Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №12/2008

КНИЖНЫЙ ШКАФ

Первый добрый дрессировщик и его «Уголок»

Антон Павлович Чехов написал трогательную и грустную историю «Каштанка» — про потерявшуюся собачку, которую по воле случая подобрал на улице клоун — добрый человек и талантливый дрессировщик. Каштанка попадает в общество цирковых зверей и обучается цирковому ремеслу.

Но во время одного из представлений ее узнает бывший хозяин, мальчик, и верная Каштанка тут же забывает своего циркового спасителя, бросаясь к старому хозяину.

Трогательная, грустная история.

Как оказалось, в основе повести лежат реальные события, случившиеся с известным дрессировщиком Владимиром Дуровым. Владимир Дуров тоже нашел на улице собачку и взял ее в свой цирк. И так же, как в чеховской повести, на одном из представлений объявился бывший хозяин собачки и потребовал вернуть ему ставшую знаменитой четвероногую артистку. Но Дуров предпочел заплатить вымогателю большую сумму денег, а собачку оставил себе: ведь дрессировка животных требует много сил и времени. К тому же, по мнению Дурова, не каждая собачка может научиться тем или иным трюкам.

Сейчас это утверждение не кажется нам странным: ведь все животные разные! У них разные характеры и даже разные способности. Но еще каких-нибудь сто лет назад это утверждение было настоящим открытием.

Дрессировать животных начали очень давно, еще в древности.

Но дрессировка была делом очень жестоким. Животных, которые выступали перед зрителями, обычно калечили, чтобы они были не столь опасными для дрессировщика. А разным трюкам их обучали через боль и голод, то есть нещадно били и не давали есть, пока животное не покорится воле хозяина.

Наталья Дурова, внучка дрессировщика Дурова и директор Театра зверей имени В.Л. Дурова, вспоминает: «У одного дрессировщика слон «пел», потому что незаметно для зрителя его кололи шилом, куры «танцевали», потому что их выпускали бегать на раскаленный поднос, крысы теряли подвижность и «не разбегались» при виде кошки, так как им «перед выступлением» выкалывали глаза».

Дуров решительно изменил характер дрессировки животных. Он первым в истории циркового искусства стал использовать «безболевой метод». В основе метода лежали наблюдения за животными. Животных надо внимательно изучать — их повадки, их поведение в естественных условиях. И дрессировку нужно строить, основываясь на реальных «умениях» животных.

«Взять, к примеру, морских львов, — рассказывает Наталья Дурова. — Они питаются рыбой, которую проглатывают целиком. Но проглотить рыбу морской лев может только с головы, иначе плавники оцарапают ему горло. Поэтому, поймав под водой рыбу, животное всплывает на поверхность, подбрасывает ее вверх и ловит — обязательно с головы. Эту природную особенность морских львов Дуров усовершенствовал и сделал из них замечательных жонглеров разными предметами — мячами, колпаками и даже горящими факелами».

Цирковое животное должно стать не невольником, а настоящим партнером циркового артиста, считал Владимир Дуров. И его отношение к животным поражало окружающих.

В семье дрессировщика, рассказывает Наталья Дурова, жила обезьянка Люлю. Она воспитывалась, как маленький ребенок. Ее кроватка стояла в спальне у Дурова, ела Люлю за общим обеденным столом, пользуясь ножом и вилкой, а перед едой повязывала себе на шею салфетку. Если обезьянка что-то проливала, ей давали тряпку, и Люлю вытирала за собой. Она была очень чистоплотна, умела пользоваться горшком. Терпеливой и систематической дрессировкой Дуров обучил обезьянку многим вещам: Люлю прекрасно ездила на велосипеде, стреляла из игрушечного пулемета, мыла полы, причем по мере необходимости полоскала тряпку в ведре, выжимала и снова надевала на швабру. Кроме этого, Люлю была страшной модницей — любила разглядывать журналы мод, примерять платья и чепчики, которые специально шили для нее по заказу дрессировщика, и любоваться на себя в зеркало. Она даже умела рисовать — правда, одни нули. Научилась зажигать спички и курить. Эту дурную привычку она переняла у Дурова.

Дом Дурова был полон животными. И его любимцы не покидали дрессировщика даже после смерти. Они становились музейными экспонатами — в виде чучел.

Чучела бывших четвероногих артистов можно увидеть и сегодня в Музее дедушки Дурова. Музей существует при Театре зверей в Москве. Театр возник на месте дома, который когда-то, в начале прошлого века, Владимир Дуров купил для себя и своих подопечных.

Там он стал читать лекции о животных, об их поведении и повадках. Лекции были очень интересными, и много разных людей хотели их послушать.

А еще в этом доме устраивались представления для детей.

И дети, и взрослые очень полюбили дом на Старой Божедомке (сегодня это улица Дурова) и стали ласково называть его «Уголком дедушки Дурова». В своем «Уголке» Дуров продолжал изучать животных и разрабатывать методы их дрессировки.

 Подготовлено с использованием материалов сайта www.ugolokdurova.ru/museum_03html.

 

Рейтинг@Mail.ru