ветер. На небе появляются тучи. Он
показывает детям серые овалы и спрашивает:
— На что они похожи?
Дети «выкладывают» овалы-тучи на «небо».
Занятие № 9. «Посадим ели в нашем лесу»
Программное содержание
1. Расширять представления о сезонных работах
осенью; о конструктивных свойствах деталей
конструктора.
2. Осваивать действия: конструирования
изображения высоких и низких елей; замещения
веток елей треугольниками трех (пяти) градаций
величины. Использовать символические средства
для создания выразительного образа и передачи
отношения к изображаемым объектам (форма, цвет,
величина, ритм, симметрия). Учить достраивать и
преобразовывать пейзажную композицию.
3. Отрабатывать навыки аккуратного и точного
соединения деталей между собой при построении
изображения.
4. Развивать начальные формы сотрудничества
детей друг с другом (совместные действия по
правилу). Учить детей согласовывать свои
действия с действиями воспитателя и сверстников
группы при выполнении общей композиции.
Задачи речевого развития
1. Ввести в активный словарь: существительные
(дерево, ветка, ствол, осень, елка, треугольник,
ель, картина, лес); прилагательные (желтые,
зеленые, коричневые, серые, большие, маленькие,
высокая, низкая, красивые, колючие); глаголы
(сажать, посадить, прикреплять, положить, делать).
2. Учить отвечать на вопросы (Что это? Что
делаешь? Какой? Какая? Какие?); согласовывать
прилагательные с существительными в роде, числе,
именительном падеже (деревья высокие, низкие,
большие, красивые; ствол коричневый, серый, елка
высокая, низкая, зеленая, большая, маленькая,
красивая; елки высокие, низкие, зеленые, большие,
маленькие, красивые); строить предложения из двух
слов (Нина положила. Мы посадили).
Речевой материал
А.Прокофьев
НАШ ЛЕСОК
(в сокращении)
Он не низок, не высок,
Зелен, светел наш лесок.
Мы, когда учиться стали,
В том лесочке насчитали:
Восемь сосенок густых,
Пять березок молодых,
Семь осинок-невеличек,
Девять елочек-сестричек.
Хорошо в лесу таком —
Каждый кустик нам знаком.
Загадка
Что это за девица? —
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год.
(Елка)
Демонстрационный и раздаточный материал: пейзажная
композиция «Лес» из деталей конструктора,
изображающая лиственные деревья поздней осенью
(с минимальным количеством листвы на деревьях).
Деревья расположены на достаточном расстоянии
друг от друга, что дает возможность «вписать» в
данную композицию изображение елей. Для каждого
ребенка: зеленые треугольники трех–пяти
градаций величины, серые круги, овалы.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Воспитатель загадывает загадку, затем читает
стихотворение и предлагает детям рассмотреть
пейзажную композицию, полюбоваться ее красотой,
назвать знакомые объекты, догадаться, где
происходит действие. Обращает внимание детей на
то, что в лесу нет елей.
Вопросы к детям:
— Что это? (Елка, ель, ели, дерево, деревья, ствол,
стволы, ветка, ветки.)
— Где растут елки, ели? (Елки (ели) растут в лесу.)
— Какие бывают ели? (Ели высокие или низкие,
красивые.)
— Какого цвета ствол у ели? (Коричневый (серый)
ствол.)
— А иголки у ели какие? (У ели зеленые (колючие)
иголки.)
2. Воспитатель рассказывает детям, что осенью
люди сажают деревья, и предлагает посадить
маленькую или большую елку, чтобы в лесу стало
еще красивее. Он показывает детям детали —
треугольники, просит построить из них большую
или маленькую елку — выложить треугольники (3, 5) в
определенном порядке — от самого большого к
самому маленькому, затем выбрать место на панно,
где возможно «посадить» эту ель.
3. Воспитатель предлагает детям приступить к
конструированию; помогает им сконструировать
ели и «включить» их в контекст пейзажной
композиции.
4. Анализ результатов коллективной работы
детей. Воспитатель предлагает детям
полюбоваться пейзажной композицией, найти на ней
изображение самой высокой ели и самой низкой и
предлагает подобрать «красивые» слова к
предметам.
Занятие № 10. «Поздняя осень в лесу»
Программное содержание
1. Расширять представления о сезонных
изменениях живой и неживой природы осенью;
конструктивных свойствах деталей конструктора.
2. Осваивать действия: идентификации деталей
конструктора по цвету, форме, величине; замещения
(туч, облаков, капель дождя) деталями
конструктора; художественной символизации
для создания выразительного пейзажа и передачи
отношения к изображаемому явлению. Учить
достраивать и преобразовывать пейзажную
композицию; конструировать изображение объектов
и явлений неживой природы.
3. Отрабатывать навыки аккуратного и точного
соединения деталей между собой при построении
изображения.
