Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №10/2008

РАБОЧИЙ СТОЛ

Галина УРАДОВСКИХ

Продолжение. Начало в № 4, 6, 8/2008

Руки учат говорить

Развитие речи детей через конструктивную и изобразительную деятельность

Галина Урадовских, автор «универсального лоскутного конструктора», представляет новую систему речевого развития детей.
Речь развивается в союзе с продуктивной творческой деятельностью – вот основной тезис программы.
Изначально программа адресована детям младшего дошкольного возраста с ОНР, но может быть использована и в системе предшкольной подготовки для детей, имеющих проблемы речевого развития.

ОКТЯБРЬ. ТРЕТЬЯ НЕДЕЛЯ

Тема: «ОСЕНЬ»

Рисование

Занятие № 6. «Дождь идет»

Программное содержание

1. Развивать интерес к явлениям живой и неживой природы в разные времена года. Познакомить детей с характерными признаками осени (пасмурно, часто идут дожди). Учить передавать в рисунке впечатления осени.

2. Развивать действия замещения реальных капель дождя мазками краски синего цвета и моделирования из них изображения капель дождя в живописи; осваивать действия «опредмечивания» — учить видеть в мазках краски синего цвета капли дождя.

3. Учить передавать ритмом мазков капли дождя; выполнять мазки указательным пальцем, ритмично располагая их по всему листу.

4. Учить работать сообща, совместно с воспитателем и сверстниками подгруппы.

Задачи речевого развития

1. Ввести в активный словарь существительные (капля, дождь, осень, туча, точка, пальчик); прилагательные (синий, мокрый, сильный, слабый, холодный); глаголы (капать, падать, лить, стучать, барабанить, слышать, видеть, рисовать); наречия (много, мало).

2. Учить понимать вопросы косвенных падежей (Много чего? — родительный падеж множественного числа — много капель); отвечать на вопросы (Что это? Что сделал? Что сделала?); согласовывать существительные единственного числа с глаголами прошедшего времени (Дождик капал, лил, стучал, барабанил. Капля упала. Таня нарисовала. Я видел. Вова слышал); употреблять наречия, обозначающие количество (много, мало).

Речевой материал

Я.Аким

ОСЕНЬ (в сокращении)

Дождь, дождь
Целый день
Барабанит в стекла.
Вся земля, вся земля
От воды промокла.

Капля раз,
Капля два.
Очень медленно сперва,
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
Мы зонты свои раскрыли,
От дождя себя укрыли.

Демонстрационный и раздаточный материал: бумага, гуашь синего цвета.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Воспитатель читает стихотворение об осени; предлагает спеть знакомую песню о дожде; подводит детей к пониманию ритма падающих капель. Воспитатель показывает детям иллюстрации с изображением «сильного и слабого» дождя.

Вопросы к детям:

— Что здесь изображено? Что вы здесь видите? (Идет дождь.)
— Такой дождик бывает осенью. Повтори, когда бывает такой дождик! (Осенью.)
— На одной картине идет «сильный» дождь. На другой — «слабый» дождь. Какой дождь на этой картине? (Сильный дождь.)
— А на этой картине какой? (Слабый дождь.)
— Дождик бывает сильный, бывает слабый. А еще какой он бывает? (Холодный, мокрый.)
— Послушайте, как капают капли дождя: кап-кап-кап-кап… Когда идет дождь, очень много капель падает. Что падает? (Капли.)
— Их много или мало? (Много.)

2. Воспитатель учит детей стучать пальцем по столу, передавая ритм капель дождя. Дети стучат по очереди и вместе.

3. Воспитатель сначала упражняет детей в координации речи с движением указательного пальца руки (ритмичного изображения капель дождя короткими мазками). Затем показывает детям прием изображения красками на бумаге капель дождя указательным пальчиком без кисти.

Вопросы к детям:

— Маша, что ты делаешь? (Я рисую.)
— Маша, что ты рисуешь? (Дождик.)
— Что делал дождик? (Дождик капал.)
— Что еще делал дождик? (Дождик капал, стучал, лил, барабанил.)

4. Воспитатель руководит самостоятельной деятельностью детей, сочетая игровые и технические приемы в работе.

