Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №12/2008

РАБОЧИЙ СТОЛ

Галина УРАДОВСКИХ

Продолжение. Начало в № 4, 6, 8, 10/2008

Руки учат говорить

Развитие речи детей через конструктивную и изобразительную деятельность

Галина Урадовских, автор «универсального лоскутного конструктора», представляет новую систему речевого развития детей.
Речь развивается в союзе с продуктивной творческой деятельностью – вот основной тезис программы.
Изначально программа адресована детям младшего дошкольного возраста с ОНР, но может быть использована и в системе предшкольной подготовки для детей, имеющих проблемы речевого развития.

НОЯБРЬ. ПЕРВАЯЯ НЕДЕЛЯ

Тема: «МЕБЕЛЬ»

Конструирование из деталей строительного материала

Занятие № 6. «Мебель для кукол»

Программное содержание

1. Расширять представления детей о разных предметах мебели (стол, стул, диван, кровать).

2. Учить строить предметы мебели по образцу (из маленьких по величине деталей); изменять конструкцию по одному признаку (величине), используя большие по величине детали; анализировать образцы построек (сначала выделять основные части, затем — дополнительные; называть строительные детали, из которых эти части построены). Развивать воображение, учить видеть предметы мебели в соединенных определенным образом деталях строительного материала.

3. Учить строить предметы мебели из деталей строительного материала двух величин (большой, маленький кирпичик, кубик); соединять детали в вертикальных конструкциях; правильно располагать опоры в пространстве постройки (ставить одну опору точно против другой); зрительно контролировать правильность выполнения образца; обыгрывать постройки; аккуратно разбирать конструкцию, убирать строительный материал в коробки.

4. Учить детей работать самостоятельно в едином темпе со сверстниками.

Задачи речевого развития

1. Ввести в активный словарь детей существительные (кресло, диван, кровать, стол, кубик, кирпичик); прилагательные (красный, желтый, зеленый, синий, большой, маленький, длинный, короткий, разноцветный); глаголы (строить, положить, поставить, сделать, сидеть, спать).

2. Учить употреблять существительные в форме родительного падежа единственного числа с предлогом «у»: отвечать на вопросы (Что это? Что делаешь? Что сделал? Что сделала? Что делал? У кого? У чего?); согласовывать существительные (единственного числа именительного падежа) с глаголами прошедшего времени (Юра соединил. Аня построила); строить предложения из двух слов.

Речевой материал

Колыбельная

Баю-баю-баиньки,
Прискакали заиньки:
— Спит ли наша девочка,
Девочка-припевочка?
— Уходите, заиньки,
Не мешайте баиньки.

(Из русского фольклора)

Демонстрационный и раздаточный материал: две куклы в платьях разного цвета; строительный материал двух величин (большой, маленький).

Для каждого ребенка: детали строительного материала (10 кирпичиков, 2 кубика).

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Воспитатель показывает детям двух кукол. Дети дают куклам имена, отмечают особенности каждой куклы (цвет платья, величину игрушки: большая, маленькая). Педагог уточняет, что у кукол нет мебели, предлагает подумать, какую мебель можно сконструировать для них. Дети называют предметы мебели; воспитатель показывает построенные им заранее стул, кресло, диван, кровать; предлагает рассмотреть их и уточняет, из каких деталей можно построить каждый предмет мебели. Во время анализа образцов воспитатель предлагает детям назвать предметы, выделить их основные части, закрепляет умение детей называть детали и их цвет, выясняет, в какой последовательности дети будут выполнять работу. Подводит детей к решению, что стул можно построить из кубика и кирпичика; кровать и диван из кирпичиков (4, 5); стол из кубика.

Вопросы к детям во время рассматривания образцов:

— Из каких деталей построена кроватка?
— Что нужно положить сначала? (Кирпичик.)
— Что нужно взять потом? (Еще кирпичики.)
— Как нужно поставить эти два кирпичика — посередине или с одной и с другой стороны? Ваня, покажи. Оля, скажи. Правильно. Один кирпичик надо поставить с одной стороны, другой кирпичик надо поставить с другой стороны.
— Из каких деталей построено кресло? Что это? (Это кубик. Это кирпичик.)
— Кирпичик лежит или стоит?
— Из каких деталей сделан диван? Что это? (Это кубики. Это кирпичики.)
— Из чего сделано сиденье? Ваня, скажи, что это? (Это кубики.)
— Из чего сделана спинка? Скажи, Полина, что это? (Это кирпичики.)
— Как поставлены кирпичики: между ними есть щелочка, или они стоят плотно?

