Разным педагогам —
разные формы совершенствования мастерства
В каждом коллективе, как известно,
работают разные педагоги: у одних опыт больше, у
других — меньше; кто-то любит всякие новинки и
эксперименты, кто-то, напротив, к новому
относится настороженно, боясь навредить ребенку,
и придерживается в работе «классических
образцов».
Это означает, что формы профессионального
общения и обеспечения роста профессионального
мастерства для тех или иных педагогов будут
разниться.
И только в совокупности они образуют единое
пространство развития педагогического
коллектива.
В отечественной психолого-педагогической науке
принята следующая классификация групп
педагогических сотрудников.
«Педагоги-новаторы»
Педагогов этой группы, как правило, не бывает
очень много. Это единицы, образующие творческий
нерв коллектива. Для них характерен интерес ко
всякого рода инновациям. Они считают новое
хорошим уже потому, что оно новое. Критичность в
отношении предлагаемых нововведений у них может
быть ослаблена. Зато эти педагоги склонны к
экспериментированию, проявляют ярко выраженные
способности в решении нестандартных задач.
Оптимальной формой профессионального развития
для таких педагогов будет участие в
экспериментах разного уровня, в апробации
различных инноваций, требующих корректировки по
результатам. Их мотивация к работе сильно
возрастает в том случае, когда им делегируется
право самостоятельно ставить и решать те или
иные задачи — педагогические и методические.
Однако они очень чувствительны к неудачам.
Фиксация на ошибках чаще других провоцирует у
педагогов этой группы развитие синдрома
эмоционального выгорания. Поэтому критический
«разбор полетов» их довольно сложной
деятельности всегда должен уравновешиваться
выдвижением новых творческих задач. Постановка
новых творческих задач позволяет
педагогам-новаторам ощутить социальный запрос
на свою инициативу и за счет этого
мобилизоваться.
Наиболее адекватной формой профессионального
общения для них является знакомство с новыми,
пока не отработанными технологиями, мозговой
штурм, участие в фокус-группе, в ярмарке идей.
Сами они могут проводить интересные
мастер-классы — яркие, но спорные.
«Педагоги-передовики»
Эти педагоги очень работоспособны, но более
рассудительны в выборе методов работы, чем
представители первой группы. Они предпочитают
ходить уже проторенными тропами, не связывая
свою деятельность с излишними рисками. Но они,
как правило, могут проявлять инициативу и
творчество в решении частных задач, в
усовершенствовании созданных «механизмов» и
расширении вариантов для их применения. Такие
педагоги с удовольствием работают по новым, но
уже прошедшим апробацию программам. Они —
своеобразный гарант качества образования.
Мастерская по обмену опытом, участие в выставке
новых технологий — адекватные формы развития
профессионального мастерства и педагогического
общения.
«Золотая середина»
В целом педагоги этой группы похожи на
«педагогов-передовиков», но более умеренны в
проявлении инициативы. Они спокойны,
добросовестны, но вполне довольствуются
«вторыми ролями». Участие в различного рода
мероприятиях по обмену опытом для них скорее
некоторая обязанность, чем ярко выраженная
потребность. Но они в своей работе ориентированы
на господствующие в коллективе образцы
поведения. При наличии в коллективе педагогов
первой группы и сильной второй группы «золотая
середина» вынуждена держаться в тонусе: общая
ситуация стимулирует «умеренных» к участию в
общих делах и даже к проявлению инициативы.
«Новенькие»
Это самая подвижная и неустойчивая группа
педагогов, для которой характерна «текучесть»
состава. В нее попадают молодые специалисты,
педагоги с прерванным стажем или воспитатели, не
имеющие специального образования и попавшие на
работу в детский сад в силу различного рода
случайностей. Для представителей этой группы
сама жизнь в детском саду является инновацией —
и по возможностям справляться с педагогическими
и бытовыми ситуациями, и по эмоциональному
восприятию происходящего.
Они только еще встраиваются в педагогическую
практику. В зависимости от своего личностного
потенциала и стремления к саморазвитию, они
могут перейти в любую из вышеозначенных групп в
течение более или менее продолжительного
отрезка времени.
Основной формой педагогического общения и
профессионального совершенствования для
«новеньких» является наставничество. Если
наставник подобран не формально, а с учетом
психологической совместимости в образующейся
паре, если старший воспитатель при этом умеет
разглядеть в молодом специалисте его настоящий
потенциал и способствовать проявлению этого
потенциала, детский сад в скором времени вполне
может получить новую «звезду». А много звезд на
небосклоне не бывает.
По материалам Марины МИХАЙЛОВОЙ,
заместителя заведующей по воспитательной и
методической работе
детского сада № 134 «Сказка», г. Братск Иркутской
области |