5. Организуется рассматривание детских работ. Дети выбирают рисунки с изображением сильного и тихого дождя, любуются ритмом капель дождя. Воспитатель спрашивает детей:

— Кто нарисовал этот дождь? (Таня нарисовала.)
— Какой краской Таня нарисовала дождь? (Синей.)
— Кто нарисовал этот дождик? (Вова нарисовал.)
— Кто видел, как льет дождь? (Я видел. Я видела.)
— Кто слышал, как капают капли? (Я слышал. Я слышала.)

Занятие № 7. «Листья по ветру летят»

Программное содержание

1. Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе — об изменении цвета листвы золотой осенью, о листопаде.

2. Способствовать развитию умения замещать реальные листья разноцветными мазками краски, с помощью мазков моделировать изображения реальных листьев. Развивать действие «опредмечивания» реальных явлений осеннего пейзажа в мазках желтого и оранжевого цветов; осваивать символику цветовых отношений для передачи настроения.

3. Учить рисовать мазками осенние листья, летящие по ветру, ритмично располагая их по всему листу бумаги. Закрепить навыки и приемы работы с кистью: правильно держать кисть, набирать немного краски, лишнюю краску снимать о край баночки и др.

4. Учить работать согласованно со сверстниками.

Предварительная работа: наблюдение изменений в явлениях живой и неживой природы; сбор осенних листьев, составление узоров и игры с листьями, сравнение их по цвету, оттенку.

Задачи речевого развития

1. Ввести в активный словарь существительные (дерево, ветка, ствол, лист, ветер, осень, верх, низ, листопад); прилагательные (золотая, желтый, красный, коричневый, оранжевый, разноцветный); глаголы (падают, летят, ложатся, кружатся, шуршат, срывает, рисовать); наречия (мало, много).

2. Учить понимать вопросы косвенных падежей (Где? На чем? — предложный падеж с предлогами «в», «на» для обозначения места); отвечать на вопросы с опорой на предмет и действие (Что это? Какие? Что делаешь? Что делают?); употреблять глаголы единственного и множественного числа (падает — падают, летит — летят, ложится — ложатся, кружится — кружатся, шуршит — шуршат); строить предложения из двух слов (Листочек падает. Листочки падают. Я нарисовал. Мы нарисовали).

Речевой материал

З.Федоровская

ОСЕНЬ

Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила:
Пожелтел орешник, и зарделись клены,
В пурпуре осинки, только дуб зеленый.

Утешает осень:
— Не жалейте лето!
Посмотрите — роща
Золотом одета!

Демонстрационный и раздаточный материал: иллюстрации с картин известных художников, изображающих осенний пейзаж.

Для каждого ребенка: краски (желтая, оранжевая), лист бумаги, вода в банках, кисти.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Воспитатель читает стихотворение об осени, уточняет детские представления об изменениях в живой и неживой природе в осенний период года; особое внимание обращает на листопад; показывает детям иллюстрации с изображением осеннего пейзажа и предлагает рассмотреть их.

Вопросы к детям при рассматривании картин:

— Посмотрите, дети, как красивы деревья осенью. Деревья желтые, золотые. Какое время года изображено на картине? (Золотая осень.)
— Какого цвета листья на деревьях? (Желтые, зеленые, коричневые.)
— Еще какого цвета могут быть листья? (Красные, оранжевые, разноцветные.)
— Где растут листья? (На деревьях, на ветках.)
— Что делают листья осенью? (Падают (опадают), летят, ложатся.)
— Еще что делают листья? (Шуршат, кружатся.)
— Когда падают листья, это листопад. Повторите, дети: листья падают — это листопад.

Воспитатель вызывает у детей желание самостоятельно нарисовать листопад — листья, летящие по ветру.

2. Дети приступают к рисованию, воспитатель руководит практической деятельностью детей, при необходимости повторно показывает и объясняет прием нанесения мазков путем «примакивания» кисти к листу бумаги (на своем листе), используя всю цветовую гамму осеннего пейзажа при изображении летящих листьев. Воспитатель напоминает детям, что листья разные по цвету: одни из них желтые, другие — оранжевые; предлагает работать сначала желтой краской, затем, промыв кисть, рисовать оранжевой краской; особое внимание обращает на ритмичное расположение мазков-листочков по всему листу бумаги.

