Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №9/2008

ШКОЛА ПРИРОДЫ

Экологические игры Натальи Рыжовой

Рисунок Марии Овчинниковой

Если бы я был деревом…

Подвижная образная игра

Задачи: закреплять представления о деревьях разных видов, развивать воображение, координацию движений, учить передавать информацию с помощью движений тела.

Предварительная работа: наблюдение за деревьями, растущими на территории детского сада; изучение их особенностей.

Примечание: Игры такого типа могут быть проведены в качестве физкультминуток, на прогулке, во время экскурсии.

Ход игры

Дошкольники уже знают особенности разных деревьев. (Есть высокие, низкие, тонкие, толстые деревья. У одних из них раскидистая крона, у других — опущенные или приподнятые ветви.) Предложите детям превратиться в разные деревья и отразить их особенности. Скажите ребятам, что у каждого из них есть части тела, которые можно сравнить с частями растения: наши ноги похожи на корни, туловище — на ствол, руки — на ветки, пальцы — на листья. Так, изображая старый дуб с большими, толстыми корнями, ребенок широко расставит ноги; показывая плакучую иву, опустит руки и т.д. Пусть дошкольники вспомнят, как шумела листва в ветреную погоду, и воспроизведут эти звуки; представят, что на ветви садятся птицы; идет дождь (или светит солнце); пришел человек и сломал ветку. Ситуации можно придумать самые разнообразные, главное, чтобы они были связаны с проводившимися ранее наблюдениями.

Второй вариант: дошкольники одной группы изображают конкретное дерево, а остальные отгадывают его название.

Третий вариант: представим, что деревья научились ходить (эту игру уместно провести после чтения и обсуждения поэмы Б.Заходера «Почему деревья не ходят?»). Задание: показать, как могло бы ходить дерево: тяжелым шагом или легкой поступью, и т.п. Пусть дети объяснят свои движения (как правило, в своих объяснениях они ссылаются на особенности внешнего вида растения).

Дерево — это...

Речевая игра

Задача: развивать мышление дошкольников, актуализировать их опыт, знания, учить рассматривать один и тот же объект с разных точек зрения.

Ход игры

Ведущий предлагает детям определить, какую роль играет дерево в жизни разных животных, людей и т.п.

Приведем примеры.

«Для птицы дерево — это…».

Варианты ответов ребят: столовая, место для постройки гнезда, место, где она может спрятаться, и т.п.

«Для жука наш дуб — это…».

Варианты ответов: его жилище, место, где он откладывает яйца, из которых появляются личинки, где жук может найти добычу и т.п.

«Для художника дерево — это…».

Варианты ответов: объект для картины, источник вдохновения... «Для усталого путника раскидистое дерево — это…».

Варианты ответов: место, где в жаркий день можно укрыться от знойного солнца, отдохнуть.

«Для мебельщика дерево — это…».

Варианты ответов: древесина, из которой можно сделать много разных предметов.

«Для зайца дерево — это…».

Варианты ответов: пища зимой. Заяц обгрызает кору с деревьев. «Для горожанина дерево — это…».

Варианты ответов: чистый воздух, прохлада в зной, «зонтик» от дождя, место для отдыха и т.п.

Слово «дерево» можно заменять конкретными названиями различных пород, в частности, тех, за которыми дети наблюдали.

Что такое хорошо и что такое плохо

Речевая командная игра

Разделите дошкольников на две команды. Члены одной команды будут называть все, что для дерева «хорошо», члены другой — все, что для дерева «плохо». Затем группы могут поменяться заданиями, а также нарисовать иллюстрации или знаки, отражающие содержание игры.

Рисунок Марии Овчинниковой

Рейтинг@Mail.ru