Первый добрый
дрессировщик и его «Уголок»
Антон Павлович Чехов написал трогательную и
грустную историю «Каштанка» — про потерявшуюся
собачку, которую по воле случая подобрал на улице
клоун — добрый человек и талантливый
дрессировщик. Каштанка попадает в общество
цирковых зверей и обучается цирковому ремеслу.
Но во время одного из представлений ее узнает
бывший хозяин, мальчик, и верная Каштанка тут же
забывает своего циркового спасителя, бросаясь к
старому хозяину.
Трогательная, грустная история.
Как
оказалось, в основе повести лежат реальные
события, случившиеся с известным дрессировщиком
Владимиром Дуровым. Владимир Дуров тоже нашел на
улице собачку и взял ее в свой цирк. И так же, как в
чеховской повести, на одном из представлений
объявился бывший хозяин собачки и потребовал
вернуть ему ставшую знаменитой четвероногую
артистку. Но Дуров предпочел заплатить
вымогателю большую сумму денег, а собачку
оставил себе: ведь дрессировка животных требует
много сил и времени. К тому же, по мнению Дурова,
не каждая собачка может научиться тем или иным
трюкам.
Сейчас это утверждение не кажется нам странным:
ведь все животные разные! У них разные характеры
и даже разные способности. Но еще каких-нибудь
сто лет назад это утверждение было настоящим
открытием.
Дрессировать животных начали очень давно, еще в
древности.
Но дрессировка была делом очень жестоким.
Животных, которые выступали перед зрителями,
обычно калечили, чтобы они были не столь опасными
для дрессировщика. А разным трюкам их обучали
через боль и голод, то есть нещадно били и не
давали есть, пока животное не покорится воле
хозяина.
Наталья Дурова, внучка дрессировщика Дурова и
директор Театра зверей имени В.Л. Дурова,
вспоминает: «У одного дрессировщика слон «пел»,
потому что незаметно для зрителя его кололи
шилом, куры «танцевали», потому что их выпускали
бегать на раскаленный поднос, крысы теряли
подвижность и «не разбегались» при виде кошки,
так как им «перед выступлением» выкалывали
глаза».
Дуров решительно изменил характер дрессировки
животных. Он первым в истории циркового
искусства стал использовать «безболевой метод».
В основе метода лежали наблюдения за животными.
Животных надо внимательно изучать — их повадки,
их поведение в естественных условиях. И
дрессировку нужно строить, основываясь на
реальных «умениях» животных.
«Взять, к примеру, морских львов, —
рассказывает Наталья Дурова. — Они питаются
рыбой, которую проглатывают целиком. Но
проглотить рыбу морской лев может только с
головы, иначе плавники оцарапают ему горло.
Поэтому, поймав под водой рыбу, животное
всплывает на поверхность, подбрасывает ее вверх
и ловит — обязательно с головы. Эту природную
особенность морских львов Дуров
усовершенствовал и сделал из них замечательных
жонглеров разными предметами — мячами,
колпаками и даже горящими факелами».
Цирковое животное должно стать не невольником,
а настоящим партнером циркового артиста, считал
Владимир Дуров. И его отношение к животным
поражало окружающих.
В семье дрессировщика, рассказывает Наталья
Дурова, жила обезьянка Люлю. Она воспитывалась,
как маленький ребенок. Ее кроватка стояла в
спальне у Дурова, ела Люлю за общим обеденным
столом, пользуясь ножом и вилкой, а перед едой
повязывала себе на шею салфетку. Если обезьянка
что-то проливала, ей давали тряпку, и Люлю
вытирала за собой. Она была очень чистоплотна,
умела пользоваться горшком. Терпеливой и
систематической дрессировкой Дуров обучил
обезьянку многим вещам: Люлю прекрасно ездила на
велосипеде, стреляла из игрушечного пулемета,
мыла полы, причем по мере необходимости
полоскала тряпку в ведре, выжимала и снова
надевала на швабру. Кроме этого, Люлю была
страшной модницей — любила разглядывать журналы
мод, примерять платья и чепчики, которые
специально шили для нее по заказу дрессировщика,
и любоваться на себя в зеркало. Она даже умела
рисовать — правда, одни нули. Научилась зажигать
спички и курить. Эту дурную привычку она переняла
у Дурова.
Дом Дурова был полон животными. И его любимцы не
покидали дрессировщика даже после смерти. Они
становились музейными экспонатами — в виде
чучел.
Чучела бывших четвероногих артистов можно
увидеть и сегодня в Музее дедушки Дурова. Музей
существует при Театре зверей в Москве. Театр
возник на месте дома, который когда-то, в начале
прошлого века, Владимир Дуров купил для себя и
своих подопечных.
Там он стал читать лекции о животных, об их
поведении и повадках. Лекции были очень
интересными, и много разных людей хотели их
послушать.
А еще в этом доме устраивались представления
для детей.
И дети, и взрослые очень полюбили дом на Старой
Божедомке (сегодня это улица Дурова) и стали
ласково называть его «Уголком дедушки Дурова». В
своем «Уголке» Дуров продолжал изучать животных
и разрабатывать методы их дрессировки.
Подготовлено с использованием
материалов сайта www.ugolokdurova.ru/museum_03html.
|