3. Воспитатель руководит обсуждением детских работ, учит рассматривать детские рисунки, вовлекает детей в беседу, затем предлагает поиграть в игру.

— Я вам сейчас буду говорить, что делает один лист, а вы будете говорить, что делают другие листья — много листьев.

Лист падает. — Листья… (падают)
Лист летит. — Листья… (летят)
Лист ложится. — Листья… (ложатся)
Лист кружится. — Листья… (кружатся)
Лист шуршит. — Листья… (шуршат)

— Посмотрите, как много листьев вы нарисовали. Кто нарисовал листья? (Мы нарисовали.)
— Ваня, кто нарисовал эти листья? (Я нарисовал.)

Занятие № 8. «Золотая осень»

Программное содержание

1. Расширять детские представления о сезонных изменениях в природе, о листопаде.

2. Развивать умение замещать реальные листья мазками краски, моделировать из них живописные пейзажные композиции. Осваивать действия «опредмечивания» (цветовых мазков краски) и символизации цветовых отношений при построении выразительного пейзажа.

3. Учить рисовать листья — ритмично наносить мазки путем «примакивания» кисти к листу бумаги при изображении золотой кроны дерева и листопада (летящие в воздухе и лежащие на земле). Закрепить навыки и приемы работы кистью (правильно держать кисть, набирать немного краски, лишнюю краску снимать о край баночки).

4. Учить работать согласованно со сверстниками, в едином темпе.

Задачи речевого развития

1. Ввести в активный словарь существительные (дерево, ветка, ствол, лист, ветер, осень, верх, низ, листопад, осень); прилагательные (желтый, красный, коричневый, оранжевый, разноцветный, короткий, длинный, осенний); глаголы (падают, летят, ложатся, кружатся, шуршат, срывает, рисовать); наречия (мало, много).

2. Учить понимать вопросы косвенных падежей (Где? На чем? — предложный падеж с предлогами «в», «на» для обозначения места); отвечать на вопросы с опорой на предмет и действие (Что это? Какие? Что делаешь? Что делают?); употреблять глаголы единственного и множественного числа (падает — падают, летит — летят, ложится — ложатся, кружится — кружатся, шуршит — шуршат); строить предложения из двух слов (Листочек падает).

Речевой материал

Т.Шорыгина

ПРИМЕТЫ ОСЕНИ

Осень подойдет неслышно,
Тихо встанет у ворот.
В огороде листик вишни
На дорожку упадет.
Это первая примета,
Что от нас уходит лето.

А вторая — куст малины
В нитях белой паутины.

Чуть короче станет день,
Потемнеют облака,
Словно их накроет тень,
Станет пасмурной река —

Третья верная примета:
Осень бродит близко где-то.

Ранним утром на поляны
Лягут белые туманы,
А потом уж, жди не жди,
Моросящие дожди
Пеленой затянут просинь —
Значит, наступила ОСЕНЬ.

Предварительная работа: сбор осенних листьев, составление узоров, игры с листочками.

Демонстрационный и раздаточный материал: иллюстрации с изображением осенних пейзажей; рулонный лист бумаги (чистый).

Для каждого ребенка: гуашь (желтая, красная, оранжевая, коричневая); вода в банках, кисточки; лист бумаги с изображением лиственного дерева (коричневый ствол, ветки, зеленая крона).

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Воспитатель показывает детям иллюстрации с изображением осеннего листопада; предлагает рассмотреть их. Особое внимание обращает на деревья, их желтую крону; расширяет детские представления об изменениях в природе осенью, уточняет представления о листопаде и читает стихотворение.

2. Воспитатель показывает детям изображение дерева на листе бумаги, предлагает рассмотреть и уточнить его строение и назвать его части (ствол, ветки, листья, крона), объясняет, когда листья кроны дерева зеленого цвета, а когда желтого. Воспитатель задает детям вопросы:

— Что это? (Это дерево.)
— Что это у дерева? (Ствол.)
— Какой ствол? (Длинный.)
— А это что у дерева? (Ветки.)
— Какие ветки? (Короткие, длинные.)
— Что это на ветках? (Листья.)
— Какие листья осенью? (Желтые, красные, оранжевые.)
— А летом листья зеленые. Какие листья летом? (Зеленые.)
— Что делают листья осенью? (Падают, летят, шуршат.)

