Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №9/2008

ЗАНАВЕС ОТКРЫВАЕТСЯ

Марина АРОМШТАМ

Приключения в Буквограде

Инсценировка по мотивам сказочной повести Михаила Раскатова «Пропавшая буква»

Инсценировка может быть включена в сценарий праздника «До свиданья, детский сад»

Действующие лица:

Почерк (взрослый)
Буквоед (взрослый)
Принцесса Лень (девочка школьного возраста)
Каляка слуга принцессы Лени (мальчик школьного возраста)
Маляка — слуга принцессы Лени (мальчик школьного возраста)
Буквы Ш, К, О, Л, Адети
Остальные буквы дети

Буквами могут быть будущие первоклассники, в честь которых устроен праздник. Непосредственно перед спектаклем они могут надеть красивые фартучки с изображением своей буквы. По ходу пьесы они будут оказываться то в роли детей-зрителей, то в роли участников. Однако в этом случае интрига с Буквоедом должна быть им неизвестна и репетироваться в тайне. В нее можно посвятить только исполнителей ролей Ш, К, О, Л, А и то на словах, без репетиций. Достаточно сказать, что в нужный момент буквы Ш и А должны подать руки Буквоеду и уйти с ним. Но сцену похищения нельзя репетировать на глазах у всех и лучше репетировать без участия самого Буквоеда, с актерами-заместителями.

Еще один совет по подготовке инсценировки.

В ходе спектакля от детей потребуется подбирать слова, начинающиеся с буквы «Ш» и буквы «А». Нужно заранее поупражнять в этом детей, так как придумывание слов на «Ш» требует достаточно развитого словаря, а придумывание букв на «А» требует еще и некоторого представления о правописании. Например, слово «обезьяна» начинается со звука «А», а пишется с буквы «О». Так что используемый в спектакле словесный ряд должен быть выучен заранее — пусть он будет состоять больше, чем из десяти слов, чтобы у детей был выбор. Если дети поначалу будут ошибаться в подборе слов, начинающихся на «А», нужно говорить: «Это слово действительно начинается на «А», но пишут его с буквы «О». Давайте поищем такое слово, в котором «А» и слышится, и пишется».

Ведущий: Знаете, ребята, где с нетерпением готовятся к встрече с будущими первоклассниками? В городе Буквограде. Хотите туда заглянуть?

Дети: Да!

Ведущий:

Тогда повторяйте за мной.
Буквоград, Буквоград,
Принимай скорей ребят!

Публикация произведена при поддержке интернет магазина парфюмерии и косметики Л'Этуаль. Посетив интернет магазин парфюмерии и косметики Л'Этуаль, который располагается по адресу http://www.letu.ru/, Вы сможете по выгодной цене купить мужские и женские духи от ведущих мировых брендов и модных домов. А так же к Вашему вниманию большой ассортимент средств для ухода за кожей и волосами, макияжа для глаз, лица и тела, бижутерии, украшений для волос, и многого другого. Низкие цены, скидки, акции, различные спопосбы оплаты, и доставка товара по всей России, делают покупку через интернет магазин парфюмерии и косметики Л'Этуаль простой и удобной, позволяя экономить Ваши деньги и личное время.

Дети повторяют слова за ведущим. Звучит волшебная музыка. Ведущий открывает занавес, за которым обнаруживается большая карта Буквограда, обрамленная башенками с буквенными крышами. У ворот нарисованы восклицательные знаки в милицейских фуражках. Появляется командир букв Почерк. На голове у него цилиндр, расписанный буквами. Костюм украшен ручками, карандашами и вставками с разными «важными» словами: усердие, трудолюбие, любознательность, внимание и т.п. В руках у него жезл, похожий на жезл управляющего оркестром.

Почерк: Приветствую вас, друзья! Я Почерк — буквенный командир. По моей команде буквы строятся в алфавитном порядке и образуют разные слова. А это (показывает на карту) наш город, славный город Буквоград.