4. Развивать начальные формы сотрудничества
детей друг с другом (совместные действия по
правилу). Учить детей согласовывать свои
действия с действиями воспитателя и сверстников
группы при выполнении общей композиции.
Задачи речевого развития
1. Ввести в активный словарь: существительные
(лес, солнце, осень, облака, деревья, листья, тучи,
небо, дождик, капли, лужи, земля, кружки, картина,
овал); прилагательные (желтые, красные,
коричневые, серые, темные, голубые, низкие,
высокие, большой, маленький, холодный, сильный);
глаголы (светит, дует, срывает, закрыть, побежали,
дожидаются, укрываются, пошел, закончился,
затянули, выкладывать, снимать); наречия (мало,
много).
2. Учить понимать вопросы косвенных падежей
(предложный падеж с предлогом «на» для
обозначения места и родительный падеж
единственного числа со значением отсутствия);
отвечать на вопросы (Что это? Что делает? Какие?
Где?); употреблять предлоги «на», «без» (на
картине, на небе, без солнышка); употреблять
наречия, обозначающие количество (мало, много).
Речевой материал
А.Плещеев
ОСЕНЬЮ
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты…
Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит…
Воды зашумели
Быстрого ручья,
Птички улетели
В теплые края.
Загадка
Пусты поля,
Мокнет земля,
День убывает.
Когда это бывает?
(Осенью)
Демонстрационный и раздаточный материал: стихотворение
А.Плещеева «Осенью», пейзажная композиция «Лес»,
изображающая ели и лиственные деревья с
минимальным количеством листвы в солнечный
денек.
Для каждого ребенка: кружки голубого цвета
(диаметром 2 см), овалы серого цвета (2х4 см) по 10–12
штук.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Воспитатель привлекает внимание детей к
пейзажной композиции, предлагает рассмотреть ее,
назвать знакомые объекты (светит солнце, на небе
облака, тучи и солнце, деревья, листья на
деревьях, листьев мало, они желтые и коричневые и
др.).
Вопросы детям:
— Осенью небо какое? (Много туч, облаков.)
— Какого цвета листья вы видите на картине? (Мы
видим желтые листья, красные листья, коричневые
листья.)
— Сколько осталось листьев на деревьях? (Листьев
на деревьях мало.)
— Сколько листьев лежит на земле? (На земле лежит
много листьев.)
2. Воспитатель рассказывает детям, что поздней
осенью редко светит солнце, дует сильный ветер и
срывает последние листочки с деревьев. Он
говорит: «Вот и сейчас ветер дует и срывает
листья! Смотрите, как они падают на землю».
Воспитатель «снимает» листочки-кружочки и
выкладывает их на «землю», предлагает детям
подключиться к этой работе.
3. Ставится новая задача по преобразованию
данной пейзажной композиции. Воспитатель
говорит: «Ветер сдул последние листочки. По небу
побежали серые, темные тучи. Они закрыли солнышко
и все небо». Свои слова воспитатель сопровождает
действиями: выкладывает на «небе тучи» и
предлагает детям сделать так же. Воспитатель
комментирует изменения на картине: туч не было, а
теперь они появились и закрыли собой все небо и
солнце.
4. Воспитатель читает загадку.
Темная вата
Плывет куда-то.
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе.
«Посмотрите, как стало темно вокруг, пошел
дождь из туч: кап-кап-кап!» Воспитатель
«выкладывает» голубые кружки-капли ритмично —
сверху вниз, дети присоединяются к
конструированию капель дождя. Воспитатель
говорит: «Дождик часто зовут, с нетерпением
дожидаются, а придет — от него укрываются». Все
любуются картинкой.
5. Воспитатель говорит: «Дождь закончился. Ветер
разогнал тучи. На небе посветлело. Опять
выглянуло солнышко. На земле появились лужи».
Свои слова воспитатель сопровождает действиями
и поощряет детей следовать им. Он «выкладывает
лужи» — серые овалы на «земле». Дети, выполнив
задание, любуются солнечным осенним деньком.
6. Воспитатель предлагает очередное
преобразование пейзажной композиции. Он говорит:
«Осенью часто идут дожди. Вот и сейчас опять
набежали тучи. Они затянули все небо. Небо стало
серым, не видно солнца. Пошел дождь». Дети
самостоятельно преобразуют композицию, следуя
словам воспитателя. Затем они любуются новым
пейзажем.
7. Воспитатель предлагает детям послушать его и
внести в картину изменения, которые он назовет:
«Дождь закончился, выглянуло солнце, но на земле
остались лужи от дождя».
Дети вспоминают, какой капризной была сегодня
погода в лесу. Так бывает поздней осенью.
Воспитатель читает стихотворение А.Плещеева и
уточняет: данное стихотворение называется
«Осенью».
Лепка
Занятие № 4. «Листья падают, кружатся»
Программное содержание
1. Воспитывать интерес детей к осенней природе.