Напоминает, что осень пришла и к нашим деревьям, на них тоже пожелтели, покраснели листочки и многие из них уже начали опадать.

— Я вам сейчас буду называть, что делает один лист, а вы назовете, что делают много листьев.

— лист падает — листья... (падают);
— лист летит — листья... (летят);
— лист ложится — листья... (ложатся);
— лист кружится — листья... (кружатся);
— лист шуршит — листья... (шуршат).

Воспитатель мазками изображает желтые и оранжевые листочки на кроне дерева и вокруг него (на трафарете). Одновременно комментирует технические приемы «примакивания» и выделяет ритм в композиции, учит располагать разноцветные мазки по всему листу бумаги, изображая листопад. Вызывает у детей желание «сделать так, чтобы в нашем лесу появилась золотая осень», и предлагает приступить к работе. Напоминает приемы промывания кисточки при смене цвета краски.

3. Воспитатель руководит практической деятельностью детей, при необходимости повторно показывает (на своем листе бумаги) и объясняет прием «примакивания» кисти к листу бумаги. Он помогает детям ритмично располагать мазки-листочки, используя всю цветовую гамму осеннего пейзажа при изображении листьев.

4. Воспитатель объединяет детские работы в «лес» на рулонном листе бумаге. Дети рассматривают осеннюю композицию, отмечают крону осеннего леса и листопада, беседуют по содержанию работы, реализуя речевые задачи:

— Посмотрите, дети, какой красивый лес получился!
— Какой лес вы видите? (Красный лес, желтый лес.)
— Еще какой лес? (Оранжевый лес, разноцветный лес, осенний лес.)
— Лес осенью. Лес осенний. Повтори, какой лес? (Осенний.)
— Когда в лесу листопад, что падает? (Листочек падает. Листья падают.)

Занятие № 9. «Листопад»

Программное содержание

1. Расширять представления детей об изменениях в живой и неживой природе осенью, листопаде.

2. Развивать способность к замещению реальных листьев мазками краски и изображать явления действительности в живописи; способность к «опредмечиванию» цветового пятна и линии и к построению выразительной композиции.

3. Учить рисовать ветки дерева (вертикальные и наклонные) на контурном изображении дерева (ствол и контур кроны); закрашивать ствол, не выходя за его контур; рисовать листья, ритмично нанося мазки путем «примакивания» кисти к бумаге.

4. Закрепить навыки и приемы работы с кистью (правильно держать кисть, набирать немного краски, лишнюю краску снимать о край баночки и др.).

5. Учить работать в едином темпе, согласовывая свои действия с действиями сверстников.

Задачи речевого развития

1. Ввести в активный словарь существительные (дерево, ветка, ствол, лист, ветер, осень, листопад); прилагательные (желтый, красный, коричневый, оранжевый, разноцветный, красивый); глаголы (падают, летят, ложатся, кружатся, шуршат, срывает, рисовать); наречия (мало, много).

2. Учить понимать вопросы косвенных падежей (Где? На чем? — предложный падеж с предлогами «в», «на» для обозначения места); отвечать на вопросы с опорой на предмет и действие (Что это? Какие? Что делаешь? Что делают?); употреблять глаголы единственного и множественного числа (нарисовал — нарисовали; рисую — рисуем); строить предложения из двух слов (Листочек падает. Листочки падают. Я нарисовал. Мы нарисовали).

Речевой материал

Т.Шорыгина

Кленовый, дубовый, осиновый лист
Дружно за руки взялись.
Закружились, понеслись.
Пожелтел и лес, и сад,
Значит, это — листопад.

Т.Шорыгина

ОСЕНЬ

Закружила осень
Рыжие метели,
Золотые листья
С кленов полетели,

Закружился листьев
Пестрый хоровод,
Заблестел на лужах
Первый тонкий лед.

Предварительная работа: сбор осенних листьев, составление узоров, игры с листочками.

Демонстрационный и раздаточный материал: иллюстрации с изображением листопада; рулонный лист бумаги.

На каждого ребенка: краски (желтая, красная, оранжевая, коричневая); вода в банках, кисточки; лист с контурным изображением лиственного дерева.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Воспитатель показывает детям иллюстрации с изображением осеннего листопада, предлагает рассмотреть их; беседует с детьми о сезонных изменениях в природе, уточняет их представления о листопаде и читает стихотворение. Особое внимание обращает на строение лиственных деревьев, в особенности — стволов и веток, на небольшое количество листвы на кроне дерева.