Это город Буквоград.
Здесь ребятам каждый рад —
Тем, кому не лень трудиться,
Тем, кому не лень учиться.
Буквы руку подадут.
Где вы, буквы?

Дети-буквы со своих мест: Все мы тут!

Почерк:

Ну-ка, буквы, по порядку
Становитесь на зарядку.
Стройность, четкость вам нужны.
Упражняться вы должны!

Строем, друг за другом, выходят буквы и поют песню.

Буквы:

Нас будить папе с мамой не нужно —
Мы и сами встаем до зари.
И без устали трудимся дружно —
Тридцать три! Тридцать три! Тридцать три!
Друг за другом в строжайшем порядке
Станем в строчки — а ну, посмотри!
В каждой книжке и в каждой тетрадке —
Тридцать три! Тридцать три! Тридцать три!

Почерк: Буквы, равняйсь! Зарядку начинай!

Буквы выполняют упражнения. Можно предоставить детям возможность действительно делать зарядку — со взмахами руками, приседаниями и наклонами. Можно в качестве зарядки предложить ритмические упражнения — хлопки и топотушки по показу Почерка.

Почерк: Разминка закончена. Упражняемся в составлении слов. (Буквы выстраиваются полукругом.) Но сначала нужно угадать, какое слово требуется составить.

Не грусти, не унывай.
За окошком месяц…

Дети: Май!

Из буквенного строя выбегают нужные буквы и составляют слово «май».

Почерк:

Подрастает детвора.
В школу всем идти…

Дети: Пора!

Из буквенного строя выбегают нужные буквы и составляют слово «май».

Не малыши и не малышки —
Мы уже читаем сами…

Дети: Книжки!

Почерк: А теперь даю вам ответственное задание. Составьте, пожалуйста, слово «школа». Ведь сегодня в детском саду прощаются с теми ребятами, которым осенью предстоит поступить в первый класс.

Выбегают буквы Ш, К, О, Л, А и составляют слово «школа». Можно поставить этим буквам танец, после которого они «сложатся» в слово.

Почерк (рассматривая слово): Какое замечательное слово! Пусть оно украшает наш сегодняшний праздник. А это еще кто к нам пожаловал? Принцесса Лень собственной персоной!

На сцену въезжает детская коляска, в которой лежит принцесса Лень. Она спит. Ее волосы похожи на мочалку. Поверх мочалки красуется корона. Коляску толкают Каляка и Маляка. Время от времени они застывают на месте, тянутся и зевают.

Каляка:

Гуляю я,
Гуляю я,
Гуляю целый день.
Один учитель у меня —
Моя принцесса Лень!

Маляка:

Зачем читать?
Зачем писать?
Все это — дребедень!
Один учитель у меня —
Моя принцесса Лень!

Когда коляска оказывается недалеко от Почерка, Каляка и Маляка останавливаются и разворачивают коврики.

Каляка:

Ах, как прекрасно ничего не делать,
И только есть, гулять и спать!

Маляка:

Чтоб не устали голова и тело,
Меняем парту на кровать!

Укладываются на коврики и тут же засыпают. Раздается громкий храп. Почерк недовольно хмурится. Принцесса вздрагивает, открывает глаза, оглядывается.

Лень: Приехали? Ах, какое утомительное путешествие! Я невероятно устала. Мне пришлось встать с постели, спуститься с лестницы, сесть в коляску…

Почерк: Зачем вы пожаловали, принцесса? У нас совершенно нет времени лениться. Все очень заняты.

Лень: Ах, вот как! Но я слышала, у вас праздник. Разве праздник — не время для ленивых?

Почерк: Это праздник трудолюбивых. Дети готовятся к поступлению в школу. Им потребуется много усердия и старательности.

