Марина АРОМШТАМ
Приключения в Буквограде
Инсценировка по мотивам сказочной
повести Михаила Раскатова «Пропавшая буква»
Инсценировка может быть включена в
сценарий праздника «До свиданья, детский сад»
Действующие лица:
Почерк (взрослый)
Буквоед (взрослый)
Принцесса Лень (девочка школьного возраста)
Каляка — слуга принцессы Лени (мальчик
школьного возраста)
Маляка — слуга принцессы Лени (мальчик
школьного возраста)
Буквы Ш, К, О, Л, А — дети
Остальные буквы — дети
Буквами могут быть будущие первоклассники, в
честь которых устроен праздник. Непосредственно
перед спектаклем они могут надеть красивые
фартучки с изображением своей буквы. По ходу
пьесы они будут оказываться то в роли
детей-зрителей, то в роли участников. Однако в
этом случае интрига с Буквоедом должна быть им
неизвестна и репетироваться в тайне. В нее можно
посвятить только исполнителей ролей Ш, К, О, Л, А и
то на словах, без репетиций. Достаточно сказать,
что в нужный момент буквы Ш и А должны подать руки
Буквоеду и уйти с ним. Но сцену похищения нельзя
репетировать на глазах у всех и лучше
репетировать без участия самого Буквоеда, с
актерами-заместителями.
Еще один совет по подготовке инсценировки.
В ходе спектакля от детей потребуется
подбирать слова, начинающиеся с буквы «Ш» и буквы
«А». Нужно заранее поупражнять в этом детей, так
как придумывание слов на «Ш» требует достаточно
развитого словаря, а придумывание букв на «А»
требует еще и некоторого представления о
правописании. Например, слово «обезьяна»
начинается со звука «А», а пишется с буквы «О».
Так что используемый в спектакле словесный ряд
должен быть выучен заранее — пусть он будет
состоять больше, чем из десяти слов, чтобы у детей
был выбор. Если дети поначалу будут ошибаться в
подборе слов, начинающихся на «А», нужно
говорить: «Это слово действительно начинается на
«А», но пишут его с буквы «О». Давайте поищем
такое слово, в котором «А» и слышится, и пишется».
Ведущий: Знаете, ребята, где с нетерпением
готовятся к встрече с будущими первоклассниками?
В городе Буквограде. Хотите туда заглянуть?
Дети: Да!
Ведущий:
Тогда повторяйте за мной.
Буквоград, Буквоград,
Принимай скорей ребят!
Публикация произведена при поддержке интернет магазина парфюмерии и косметики Л'Этуаль. Посетив интернет магазин парфюмерии и косметики Л'Этуаль, который располагается по адресу http://www.letu.ru/, Вы сможете по выгодной цене купить мужские и женские духи от ведущих мировых брендов и модных домов. А так же к Вашему вниманию большой ассортимент средств для ухода за кожей и волосами, макияжа для глаз, лица и тела, бижутерии, украшений для волос, и многого другого. Низкие цены, скидки, акции, различные спопосбы оплаты, и доставка товара по всей России, делают покупку через интернет магазин парфюмерии и косметики Л'Этуаль простой и удобной, позволяя экономить Ваши деньги и личное время.
Дети повторяют слова за ведущим. Звучит
волшебная музыка. Ведущий открывает занавес, за
которым обнаруживается большая карта
Буквограда, обрамленная башенками с буквенными
крышами. У ворот нарисованы восклицательные
знаки в милицейских фуражках. Появляется
командир букв Почерк. На голове у него цилиндр,
расписанный буквами. Костюм украшен ручками,
карандашами и вставками с разными «важными»
словами: усердие, трудолюбие, любознательность,
внимание и т.п. В руках у него жезл, похожий на
жезл управляющего оркестром.
Почерк: Приветствую вас, друзья! Я Почерк —
буквенный командир. По моей команде буквы
строятся в алфавитном порядке и образуют разные
слова. А это (показывает на карту) наш город,
славный город Буквоград.
