Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №12/2008

ДЕТСКИЙ МИР

Составляем цирковую программу

Мы придумали номера, обсудили их с детьми и родителями. (Возможно, родители предложат вам что-то свое, неожиданное.) Теперь нужно правильно составить программу: подумать, каким номером начинать представление, каким заканчивать, как чередовать акробатов и дрессировщиков, в какие моменты выпускать на сцену клоунов.

Несмотря на то, что детям нравится смотреть на клоунов в цирке, внутри игры это роли для взрослых. Клоун во многом — утрированный ребенок. Маленькие дети еще не способны так изображать самих себя. Им больше нравится, когда клоун — апогей нелепости — от них отделен, когда они могут внутренне от него отстраниться. Поэтому пусть клоунами будут взрослые.

Не нужно прописывать клоунам слишком «речевые» роли. Как уже говорилось, цирк — искусство, обходящееся без лишних слов. Клоуны должны появляться на сцене после номеров и пародировать их. Вот выступили канатоходцы. Это было красиво. Выбегают клоуны, хватают палки для равновесия, зазевались, не так повернулись и долбанули этими палками друг друга, растянулись во весь рост, разревелись и ушли утешаться за кулисы.

После выступления мышат клоуны решают пролезть по тоннелю. Один лезет и застревает: из тоннеля видна его палка да башмаки. Второй пытается вытянуть бедолагу назад, зовет на помощь детей. В результате — стаскивает с застрявшего клоуна башмаки и отлетает в противоположную сторону. Застрявший кое-как пролезает сквозь тоннель, и оба клоуна уносят сооружение за сцену.

Можно позволить клоунам полетать бабочками и попугать змею.

Дело ведущего — вовремя их урезонивать и отправлять восвояси. Собственно, так в цирке и происходит.

На ведущем вообще лежит большая ответственность. Он связывает все представление воедино. Эту роль, как и роли клоунов, тоже обязательно должен играть взрослый. Не нужно требовать, чтобы ведущий говорил стихами. Ни одно настоящее цирковое представление не предполагает рифмованных представлений актеров. Лучше объявлять номер просто, ясно и понятно, чем использовать неудачные стихи и неточные рифмы: «Дрессировщица Алиса и ее дрессированные мышата! Встречайте актеров!», «Впервые на арене труппа акробатов «Гигантские шаги»! Вы увидите немыслимые способы передвижения», «Фокусник в белых перчатках! Невероятные превращения совершаются на глазах у зрителей!».

Есть у ведущего реплики и внутри номеров: «А сейчас — смертельный номер! Голова куклы Лизы в пасти льва. Нервных просим удалиться!» И т.п.

После того, как сценарий готов и программа выступлений составлена, подбирается нужная музыка, записываются на пленку нужные звуковые эффекты.

Теперь можно приступать к репетициям.

Репетировать можно по-разному. Распределив роли между детьми, можно в дальнейшем предложить им готовить номера втайне друг от друга. Если, конечно, для этого есть возможности. Конечно, все утаить невозможно. Но если к делу подключатся родители, некоторые номера могут превратиться в настоящую сенсацию: сработает эффект неожиданности.

Марина АРОМШТАМ

 

Рейтинг@Mail.ru