2. Воспитатель рассматривает с детьми детали строительного материала; обращает их внимание на то, что кубики и кирпичики разной величины: одни большие, другие маленькие. Затем уточняет, нужны им большие детали или маленькие и почему? Предлагает подумать, для какой куклы (в каком платье) следует строить мебель из больших деталей, а для какой — из маленьких.

3. Дети работают самостоятельно. Воспитатель предлагает сначала построить мебель для маленькой куклы, затем построить точно такую же мебель, но большую.

Вопросы к детям по ходу самостоятельной работы:

— Что ты взял(а)?
— Ты положил(а) или поставил(а) кирпичик?
— Ты поставил(а) кирпичик и кубик вместе тесно или на расстоянии?
— Что получилось?
— Получился стульчик?
— Что ты сейчас будешь делать? (Кроватку.)
— Что ты возьмешь? (Кирпичики.)
— Кирпичики ты положишь или поставишь?
— Как ты положишь большой кирпичик?
— Где у кроватки спинки? Ваня, покажи!
— Оля, скажи, что это? (Это спинки.)
— Где у кресла сиденье? Ваня, покажи.
— Оля, скажи, это что? (Это сиденье.)
— Что есть у стула? (У стула спинка. У стула сиденье.)
— Какого цвета стульчики? Они какие?
— Какого цвета кресла? Они какие?
— Что есть у кресла? (Сиденье, спинка.)
— Какой стул для большой куклы?
— Какое кресло для маленькой куклы? (Маленькое.)

4. В конце занятия воспитатель предлагает детям пригласить кукол, чтобы они посмотрели на построенную детьми мебель, попробовали посидеть на стульчиках, на диванах, полежать на кроватках. Воспитатель кладет маленькую куклу на маленькую кровать. Укладывая куклу, поет ей колыбельную. Затем куклу сажают на маленький диван, на маленький стул за маленький стол. Воспитатель спрашивает детей: «Удобно ли кукле?» Затем все эти действия повторяются с большой куклой.

Вопросы к детям и комментарии в конце занятия:

— Какие красивые диваны и кресла вы построили. Они разные по величине. Они разные по цвету. Кто построил этот красный стульчик? (Ваня.)
— У Вани получился очень хороший стульчик. У кого получился такой хороший стульчик? (У Вани.)
— Кто построил эту синюю кроватку? (Даня.)
— У Дани получилась хорошая кроватка. У кого же это такая хорошая кроватка получилась? (У Дани.)
— Почему кресло короткое, а диван длинный?
— Посмотрите, как Ваня построил свой диванчик — не так, как все, по-другому. На таком диванчике удобно спать его маленькой куколке. Ваня, расскажи, как ты строил диванчик. Что ты сделал сначала? Что ты сделал потом?
— Кукле нравится Анина кроватка. Как ровно у кроватки стоят спинки! Какого они цвета? Они какие?

Публикация статьи произведена при поддержке компании «MebelPoint». Посетив официальный сайт компании «MebelPoint», который располагается по адресу http://MebPoint.Com, Вы сможете, не покидая кресла за своим компьютером, купить высококачественную доступную мебель от производителя. Удобный рубрикатор сайта компании «MebelPoint» поможет быстро найти нужную мебель, будь то диваны, шкафы, стулья или комоды. Доступна цена и доставка заказа на дом позволят выгодно сэкономить Ваши деньги и личное время.

НОЯБРЬ. ВТОРАЯ НЕДЕЛЯ

Тема: «ОДЕЖДА»

Работа с бумагой

Занятие № 7. «Пришьем пуговицы к одежде литературных героев и героев мультфильмов»

Программное содержание

1. Углубить детские представления об изменениях в природе осенью; познакомить с сезонной одеждой взрослых и детей. Продолжить знакомство со свойствами мягкой бумаги.