Расширять представления детей об изменениях в
живой и неживой природе осенью (листопад).
2. Развивать воображение, способствовать
освоению действия «опредмечивания» — учить
видеть листочки в маленьких комочках округлой и
удлиненной формы пластического материала;
использовать возможности материала для создания
выразительного образа.
3. Учить отрывать небольшие кусочки округлой
или овальной формы от большого куска
пластического материала; развивать
формообразующие движения для передачи образа
листьев; ритмично располагать «листья» на
фоновой композиции; аккуратно пользоваться
материалом, не пачкать стол, одежду, лепить на
доске (клеенке).
4. Воспитывать умение работать согласованно по
правилу, радоваться результатам коллективной
деятельности.
Задачи речевого развития
1. Ввести в активный словарь детей
существительные (листопад, листья, ветки, дерево,
комок, кусок, ладони); прилагательные (красный,
зеленый, желтый, большой, маленький, круглый,
длинный, разноцветные); глаголы (отщипнул,
получился, падают, летят, ложатся, кружатся);
наречия (много, мало); предлог «на» (на земле, на
дереве).
2. Учить понимать вопросы косвенных падежей
(творительный падеж); отвечать на вопросы (Что
это? Что делаешь? Что делаете? Что сделал? Как?
Между чем?); строить предложения из двух слов (Я
отщипнул. Листочек падает. Это листочек. Мы
слепили).
Речевой материал
Е.Головин
ОСЕНЬ
Осень. По утрам морозы.
В рощах желтый листопад.
Листья около березы
Золотым ковром лежат.
Загадка
Падают с ветки золотые монетки. (Листья)
Демонстрационный и раздаточный материал: репродукции
с изображением осенних пейзажей; пейзажная
композиция с изображением деревьев, выполненная
воспитателем из пластилина на большом листе
бумаги для коллективной работы детей.
Пластический материал, доски или клеенки,
салфетки.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Воспитатель рассматривает с детьми осенние
пейзажи; рассказывает о листопаде; задает
вопросы, уточняет цвет, форму, величину осенних
листьев; загадывает загадку.
Вопросы к детям:
— Посмотрите на эти осенние листья, какие они
красивые! Листья желтые, красные, разноцветные.
— Какого цвета эти листья? (Желтые.)
— А эти листья какого цвета? (Красные,
разноцветные.)
— На чем растут листья? (На деревьях.)
— Что происходит с листьями осенью? Что они
делают? (Падают, летят, ложатся.)
2. Воспитатель предлагает детям сесть перед
фоновой композицией, выполненной воспитателем
из пластилина на большом листе бумаги, и
рассмотреть ее: как красиво опадают листья с
деревьев, как они кружатся в воздухе и падают на
землю. Воспитатель предлагает детям представить,
как изменится картинка, если добавить еще много
листочков.
Вопросы к детям при рассматривании
композиции:
— Посмотрите, дети, как красиво падают листья.
Листья падают, кружатся. Летят. Что делают листья
осенью? (Листья падают.)
— Что еще делают листья? (Листья кружатся.)
Когда осенью с деревьев опадают листья, это
называется листопадом. Повторите, дети: «Листья
падают. Это листопад». Где вы видите листья на
картине? (На деревьях, на земле.)
Воспитатель показывает прием отрывания
маленького кусочка от большого куска
пластического материала и ритмичного
расположения его на фоновой композиции. С
помощью этого приема можно изобразить листопад
(на земле, в воздухе).
Вопросы к детям и комментарии во время
демонстрации приема лепки:
— Посмотрите, я отщипываю кусочек пластилина.
Какой кусочек я отщипываю — большой или
маленький? (Маленький.)
— Чем я отщипываю кусочек? (Пальцами.)
— Много у меня листьев или мало? (Много.)
— Сколько у меня листьев? (Много листьев.)
— У нас на картине — листопад. Листья падают.
3. Дети работают самостоятельно. Воспитатель
проводит индивидуальную работу по закреплению
технических приемов. Дети отрывают
комочки-листочки и располагают их на фоновой
композиции, изображая листопад.
Вопросы к детям в процессе работы:
— Маша, отщипни кусочек пластилина. Что ты
делаешь, Маша? (Отщипываю кусочек.)
— Что это у тебя получилось? (Это листочек.)
— Сколько у тебя листьев? (Мало.)
— А у Миши много листьев или мало? (Много.)
— Кто слепил листочек? (Я слепил.)
4. Воспитатель организует рассматривание
коллективной детской работы.
Вопросы к детям при рассматривании работы:
— Посмотрите, как много листьев вы слепили!
— Какие они красивые, разноцветные!
— Какого цвета листья? Какие они? (Желтые,
красные, разноцветные.)
— Кто слепил эти листья? (Мы слепили.)
— Что мы сделали? (Слепили листья.)
Продолжение следует |