Вопросы к детям при рассматривании иллюстраций:

— Посмотрите, что это у дерева? (Ствол, ветки, листья.)
— Много листьев на деревьях? (Нет, не много. Листьев мало.)
— На земле тоже лежат листья. Какого они цвета? (Желтые, оранжевые, разноцветные.)

2. Воспитатель показывает детям контурное изображение дерева на листе бумаги, просит показать, где на нем должны располагаться ствол и ветки. Показывает и объясняет, как закрашивать гуашью коричневого цвета ствол дерева, не выходя за его контур. Обращает внимание детей на технику работы. Учит при закрашивании ствола дерева кисть «класть» плашмя, линию вести вверх. Затем воспитатель по разные стороны от ствола концом кисти рисует наклонные линии, изображая толстые и тонкие ветки. После этого показывает, как с помощью техники «примакивания» ритмично расположить разноцветные мазки по всему листу бумаги, изображая листопад.

3. Воспитатель руководит практической деятельностью детей, при необходимости повторно показывает приемы изображения на своем листе бумаги; помогает детям правильно соблюдать последовательность выполнения задания, используя всю цветовую гамму осеннего пейзажа при изображении листьев.

4. Воспитатель объединяет детские работы на рулонном листе бумаги. Называет композицию: «Листопад». Дети рассматривают осеннюю композицию, отмечают красоту листопада, беседуют с педагогом о своей работе.

Вопросы к детям при рассматривании коллективной работы:

— Дети, посмотрите, как красиво падают листья. Когда листья падают, это — листопад. Скажите, какой листопад у вас получился? Красивый? (Красивый.)
— А еще листопад какой? (Желтый, разноцветный.)
— Кто рисовал листопад? (Я рисовала. Мы рисовали.)
— Что происходит с листочками на нашей картине? Что они делают? (Падают, летят, кружатся.)
— Что делает твой листочек, Маша? (Падает, летит, кружится.)

Занятие № 10. «Поздняя осень в лесу»

Программное содержание

1. Расширять детские представления об изменениях в живой и неживой природе поздней осенью; о строении и внешнем виде лиственных деревьев в это время года.

2. Развивать способность к замещению реальных деревьев, веток, листьев разными по цвету линиями и мазками краски, изображать природные явления в живописной композиции; развивать способность к «опредмечиванию» цветового пятна и линии и к передаче с помощью живописных приемов эмоционального состояния.

3. Учить рисовать лиственное дерево (прямой ствол, вертикальные и наклонные ветки); облака. Закрепить навыки и приемы работы с кистью (правильно держать кисть, рисовать всей кистью и ее концом, набирать немного краски, лишнюю краску снимать о край баночки и др.).

4. Воспитывать интерес к рисованию гуашью и аккуратность при рисовании красками.

Задачи речевого развития

1. Ввести в активный словарь: существительные (дерево, ветка, ствол, лист, ветер, осень, верх, низ, листопад, осень, облака, тучи, кисточка); прилагательные (желтый, красный, коричневый, оранжевый, синий, серый, разноцветный, короткий, длинный, толстый, прямой, тонкие, сильный); глаголы (дует, срывает, падают, летят, ложатся, кружатся, шуршат, срывает, рисовать); наречия (мало, много).

2. Учить отвечать на вопросы с опорой на предмет и действие (Что это? Какие? Что делаешь? Чем? Сколько?); согласовывать местоимения с глаголами, наречия с существительными); образовывать предложения из двух слов.

Речевой материал

Т.Шорыгина

ОСЕННИЙ ЛЕС

Лес осенний красок не жалеет —
Ярки грозди ягод и листы.
То сверкают бронзой, то алеют
Пышные осенние кусты.

Скоро ветер налетит холодный
И сорвет узорчатый наряд,
И в лесу закружится свободный
Золотой осенний листопад.

Он укроет землю покрывалом,
С нею он поделится теплом,
Когда на листве сухой, опалой
Заискрится иней серебром.

Демонстрационный и раздаточный материал: иллюстрации с изображением поздней осени; рулонный лист бумаги.

