Трудности школьной адаптации:
как помочь ребенку?
Расставаясь с детьми, в работу с
которыми вложено столько сил, «отпуская» их в
первый класс, мы не можем не беспокоиться о том,
как сложится их грядущая школьная жизнь. Очень
часто учителя и воспитатели исповедуют разные
педагогические ценности, придерживаются разных
педагогических стилей и методов. Поэтому и
адаптация детей к обучению в первом классе не
всегда проходит гладко.
Можно ли что-нибудь сделать, чтобы хотя
бы чуть-чуть смягчить предстоящие трудности?
Вот несколько практических советов.
Сводите детей подготовительной
группы на экскурсию в ближайшую школу.
Договоритесь с администрацией, чтобы экскурсию
вели школьники третьих-четвертых классов. Пусть
дети пройдутся по школьным коридорам, заглянут в
классы, в физкультурный зал, в буфет и даже в
туалеты.
Организуйте встречу родителей
будущих первоклассников с родителями
выпускников прошлых лет. Пусть они расскажут о
главных трудностях первого года обучения, с
которыми пришлось столкнуться им лично: об
утренних сборах, о группе продленного дня, о
посещении туалета, о том, как получать
необходимую информацию о происходящем.
Поиграйте с детьми в игры,
моделирующие «экстремальные» школьные ситуации.
Игра «Сложи в портфель»
Надо собрать в портфель (рюкзак)
разложенные в беспорядке вещи за возможно
короткое время. Во время игры, которую можно
превратить в увлекательное состязание, особое
внимание нужно обратить на «упаковку» продуктов,
которые родители дают ребенку в качестве
завтрака или в дополнение к завтраку. Продукты
должны лежать в специальной, плотно
закрывающейся и при этом легко открывающейся
коробочке. Если ребенок берет с собой термос или
бутылочку с питьем, к этим предметам, помещенным
в портфель, тоже нужно относиться с повышенным
вниманием.
Кстати, эту тему нужно обязательно
обсудить с родителями на одной из майских встреч.
Их тоже можно «потренировать» в искусстве
укладывания портфеля.
Игра «Найди свою одежду»
Устраивается куча-мала из детских
вещей. Нужно быстро отыскать в ней свои вещи и
одеться. Эту игру можно провести в присутствии
родителей и объяснить им, что вещи, в которых
ребенок ходит в школу, лучше метить – либо биркой
с именем и фамилией ребенка, либо каким-нибудь
отличительным знаком, который легко бросается в
глаза и помогает малышу обнаружить предмет
одежды.
Игра «Ботинки! В мешок!»
Мешки со сменной обувью – неизбежная
школьная реальность. Дети приносят в мешках
сменную обувь и упаковывают в них обувь уличную.
Это умение нужно обязательно потренировать. В
силах воспитателей превратить это в азартную
состязательную игру – парную или командную,
когда игроки обуваются и разуваются на время.
А внимание родителей нужно обратить на
то, что мешок должен легко вмещать в себя сапоги.
Возможно, для уличной обуви нужен дополнительный
«вкладыш» в виде полиэтиленового пакета.
|