Это город Буквоград.
Здесь ребятам каждый рад —
Тем, кому не лень трудиться,
Тем, кому не лень учиться.
Буквы руку подадут.
Где вы, буквы?
Дети-буквы со своих мест: Все мы тут!
Почерк:
Ну-ка, буквы, по порядку
Становитесь на зарядку.
Стройность, четкость вам нужны.
Упражняться вы должны!
Строем, друг за другом, выходят буквы и поют
песню.
Буквы:
Нас будить папе с мамой не нужно —
Мы и сами встаем до зари.
И без устали трудимся дружно —
Тридцать три! Тридцать три! Тридцать три!
Друг за другом в строжайшем порядке
Станем в строчки — а ну, посмотри!
В каждой книжке и в каждой тетрадке —
Тридцать три! Тридцать три! Тридцать три!
Почерк: Буквы, равняйсь! Зарядку начинай!
Буквы выполняют упражнения. Можно
предоставить детям возможность действительно
делать зарядку — со взмахами руками,
приседаниями и наклонами. Можно в качестве
зарядки предложить ритмические упражнения —
хлопки и топотушки по показу Почерка.
Почерк: Разминка закончена. Упражняемся в
составлении слов. (Буквы выстраиваются
полукругом.) Но сначала нужно угадать, какое
слово требуется составить.
Не грусти, не унывай.
За окошком месяц…
Дети: Май!
Из буквенного строя выбегают нужные буквы и
составляют слово «май».
Почерк:
Подрастает детвора.
В школу всем идти…
Дети: Пора!
Из буквенного строя выбегают нужные буквы и
составляют слово «май».
Не малыши и не малышки —
Мы уже читаем сами…
Дети: Книжки!
Почерк: А теперь даю вам ответственное
задание. Составьте, пожалуйста, слово «школа».
Ведь сегодня в детском саду прощаются с теми
ребятами, которым осенью предстоит поступить в
первый класс.
Выбегают буквы Ш, К, О, Л, А и составляют слово
«школа». Можно поставить этим буквам танец, после
которого они «сложатся» в слово.
Почерк (рассматривая слово): Какое
замечательное слово! Пусть оно украшает наш
сегодняшний праздник. А это еще кто к нам
пожаловал? Принцесса Лень собственной персоной!
На сцену въезжает детская коляска, в которой
лежит принцесса Лень. Она спит. Ее волосы похожи
на мочалку. Поверх мочалки красуется корона.
Коляску толкают Каляка и Маляка. Время от времени
они застывают на месте, тянутся и зевают.
Каляка:
Гуляю я,
Гуляю я,
Гуляю целый день.
Один учитель у меня —
Моя принцесса Лень!
Маляка:
Зачем читать?
Зачем писать?
Все это — дребедень!
Один учитель у меня —
Моя принцесса Лень!
Когда коляска оказывается недалеко от
Почерка, Каляка и Маляка останавливаются и
разворачивают коврики.
Каляка:
Ах, как прекрасно ничего не делать,
И только есть, гулять и спать!
Маляка:
Чтоб не устали голова и тело,
Меняем парту на кровать!
Укладываются на коврики и тут же засыпают.
Раздается громкий храп. Почерк недовольно
хмурится. Принцесса вздрагивает, открывает
глаза, оглядывается.
Лень: Приехали? Ах, какое утомительное
путешествие! Я невероятно устала. Мне пришлось
встать с постели, спуститься с лестницы, сесть в
коляску…
Почерк: Зачем вы пожаловали, принцесса? У
нас совершенно нет времени лениться. Все очень
заняты.
Лень: Ах, вот как! Но я слышала, у вас
праздник. Разве праздник — не время для ленивых?
Почерк: Это праздник трудолюбивых. Дети
готовятся к поступлению в школу. Им потребуется
много усердия и старательности.