Лень: Ах, вот в чем дело! Но ведь еще не поздно передумать. Не понимаю, зачем им нужна эта школа! Утром просыпайся, быстро одевайся, впопыхах глотай кусок, в суматохе спеши на урок. Не успел добежать, прозвенел звонок. Ужас какой-то! Не лучше ли наслаждаться спокойной, размеренной жизнью?

Почерк: Принцесса! Дети не передумают.

Лень: Очень жаль! Одно утешение: я смогу хотя бы немного скрасить им школьные будни. Эй, подайте мне зеркало!

Каляка и Маляка открывают глаза, нехотя поднимаются, потягиваются, достают из коляски зеркало и подносят Лени. Лень разглядывает себя в зеркало, вяло поправляет пряди молчалки.

Лень: Согласитесь, Почерк! Я могу украсить любое событие. Вы видели кого-нибудь красивее?

Почерк (фыркая): Уезжайте, принцесса. Вам здесь не место.

Лень: Вы так считаете? (Почерк кивает головой.) И вы меня прогоняете? (Почерк снова кивает. В голосе Лени появляются угрожающие нотки.) Но вы ведь знаете, что Лень — коварна?

Почерк: Уезжайте, принцесса. У букв сегодня очень много дел. (Буквам) Все могут разойтись и заняться подготовкой к празднику.

Лень: Ах, так! (В сторону) Ну, я вам покажу. Самой-то мне лень с вами возиться. Зато я подошлю к вам Буквоеда. Он съест ваши буквы. И вы не сможете составлять свои главные слова. (Обмякает) Ох, как я устала! Злиться — это так утомительно! Эй, Каляка, Маляка! Поехали отсюда.

Каляка и Маляка увозят коляску. На сцене остаются только буквы, составляющие слово «школа». Они усаживаются на лавочке.

Буква Ш: Друг друга знаем мы давно,

Буква К: Не хнычем и не плачем,

Буква О: Мы буквы маленькие, но…

Буква Л: Мы буквы маленькие, но…

Буква А: Но очень много значим!

Все вместе: Но очень много значим!

Буква Ш: А помните, как все начиналось?

Буква К: Сначала мы были маленькими палочками, не умели стоять в строю, капризничали и качались в разные стороны.

Буква О: Но с каждым днем мы крепли, становились все ровнее и послушнее.

Буква Л: И в конце концов из нас выросли настоящие буквы!

Буква А: Нас переселили в букварь и разрешили участвовать в настоящих буквенных делах.

Буква Ш: Теперь нам поручили как раз такое дело! Очень ответственное.

Буква А: А представляете, что бы случилось, если бы слово «школа» исчезло?

Буква К: Детям некуда было бы поступать!

Буква О: Негде было бы учиться.

Буква Л: И они бы остались неучами на всю жизнь.

Буквы тихонько запевают свою песенку «Друг друга знаем мы давно…». В это время появляется Буквоед.

Буквоед:

Я ужасный Буквоед, Буквоед.
Ем я буквы на обед, на обед.
Мне дорожку указала
Лень, Лень.
Всем испортить приказала
День, день.

А вот и они, буковки. Песни распевают. Ничего про меня не знают. Только как же заманить их в ловушку? Чтоб отправились они в мою избушку? Там я их крепко свяжу, солью посыплю и в суп положу… (Хлопает себя по лбу.) Притворюсь Красной Шапочкой, которой страшно одной через лес идти.

Буквоед вытаскивает из кармана красную шапку и натягивает на голову, повязывает фартучек. Достает из укромного уголка корзиночку и причитает противным голосом: «Ах, ох! Ой!» Буквы, услышав Буквоеда, испуганно затихают и смотрят на него.

Буква Ш: Смотрите, кто это там? В красной шапочке?

Буква К: Наверное, это Красная Шапочка и есть. Кому же еще быть?

Буква О: Она чем-то расстроена!