2. Развивать воображение, учить видеть пуговицы в круглых бумажных комочках; создавать живописную композицию, использовать средства выразительности (ритм, симметрия, цвет, форма).

3. Учить мять пальцами бумагу, сминать ее в маленькие комочки — пуговицы, «конструировать» из них изображение пуговиц на одежде героев литературных произведений или мультфильмов.

4. Воспитывать желание работать совместно со сверстниками, согласуя свои действия с действиями всех детей подгруппы, ориентируясь на внешние условия образовательной ситуации.

Задачи речевого развития

1. Ввести в активный словарь: существительные (бумага, комочек, салфетка, одежда, люди, дети, карман, пуговица, бант, рукав, пальто, платье, шапка, кофта); прилагательные (красивая, большая, маленькая, разная, круглая, синяя, зеленая, детская, взрослая, красная, желтая, белая, разноцветные, оранжевые); глаголы (одеть, надеть, показать, видеть, прижать, приклеить, пришивать, делать, мять, скатать); местоимения (я, он, она, мы).

2. Учить понимать вопросы косвенных падежей (Куда? Где? К чему? — дательный и винительный падеж единственного числа); отвечать на вопросы (Кто это? Что это? Что делаешь? Какие пуговицы?); образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (кармашек, пуговка, бантик, рукавчик, платьице, шапочка, кофточка); согласовывать местоимения с глаголами (Я вижу. Он приклеил. Она делает. Мы смяли).

Речевой материал

Г.Галкина

Собираемся гулять (отрывок)

Вот пошел я погулять!
Надо шапку завязать,
Надо шубу натянуть,
Пуговицы застегнуть.

Материал (для каждого ребенка): бумажные трафареты верхней одежды без пуговиц; листы мягкой бумаги разного цвета (четверть столовой салфетки) и клеящие карандаши.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Воспитатель показывает детям предметы детской одежды; уточняет их названия, выделяет в каждом предмете пуговицы.

— Что это? (Это пальто. Это шапка. Это куртка.)
— Как называется эта часть платья? Кто знает, что это? (Это рукава, карман, бантик.)

Воспитатель: Одежда для детей называется «детская одежда». Юра, повтори, как называется одежда для детей. Правильно, детская. Одежда для взрослых — это взрослая одежда. Скажи, как называется одежда для взрослых?

Затем воспитатель читает детям отрывок из стихотворения Г.Галкиной.

2. Дети рассматривают на картинках изображения людей, одетых в демисезонную одежду и головные уборы. Дети называют одежду, головные уборы и их детали (карманы, пуговицы, бантики и др.).

Вопросы к детям во время рассматривания картинок:

— Где пуговицы? (На куртке.) Миша, покажи. Аня, скажи!
— К чему пришита эта пуговица? (К рукаву.)
— Какого цвета пуговицы? (Они синие.)
— Какой формы эти пуговицы? Они какие?
— Какой величины эта пуговица? Она какая?

Затем воспитатель показывает бумажные трафареты одежды и просит детей определить, каких деталей здесь не хватает. (Пуговиц.) Воспитатель предлагает детям дополнить бумажную одежду пуговицами — «пришить пуговицы». Но где можно взять подходящие пуговицы? (Сделать из бумаги, скатать комочки.)

Вопросы к детям:

— Какие нужны пуговицы?
— Как определить, какого цвета пуговицы нам нужны? (По цвету одежды.)

3. Воспитатель раздает детям трафареты одежды, просит выбрать подходящую по цвету бумагу и приступить к изготовлению пуговиц. Дети работают самостоятельно. Они сминают бумагу и скатывают ее в круглые комочки — «пуговицы», которые затем «пришивают» к одежде (приклеивают к бумажным «пальто», куртке, шапке и другим предметам).

Вопросы к детям по ходу работы:

— Что делаешь? Что это?
— Аня, что ты делаешь сейчас? (Я мну салфетку. Я делаю комок. Я делаю пуговку.)
— Маша, что Аня с Мишей сейчас делают? (Они делают пуговки.)
— Вова, что сейчас Юра делает? (Он мнет бумагу.)
— Аня сейчас приклеивает комочки. Она что делает? (Она приклеивает комочки.)
— Что мы все сейчас сделали? (Мы сделали пуговицы, разложили их, мы украсили одежду.)
— Какие пуговицы у нас получились — красивые? (Красивые.)
— Одинаковые или разные получились пуговицы?
— А что еще можно сказать о пуговицах? Какие они? (Пуговицы разноцветные.)