Лень: Ах, вот в чем дело! Но ведь еще не
поздно передумать. Не понимаю, зачем им нужна эта
школа! Утром просыпайся, быстро одевайся,
впопыхах глотай кусок, в суматохе спеши на урок.
Не успел добежать, прозвенел звонок. Ужас
какой-то! Не лучше ли наслаждаться спокойной,
размеренной жизнью?
Почерк: Принцесса! Дети не передумают.
Лень: Очень жаль! Одно утешение: я смогу хотя
бы немного скрасить им школьные будни. Эй,
подайте мне зеркало!
Каляка и Маляка открывают глаза, нехотя
поднимаются, потягиваются, достают из коляски
зеркало и подносят Лени. Лень разглядывает себя в
зеркало, вяло поправляет пряди молчалки.
Лень: Согласитесь, Почерк! Я могу украсить
любое событие. Вы видели кого-нибудь красивее?
Почерк (фыркая): Уезжайте, принцесса. Вам
здесь не место.
Лень: Вы так считаете? (Почерк кивает
головой.) И вы меня прогоняете? (Почерк снова
кивает. В голосе Лени появляются угрожающие
нотки.) Но вы ведь знаете, что Лень — коварна?
Почерк: Уезжайте, принцесса. У букв сегодня
очень много дел. (Буквам) Все могут разойтись
и заняться подготовкой к празднику.
Лень: Ах, так! (В сторону) Ну, я вам покажу.
Самой-то мне лень с вами возиться. Зато я подошлю
к вам Буквоеда. Он съест ваши буквы. И вы не
сможете составлять свои главные слова. (Обмякает)
Ох, как я устала! Злиться — это так утомительно!
Эй, Каляка, Маляка! Поехали отсюда.
Каляка и Маляка увозят коляску. На сцене
остаются только буквы, составляющие слово
«школа». Они усаживаются на лавочке.
Буква Ш: Друг друга знаем мы давно,
Буква К: Не хнычем и не плачем,
Буква О: Мы буквы маленькие, но…
Буква Л: Мы буквы маленькие, но…
Буква А: Но очень много значим!
Все вместе: Но очень много значим!
Буква Ш: А помните, как все начиналось?
Буква К: Сначала мы были маленькими
палочками, не умели стоять в строю, капризничали
и качались в разные стороны.
Буква О: Но с каждым днем мы крепли,
становились все ровнее и послушнее.
Буква Л: И в конце концов из нас выросли
настоящие буквы!
Буква А: Нас переселили в букварь и
разрешили участвовать в настоящих буквенных
делах.
Буква Ш: Теперь нам поручили как раз такое
дело! Очень ответственное.
Буква А: А представляете, что бы случилось,
если бы слово «школа» исчезло?
Буква К: Детям некуда было бы поступать!
Буква О: Негде было бы учиться.
Буква Л: И они бы остались неучами на всю
жизнь.
Буквы тихонько запевают свою песенку «Друг
друга знаем мы давно…». В это время появляется
Буквоед.
Буквоед:
Я ужасный Буквоед, Буквоед.
Ем я буквы на обед, на обед.
Мне дорожку указала
Лень, Лень.
Всем испортить приказала
День, день.
А вот и они, буковки. Песни распевают. Ничего про
меня не знают. Только как же заманить их в
ловушку? Чтоб отправились они в мою избушку? Там я
их крепко свяжу, солью посыплю и в суп положу… (Хлопает
себя по лбу.) Притворюсь Красной Шапочкой,
которой страшно одной через лес идти.
Буквоед вытаскивает из кармана красную шапку
и натягивает на голову, повязывает фартучек.
Достает из укромного уголка корзиночку и
причитает противным голосом: «Ах, ох! Ой!» Буквы,
услышав Буквоеда, испуганно затихают и смотрят
на него.
Буква Ш: Смотрите, кто это там? В красной
шапочке?
Буква К: Наверное, это Красная Шапочка и
есть. Кому же еще быть?
Буква О: Она чем-то расстроена!
Буквоед:
Ах, я бедная, бедная крошка!