Для каждого ребенка: гуашь (коричневая, синяя), кисти, баночки с водой, салфетки, листы бумаги.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Воспитатель показывает детям иллюстрации с изображением поздней осени; предлагает рассмотреть их, отмечает изменения в природе в это время года; обращает внимание детей на особенности строения лиственных деревьев (стволов, веток).

Вопросы к детям при рассматривании иллюстраций:

— Дети, помните, мы с вами рисовали золотую осень? Мы рисовали листья — желтые, красные, разноцветные. Сегодня мы с вами рассмотрим картины, на которых нарисована поздняя осень. Поздней осенью деревья стоят почти голые, листьев очень мало. Дует сильный ветер и срывает листики с деревьев. Ветер наклоняет деревья к земле. Много или мало листьев на деревьях вы видите? (Мало листьев.)
— Дует ветер. Он какой? (Сильный ветер. Холодный ветер.)
— Что делает ветер? (Срывает листья с веток.)
— Что делают листья? (Листья кружатся, летят, падают.)

Затем воспитатель читает стихотворение.

2. Воспитатель напоминает приемы изображения лиственного дерева, уточняет, что начинать рисовать дерево надо со ствола. Ствол рисуется снизу вверх широкой линией, которая сужается вверху. В верхней части ствола располагаются ветки. Они бывают толстые и тонкие, их рисуют кончиком кисти, наклонными линиями, отходящими в разные стороны от ствола. При сильном ветре наклоняются не только ветки дерева, но и само дерево. Воспитатель рисует изображение дерева, наклоненного от порыва ветра, и предлагает детям нарисовать пейзаж «Поздняя осень».

3. Воспитатель руководит практической деятельностью детей, при необходимости повторно показывает технику изображения деревьев на своем листе бумаги; помогает детям органично расположить деревья на бумаге. Следит за последовательностью выполнения задания: сначала нужно нарисовать деревья, затем — облака.

4. Воспитатель объединяет детские работы на рулонном листе бумаги, называет композицию: «Поздняя осень». Дети рассматривают работы, отмечают особенности пейзажа поздней осенью, его краски, беседуют с педагогом о своих работах.

Вопросы к детям при рассматривании общей картины:

— Дети, посмотрите, какая красивая картина у вас получилась.
— Какого цвета облака на картине? Облака какие? (Синие облака, серые облака.)
— Какого цвета деревья? Деревья какие? (Темные деревья.)
— Деревья сильно нагнулись. Значит, дует ветер. Сильный или слабый? Какой? (Сильный ветер.)
— Кто рисовал эту картину? (Мы рисовали. Я рисовала.)
— Чем вы рисовали свою картину? (Кисточкой, красками.)

ОКТЯБРЬ. ЧЕТВЕРТАЯ НЕДЕЛЯ

Тема: «ПОСУДА»

 Конструирование из бумаги

Занятие № 6. «Украсим нашу посуду»

Программное содержание

1. Углубить детские представления о чайной посуде; о назначении каждого предмета сервиза (тарелка, чашка, блюдце, чайник, сахарница); познакомить с правилами пользования чайной посудой.

2. Развивать способность к «замещению» реальных кругов узора на посуде круглыми бумажными комочками; учить создавать красивый узор, использовать ритм, симметрию.

3. Учить сминать пальцами маленькие комочки — шарики и «конструировать» из них изображение узора на трафаретах, изображающих чашки, тарелки, блюдца, чайник.

4. Воспитывать желание работать, согласуя свои действия с действиями сверстников и ориентируясь на внешние условия образовательной ситуации.

Задачи речевого развития

1. Ввести в активный словарь: существительные (тарелка, чашка, блюдце, чайник, чай, салфетка, цветок, комок, узор, посуда, крышка, носик, ручка, шарик); прилагательные (красивая, большая; маленькая, красная, желтая, зеленая, синяя, белая); глаголы (мну, украшаю, делаю, прижимаю).

2. Учить понимать вопросы косвенных падежей (Где? На чем? — предложный падеж единственного числа); отвечать на вопросы (Что это? Что делаете? Какая? Какой? Какие?); образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (тарелочка, чашечка, чайничек, крышечка); употреблять простой предлог «на».