Буквоед:

Ах, я бедная, бедная крошка!
Как пойду одна по дорожке?
Как до бабушки я добегу?
По пути заблудиться могу!

Буква Л: Ей страшно, она боится встретить волка!

Буква А: Давайте проводим ее через лес!

Буква К: Но Почерк велел нам дежурить здесь и никуда не уходить.

Буква Ш: Так мы быстро! Туда — и обратно!

Буквы Ш и А поднимаются с лавочки, подходят к Буквоеду и протягивают ему руки, он крепко их сжимает.

Буквы: Ой!

Буквоед:

Буквоед, Буквоед!
Что ты сваришь на обед?
План твой был совсем не глуп.
Буквы ты положишь в суп.

Увлекает буквы за собой и исчезает со сцены. Оставшиеся буквы в страхе кричат.

Буквы: Спасите! Помогите!

Появляется Почерк.

Почерк: Что случилось? Кто здесь звал на помощь? И где слово «школа»?

Буква О: Какая-то странная Красная Шапочка схватила буквы и потащила за собой в лес.

Буква К: Она обещала сварить из них суп.

Почерк: Все ясно. Это был Буквоед. Он специально переоделся, чтобы вас обмануть. А вместо «школы» оставил нам какой-то «кол». Для учебы он совершенно не подходит. Только для того, чтобы на него мочало вешать. С головы принцессы Лени. Знаете приговорку?

На колу мочало,
Начинай сначала.

Надо выручать буквы из плена Буквоеда.

Буквы (хором): Но как?

Почерк: Лишим Буквоеда силы. А буквы, наоборот, укрепим — чтобы они смогли вырваться и убежать.

Буквы: А мы сумеем?

Почерк: В этом нам помогут ребята. Нужно придумать десять слов, которые начинаются на «Ш», и десять слов, которые начинаются на «А». Но уложиться в определенное время — пока Буквоед не притащил буквы в избушку. (Достает песочные часы.) Сможете нам помочь, ребята?

Дети: Да.

Почерк: Кто придумал слово на «Ш», поднимайте руки.

Почерк берет мяч и переворачивает большие песочные часы. Песок начинает сыпаться, а Почерк кидает мяч разным детям. Дети возвращают мяч, называя слово, начинающееся на «Ш».

Дети: Шар, шипы, шаги, шнурки, шорох, шепот, шелест, шарф, шифр, шум.

Почерк: Есть! Десять слов. А теперь придумывайте слова, начинающиеся на «А».

Дети: Акула, Африка, Антарктида, арка, антенна, Австралия, аппликация, арена, астра, акваланг.

Почерк (смотрит на песочные часы): Успели! Последние песчинки только-только просыпались. А теперь скажем дружно:

Буквоед, Буквоед,
Не получишь свой обед!

Дети трижды повторяют за Почерком «волшебные» слова. Дверь распахивается. Вбегают буквы Ш и А.

Все: Ура!

Буква Ш: Мы Буквоеда победили!

Буква А: Кастрюлю с супом мы разлили!

Буква О: Теперь мы снова можем составить слово «школа».

Буквы выстраиваются так, чтобы получилось слово «школа».

Почерк: Так-то! Никто не помешает нашим детям стать настоящими первоклассниками. И они смогут по-настоящему подружиться с буквами.

Под музыку выходят все буквы алфавита и поют песню.

Буквы:

С нами крепко, ребята, дружите,
Открывайте свои буквари!
И учтите, что нас в алфавите
Тридцать три! Тридцать три! Тридцать три!
Друг за другом в строжайшем порядке
Станем в строчки — а ну, посмотри!
В каждой книжке и в каждой тетрадке —
Тридцать три! Тридцать три! Тридцать три!

НОТНАЯ ТЕТРАДЬ

БУКВЕННАЯ ПЕСЕНКА

Стихи М. Раскатова

Музыка Ю. Горячева


Рисунки Евгения Медведева

 

Рейтинг@Mail.ru