Как пойду одна по дорожке?
Как до бабушки я добегу?
По пути заблудиться могу!
Буква Л: Ей страшно, она боится встретить
волка!
Буква А: Давайте проводим ее через лес!
Буква К: Но Почерк велел нам дежурить здесь
и никуда не уходить.
Буква Ш: Так мы быстро! Туда — и обратно!
Буквы Ш и А поднимаются с лавочки, подходят к
Буквоеду и протягивают ему руки, он крепко их
сжимает.
Буквы: Ой!
Буквоед:
Буквоед, Буквоед!
Что ты сваришь на обед?
План твой был совсем не глуп.
Буквы ты положишь в суп.
Увлекает буквы за собой и исчезает со сцены.
Оставшиеся буквы в страхе кричат.
Буквы: Спасите! Помогите!
Появляется Почерк.
Почерк: Что случилось? Кто здесь звал на
помощь? И где слово «школа»?
Буква О: Какая-то странная Красная Шапочка
схватила буквы и потащила за собой в лес.
Буква К: Она обещала сварить из них суп.
Почерк: Все ясно. Это был Буквоед. Он
специально переоделся, чтобы вас обмануть. А
вместо «школы» оставил нам какой-то «кол». Для
учебы он совершенно не подходит. Только для того,
чтобы на него мочало вешать. С головы принцессы
Лени. Знаете приговорку?
На колу мочало,
Начинай сначала.
Надо выручать буквы из плена Буквоеда.
Буквы (хором): Но как?
Почерк: Лишим Буквоеда силы. А буквы,
наоборот, укрепим — чтобы они смогли вырваться и
убежать.
Буквы: А мы сумеем?
Почерк: В этом нам помогут ребята. Нужно
придумать десять слов, которые начинаются на «Ш»,
и десять слов, которые начинаются на «А». Но
уложиться в определенное время — пока Буквоед не
притащил буквы в избушку. (Достает песочные
часы.) Сможете нам помочь, ребята?
Дети: Да.
Почерк: Кто придумал слово на «Ш»,
поднимайте руки.
Почерк берет мяч и переворачивает большие
песочные часы. Песок начинает сыпаться, а Почерк
кидает мяч разным детям. Дети возвращают мяч,
называя слово, начинающееся на «Ш».
Дети: Шар, шипы, шаги, шнурки, шорох, шепот,
шелест, шарф, шифр, шум.
Почерк: Есть! Десять слов. А теперь
придумывайте слова, начинающиеся на «А».
Дети: Акула, Африка, Антарктида, арка,
антенна, Австралия, аппликация, арена, астра,
акваланг.
Почерк (смотрит на песочные часы):
Успели! Последние песчинки только-только
просыпались. А теперь скажем дружно:
Буквоед, Буквоед,
Не получишь свой обед!
Дети трижды повторяют за Почерком
«волшебные» слова. Дверь распахивается. Вбегают
буквы Ш и А.
Все: Ура!
Буква Ш: Мы Буквоеда победили!
Буква А: Кастрюлю с супом мы разлили!
Буква О: Теперь мы снова можем составить
слово «школа».
Буквы выстраиваются так, чтобы получилось
слово «школа».
Почерк: Так-то! Никто не помешает нашим
детям стать настоящими первоклассниками. И они
смогут по-настоящему подружиться с буквами.
Под музыку выходят все буквы алфавита и поют
песню.
Буквы:
С нами крепко, ребята, дружите,
Открывайте свои буквари!
И учтите, что нас в алфавите
Тридцать три! Тридцать три! Тридцать три!
Друг за другом в строжайшем порядке
Станем в строчки — а ну, посмотри!
В каждой книжке и в каждой тетрадке —
Тридцать три! Тридцать три! Тридцать три!
НОТНАЯ ТЕТРАДЬ
БУКВЕННАЯ ПЕСЕНКА
Стихи М. Раскатова
|
Музыка Ю. Горячева
|
Рисунки Евгения Медведева
|