Речевой материал

С.Капутикян

МАША ОБЕДАЕТ (отрывок)

Никому отказа нет, подан каждому обед:
Собачке — в миске, в блюдечке — киске,
Курице-несушке — пшена в черепушке,
А Машеньке — в тарелке, в глубокой, не мелкой.

С.Погореловский

ЗАГАДКА

То в стороне стоит молчком,
Задрав носишко, чванится,
То угощает всех чайком,
Не уставая кланяться.  (Чайник)

Раздаточный и демонстрационный материал

Для каждого ребенка: бумажные трафареты какого-нибудь из предметов гладкокрашеной посуды без узора (чашки, блюдца, чайник, тарелочки, размер 20x20, 30x30 см); четверть цветной столовой салфетки (красной, желтой, синей, зеленой); клеящие карандаши.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Воспитатель показывает детям чайную посуду и предлагает ее рассмотреть. Дети называют предметы чайного сервиза. Воспитатель уточняет назначение каждого предмета; загадывает загадку о чайнике; предлагает повторить название всех предметов.

Вопросы к детям:

— Что это? (Это — тарелка. Это — чашка. Это — блюдце. Это — молочник. Это — чайник.)
— Где стоит чашка? На чем? (На блюдечке.)
— У чайника есть носик. Вот он. А это крышка. Скажи, что это? (Это — носик. Это — крышка.)
— А это что у чайника? (Ручка.)
— Зачем нам нужна чашка? (Чтобы пить из нее.)
— Что мы туда нальем? (Чай, молоко, сок.)

Особое внимание детей обращается на элементы узора (цветы, круги, полоски и др.), их чередование и место расположения — по краю или в середине тарелки, по краю чашки и др.

2. Воспитатель показывает детям необычный сервиз — гладкокрашеные картонные трафареты чайной посуды без узора (чашки, блюдца, тарелки, чайник, сахарница). Дети рассматривают трафареты, узнают в них предметы чайной посуды. Воспитатель предлагает украсить посуду — сделать цветы из бумажных комочков, красиво расположить их на посуде, а затем приклеить.

3. Дети работают за столами. Они сминают и скатывают мягкую бумагу в круглые комочки, которые будут использоваться для «украшения» посуды (для конструирования объемного узора на трафаретах).

Вопросы к детям во время работы:

— Что ты взяла? (Салфетку.)
— По цвету она какая?
— Вова, что ты делаешь сейчас? (Я мну салфетку. Я делаю комок. Я делаю шарик.)
— Маша, что Аня сейчас делает? (Аня делает комок, шарик.)
— Таня, что ты сейчас делаешь? (Я делаю цветок.)
— Коля, из чего Таня делает цветок? (Из комочков. Из шариков.)

После того как дети смяли бумагу в комочки, они постепенно переходят к украшению посуды с их помощью.

Вопросы к детям перед следующим этапом работы:

— Что мы все сейчас сделали? (Мы сделали комочки.)
— Что это? (Это — тарелка. Это — комочки. Это — цветочки из комочков.)
— Что ты сейчас делаешь со своим комочком? (Прижимаю, приклеиваю.)
— Что у тебя получилось? (Цветок.)
— Это что? (Это — узор.)
— Какого цвета твой цветок?
— Какой он величины? Он большой или маленький?
— На чем мы выложили узор? (На тарелочке, на чайнике.)

Воспитатель побуждает детей использовать существительные, обозначающие предметы чайного сервиза и элементы узора, в уменьшительно-ласкательной форме — цветочек, комочек, чашечка, тарелочка, ложечка.

4. После приклеивания бумажных шариков в форме узора на трафареты посуды воспитатель предлагает детям собрать весь сервиз на «подносе»; полюбоваться работой, красивым и удачным расположением узора по поверхности трафаретов, читает стихотворение о посуде. В конце занятия воспитатель отмечает согласованность действий всех детей, подчеркивает, что все постарались красиво украсить посуду; работали дружно.

 Рисование

Занятие № 11. «Украсим тарелочку»

Программное содержание

1. Расширять представления детей о чайной посуде, о назначении всех предметов чайного сервиза.

2. Развивать способность замещать видимый узор на посуде мазками краски и самостоятельно изображать декоративный узор на «посуде». Закрепить название основных цветов спектра.

