Зачем ребенку
коллекции?
или
Как «спасти» способного дошкольника
от школьных неудач
В общем-то мы знаем, что коллекции — это хорошо.
Это умно.
Но вряд ли нам приходит в голову, что для малыша,
вступившего на школьный путь,
коллекционирование — способ избежать возможных
неприятностей обучения. Причем не сейчас, не в
данный момент, а в будущем, в тот период, когда он
перейдет в среднюю школу.
И мы конечно же не подозреваем, что
неприятности поджидают тех детей, которых все мы
привыкли считать способными. Ведь в пять-шесть
лет они только радовали окружающих своими
успехами: легко запоминали стихи — даже очень
длинные, легко усваивали алгоритмы простейших
счетных операций, легко рисовали, легко
танцевали. «Ну, и память у этого ребенка! — с
восторгом удивлялись взрослые. — Все с лету
берет!» Но именно эта легкость может сыграть с
малышом в будущем злую шутку.
«Способные дети, — говорит
психолог Елена Бережковская, — действительно не
испытывают никаких сложностей, обучаясь в
начальной школе. До поры до времени такие дети
успевают по большинству дисциплин, с
удовольствием участвуют во всем, что происходит
в классе, и выглядят вполне благополучными.
Однако с переходом в старшие классы (в
седьмой-восьмой класс) у них начинаются проблемы,
характерные для их более «слабых» в учебном
отношении сверстников. В частности, им с трудом
дается систематическое мышление, им сложно
усваивать научные понятия. В результате
успешность обучения снижается, и у детей
пропадает интерес к учебе.
В чем причина? Оказывается, хорошие природные
способности могут мешать детям в психическом
развитии. Их от природы хорошая память и
внимание, удивлявшие в дошкольном возрасте и
даже в период обучения в начальной школе,
являются непроизвольными. Легкость, с которой
ученики первых–третьих классов воспринимают и
воспроизводят новый материал, не требует
развития волевых усилий для удержания внимания
и, следовательно, не требует становления особого
умения — умения учиться.
Но умение учиться не может быть основано
исключительно на природных процессах. Оно
связано с таким видом деятельности, как
овладение научными понятиями. А для этого
требуются другие механизмы — произвольная
память и произвольное внимание — функции,
которые психологи называют опосредованными и к
которым человек должен себя специально
побуждать».
Согласно теории Л.С. Выготского, для
успешного освоения научных понятий ребенку
необходим опыт овладения «предпонятиями». Еще их
называют «потенциальными понятиями», или
«псевдопонятиями».
Подобный опыт, считает Л.Бережковская, можно
получить внутри интересной деятельности,
непосредственно связанной с личной жизнью
ребенка, — например, в процессе
коллекционирования предметов.
Педагоги и родители знают, что уже в дошкольном
возрасте некоторые дети начинают собирать
коллекции. Толчок к коллекционированию часто
дает «мода» на те или иные предметы детской
субкультуры. В какой-то момент времени ценностью
в глазах детей обладали игрушки из шоколадных
яиц. Количество и разнообразие таких игрушек
придавало их обладателю особый вес: дети
собирали игрушки, хранили их в особых коробочках,
с гордостью демонстрировали приятелям свое
собрание, обменивались друг с другом.
Затем наступило время «монстров», наклеек и т.п.
Конечно, в подобном детском собирательстве,
которое так успешно эксплуатируют производители
игрушечной мелочовки, редко можно усмотреть
деятельность, хоть сколько-нибудь напоминающую
«псевдонаучную». Коллекция обязательно
предполагает некоторую классификацию. А детские
собрания, по выражению Л.Бережковской,
представляют всего лишь «живописную кучу».
Конечно, ребенок не ко всем элементам своей
«кучи» относится одинаково. В ней могут
выделяться особо «ценные» экземпляры или
любимые предметы. Но «эмоциональная
привязанность к тому или иному предмету
коллекции объясняется не его объективной
ценностью или редкостью, а историей его
приобретения, сильным желанием иметь такую
машинку (игрушку), чувствами к человеку,
подарившему предмет, и т.п.».
Эта неоднородность детской коллекции отчасти
роднит ее с собраниями профессионалов, в которых
тоже присутствуют экземпляры, к которым
обладатель испытывает особые эмоции ввиду
особых обстоятельств их приобретения, а не
объективной ценности. Но в основе коллекции
всегда лежит некий иерархический принцип,
выстраивающий ее в определенной системе. Для
дошкольника же «бесценность» — единственный
критерий.
Однако систематизация детской
коллекции возможна при помощи взрослого.
Взрослый может предложить ребенку совместную
деятельность, которая окажется для малыша очень
полезной. Истинным коллекционером в этом случае,
конечно, является взрослый. Это он придаст
коллекции структурированность. Но ребенок
сможет принять посильное участие в организации
коллекции и получит наглядные уроки
систематизации собранного материала, причем
основанные на деятельности, имеющей для малыша
личностный смысл. Причем принципы организации
могут быть самыми разными. И время от времени
коллекцию можно «переоформлять».
Сегодня, например, мы собираем шишки и
распределяем их по размерам. Завтра — по месту
происхождения деревьев. Послезавтра — по
возможности с большей или меньшей легкостью
прорастить из них растения.
Мелкие игрушки расставляем по цвету, через
какое-то время — по принципу «такое бывает на
самом деле» — «такого не бывает на самом деле»,
затем — в соответствии с некоторыми
придуманными сюжетами.
В результате участия в структурировании
коллекционного материала ребенок учится
выделять некоторые существенные признаки
предметов и делать первичные обобщения.
А это и есть тот самый опыт формулирования
«псевдопонятий», который в будущем делает
возможным овладение научными понятиями и
обеспечивает ребенку успешное обучение.
Марина АЛЕКСАНДРОВСКАЯ
Задание на лето для детей
предшкольного возраста
К новому
учебному году ваши воспитанники достигнут
предшкольного возраста — самое время заняться
составлением коллекций.
Предложите детям и родителям, отправляющимся на
летний отдых, заняться сбором потенциальных
экспонатов. Какую именно коллекцию вы будете
формировать, можно обсудить на совместной
встрече.
Это могут быть шишки, камешки, магниты с
«визитками» городов, колокольчики, национальные
игрушки. Возможно, родители подадут вам еще
какие-нибудь идеи.
Но камешки, безусловно, принадлежат к самым
«легкодобываемым» экспонатам. Ведь они в
буквальном смысле валяются под ногами.
К тому же камни, если отнестись к ним серьезно и
внимательно, могут многое поведать о жизни нашей
Земли. Некоторые из них были «свидетелями» тех
времен, когда большей части животных еще не было
и в помине — не говоря о человеке. Извержения
вулканов, превращение живых организмов в
окаменелости, образование угля и нефти — все это
темы, которые можно связать с собиранием камней.
Если вы решите собирать камушки, вам помогут
материалы нашей газеты. |
|