Экологические игры
Натальи Рыжовой
Если бы я был деревом…
Подвижная образная игра
Задачи: закреплять представления о
деревьях разных видов, развивать воображение,
координацию движений, учить передавать
информацию с помощью движений тела.
Предварительная работа: наблюдение за
деревьями, растущими на территории детского
сада; изучение их особенностей.
Примечание: Игры такого типа могут быть
проведены в качестве физкультминуток, на
прогулке, во время экскурсии.
Ход игры
Дошкольники уже знают особенности разных
деревьев. (Есть высокие, низкие, тонкие, толстые
деревья. У одних из них раскидистая крона, у
других — опущенные или приподнятые ветви.)
Предложите детям превратиться в разные деревья и
отразить их особенности. Скажите ребятам, что у
каждого из них есть части тела, которые можно
сравнить с частями растения: наши ноги похожи на
корни, туловище — на ствол, руки — на ветки,
пальцы — на листья. Так, изображая старый дуб с
большими, толстыми корнями, ребенок широко
расставит ноги; показывая плакучую иву, опустит
руки и т.д. Пусть дошкольники вспомнят, как шумела
листва в ветреную погоду, и воспроизведут эти
звуки; представят, что на ветви садятся птицы;
идет дождь (или светит солнце); пришел человек и
сломал ветку. Ситуации можно придумать самые
разнообразные, главное, чтобы они были связаны с
проводившимися ранее наблюдениями.
Второй вариант: дошкольники одной группы
изображают конкретное дерево, а остальные
отгадывают его название.
Третий вариант: представим, что деревья
научились ходить (эту игру уместно провести
после чтения и обсуждения поэмы Б.Заходера
«Почему деревья не ходят?»). Задание: показать,
как могло бы ходить дерево: тяжелым шагом или
легкой поступью, и т.п. Пусть дети объяснят свои
движения (как правило, в своих объяснениях они
ссылаются на особенности внешнего вида
растения).
Дерево — это...
Речевая игра
Задача: развивать мышление
дошкольников, актуализировать их опыт, знания,
учить рассматривать один и тот же объект с разных
точек зрения.
Ход игры
Ведущий предлагает детям определить, какую
роль играет дерево в жизни разных животных, людей
и т.п.
Приведем примеры.
«Для птицы дерево — это…».
Варианты ответов ребят: столовая, место для
постройки гнезда, место, где она может
спрятаться, и т.п.
«Для жука наш дуб — это…».
Варианты ответов: его жилище, место, где он
откладывает яйца, из которых появляются личинки,
где жук может найти добычу и т.п.
«Для художника дерево — это…».
Варианты ответов: объект для картины, источник
вдохновения... «Для усталого путника раскидистое
дерево — это…».
Варианты ответов: место, где в жаркий день можно
укрыться от знойного солнца, отдохнуть.
«Для мебельщика дерево — это…».
Варианты ответов: древесина, из которой можно
сделать много разных предметов.
«Для зайца дерево — это…».
Варианты ответов: пища зимой. Заяц обгрызает
кору с деревьев. «Для горожанина дерево — это…».
Варианты ответов: чистый воздух, прохлада в
зной, «зонтик» от дождя, место для отдыха и т.п.
Слово «дерево» можно заменять конкретными
названиями различных пород, в частности, тех, за
которыми дети наблюдали.
Что такое хорошо и что такое плохо
Речевая командная игра
Разделите дошкольников на две команды. Члены
одной команды будут называть все, что для дерева
«хорошо», члены другой — все, что для дерева
«плохо». Затем группы могут поменяться
заданиями, а также нарисовать иллюстрации или
знаки, отражающие содержание игры.
Рисунок Марии Овчинниковой |