3. Осваивать ритм при составлении узора; учить рисовать ритмический узор в центре, по краям круглого трафарета (тарелочки), используя приемы «примакивания».

4. Учить детей работать в едином темпе, согласуя свои действия с действиями сверстников, воспитывать интерес к декоративному рисованию.

Задачи речевого развития

1. Ввести в активный словарь существительные (тарелка, блюдце, чашка, чайник, носик, крышка, точка, листок, узор, середина, края); прилагательные (круглый, красивый, разноцветный, большой, маленький); глаголы (взять, набрать, провести, сполоснуть, наклонить, украшать); числительные (один); наречия (много).

2. Учить понимать вопросы косвенных падежей (Чем (украсили)? — творительный падеж); отвечать на вопросы с опорой на предмет и действие (Что это? Какие? Что делаешь?); образовывать существительные множественного числа именительного падежа с продуктивными окончаниями -ы, -и, -а (тарелки, тарелочки, блюдца, точки, кружочки); строить предложения из двух слов.

Речевой материал

Н.Нищева

На моей тарелочке —
Рыженькая белочка,
Чтоб была она видна,
Всё съедаю я до дна.

Предварительная работа: рассматривание узоров на чайной посуде, игры с мозаикой.

Демонстрационный и раздаточный материал: изображение предметов чайного сервиза (заварной чайник, молочник, масленка, сахарница, чашки на блюдцах), выполненная на рулонном листе бумаги в технике аппликации. Для каждого ребенка: трафарет-тарелочка, мольберт, краска зеленого цвета, вода в банках, кисточки, бумага.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Воспитатель показывает детям «Чайный сервиз» — композицию, выполненную на рулонном листе бумаги; предлагает ее рассмотреть, назвать все предметы чайного сервиза (заварной чайник, чашки с блюдцами), уточняет назначение каждого из них.

Вопросы к детям при рассматривании композиции:

— Что это? (Это чайник. Это чашка. Это чашки. Это блюдце. Это блюдца.)
— У чайника есть носик. Вот он. А это крышка. Скажи, что это? (Это носик. Это крышка.)
— А это что у чайника? (Ручка.)
— Зачем нам нужна чашка? (Чтобы пить.)
— Что мы туда нальем? (Чай, молоко, компот.)

Воспитатель отмечает, что все предметы сервиза украшены одним узором — из листьев; показывает и объясняет, как узор из листьев расположен на всех предметах чайного сервиза; уточняет, что в этом сервизе нет тарелок. Хорошо бы сделать так, чтобы они были.

Воспитатель показывает детям тарелочки-трафареты, обращает их внимание на то, что на тарелочках нет узора, предлагает украсить их — сделать на них точно такой же узор, как и на всех предметах сервиза.

2. Воспитатель еще раз выделяет элементы узора (зеленые листья); обсуждает с детьми, как можно расположить листья на тарелках (трафаретах): по краю и в середине тарелки; показывает, как с помощью приема «примакивания» кисти к листу бумаги составлять узор из листьев на тарелке.

3. Дети приступают к самостоятельному выполнению задания на трафаретах. Воспитатель руководит практической деятельностью детей, помогает им советами и наводящими вопросами.

Вопросы к детям во время практической работы:

— Валя, нарисуй листик в середине тарелки.
— Ваня, чем ты украшаешь тарелку? (Узором из листиков.)
— Маша, что ты делаешь? (Я украшаю тарелку.)

4. В конце занятия воспитатель располагает детские работы (тарелки) на чайной композиции; предлагает рассмотреть их и сравнить узоры на всех элементах чайной посуды, включая тарелочки. Воспитатель спрашивает детей, смогли ли они украсить свои тарелочки тем же рисунком, что нарисован на других предметах сервиза, помогает детям оценить каждую работу и читает стихотворение о тарелочке.

Дополнительные вопросы к детям при рассматривании готовых работ:

— Какую форму имеют тарелки (блюдца)? Они какие? (Круглые.)
— Какие тарелки по величине? (Большие, маленькие.)
— Какого цвета тарелочки? (Они разноцветные.)
— Сколько тарелок в нашем сервизе? (Много.)
— Сколько тарелочек украсил узором Миша? (Одну.)

Продолжение следует

Рейтинг@Mail.ru