К логопеду? Опоздали!
Дверь логопедического кабинета открылась и
вошли двое — мама с мальчиком. Мальчик, как я
узнала из небольшой беседы с мамой, — будущий
ученик нашей школы. Маме захотелось проверить
своего ребенка на готовность к школе (хотя сейчас
это и не требуется в обязательном порядке). Я
всегда радуюсь возможности познакомиться с
ребенком поближе до начала учебного года,
особенно в присутствии его близких. Я начинаю
обычную в таких случаях процедуру с обследования
речевых навыков ребенка — прошу немного
рассказать о себе.
Мальчик оказывается разговорчивым и с
удовольствием рассказывает о своей семье.
Внимательно прислушиваюсь к его речи и понимаю:
мама совсем не напрасно пришла в мой кабинет.
Речь ребенка малопонятная из-за плохо
произносимых звуков Р и С, из-за слишком быстрого
темпа. Ребенок постоянно перескакивает с одной
мысли на другую и не может сделать свой рассказ
логичным. Видно, маме эти речевые недостатки сына
известны. Но ими дело не исчерпывается. И, как
выясняется, мама далеко не все знает о своем сыне.
Сначала ответы мальчика вызывают у нее смех и
желание помочь, но потом она замолкает и смотрит
на своего ребенка чуть ли не со страхом.
А ответы вот какие:
человек, вставляющий стекло, — стекловщик,
человек, играющий на скрипке, — скрипник,
человек, едущий на велосипеде, — велосипист,
голова быка — бычовая,
хвост лисы — лисятый,
дети белки— бельчонки и.т.д.
Желая помочь ребенку и жалея маму, пытаюсь
помочь с ответом на вопрос «Как называются
детеныши свиньи?». Предлагаю закончить фразу:
«Представь, что ты пошел гулять, очень
испачкался, и мама, увидев тебя, говорит: «Ах ты
мой маленький...». Я жду слова «поросенок», но
мальчик произносит другое — «засранец».
На глазах у мамы появляются слезы, а я, наоборот,
не в силах сдержать смех. Но смеяться неудобно, и
я начинаю изображать громкий кашель. Разумеется,
придя в себя, мы продолжили обследование. Общая
картина оказалась неприглядной, и мальчику, судя
по всему, будет очень трудно учиться. Ему
придется адаптироваться к новой жизни и
одновременно справляться со своим неправильным
произношением. Отдельной работы потребует
развитие слоговой структуры слова,
грамматического строя речи, фонематического
анализа и синтеза, связной речи.
Если бы мама обратилась ко мне раньше, мы вместе
могли бы облегчить начинающуюся школьную жизнь
ребенка. Но, возможно, она просто не знала, что
нужно обратиться к логопеду не накануне учебного
года, а намного раньше. Никто ей этого не
подсказал.
А жаль! Теперь помочь ребенку будет значительно
труднее.
Татьяна ЩЕГОЛЕВА,
учитель-логопед детского сада № 61,
Москва
|