4. После завершения работы воспитатель предлагает детям полюбоваться работой, красивым и удачным сочетанием цвета пуговиц и одежды. Он просит детей подобрать «ласковые» слова, обозначающие одежду или ее элементы, — существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами: кармашек, пуговка, бантик, рукавчик, курточка, шапочка. В конце занятий отмечается согласованность действий всех детей, подчеркивается, что все старались.

Конструирование из деталей конструктора

Занятие № 7. «Сделаем шкаф для одежды»

Программное содержание

1. Расширять представления детей об одежде (пальто, куртка, шуба, платье, юбка), об условиях ее хранения (в частности — в шкафу).

2. Учить строить шкаф для одежды по образцу и по условию; анализировать образцы построек (сначала выделять основные части, затем — дополнительные; называть строительные детали, из которых эти части построены). Развивать воображение, учить видеть шкаф в соединенных определенным образом деталях строительного материала.

3. Учить конструировать шкаф в двух вариантах — из разного набора деталей строительного материала. Конструирование первого варианта шкафа из шести маленьких кирпичиков и одной пластины; второго — из шести кирпичиков, два из которых соединены между собой в единый блок, и одной пластины (для детей логопедической группы допустимо называть пластину «дощечка»); соединять детали в вертикальных конструкциях; правильно располагать боковые стенки в пространстве постройки (ставить одну опору точно против другой); зрительно контролировать правильность выполнения образца; аккуратно разбирать конструкцию, убирать строительный материал в коробки.

4. Учить детей работать самостоятельно в едином темпе со сверстниками.

Задачи речевого развития

1. Ввести в активный словарь детей существительные (кубик, кирпичик, дощечка, шкаф, пальто, платье, шуба, куртка); прилагательные (красный, желтый, зеленый, синий, большой, маленький, длинный, короткий, узкий, широкий); глаголы (строить, делать, класть, ставить); наречия (вверху, внизу, рядом, вместе, близко, ровно).

2. Учить понимать вопросы косвенных падежей (винительный падеж без предлога и родительный падеж с предлогом «для»); отвечать на вопросы (Что это? Что делаешь? Что сделал? Что сделала? Что делал? Какой? Какая?); употреблять наречия с пространственным значением; строить предложения из двух слов.

Речевой материал

Н.Нищева

Шкафчик

Дверцы, ножки, полки есть.
Что на полках — и не счесть:
Кофты, юбочки, белье —
И для мамы, и мое.

Материал: картинки с изображением одежды и шкафов; игрушечные шкафчики для одежды кукол.

Для каждого ребенка: 10 маленьких кирпичиков, 1 блок из двух соединенных между собой кирпичиков и 2 пластины.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Воспитатель показывает детям картинки с изображением разных предметов (пальто, кофта, шуба, куртка, платье, юбка) и просит назвать их; затем организует небольшую беседу о правилах хранения одежды.

Вопросы к детям:

— Где обычно хранится одежда?
— Как нужно вешать одежду в шкаф?
— Кто из вас сам умеет аккуратно вешать одежду?

2. Воспитатель показывает детям образец конструкции шкафа для одежды (из шести кирпичиков и одной пластины); предлагает его рассмотреть, выделить основные части шкафа (дверцы, боковые, задняя, верхняя стенки) и определить необходимые детали строительного материала для конструирования каждой из них.

Вопросы к детям при рассматривании образца:

— Что это?
— Что есть у шкафа?
— Дверцы у шкафа спереди или сзади?
— Сколько стенок у шкафа?
— Из чего построены боковые стенки шкафа?
— Из чего построена стенка сзади?
— Где крышка шкафа — снизу или сверху?
— Где у шкафа дно?
— С чего надо начинать строить шкаф?
— Этот кирпичик стоит или лежит?
— Эти кирпичики лежат или стоят?
— Как нужно ставить кирпичики — на широкую или на узкую сторону?
— Кирпичики надо ставить тесно, плотно или нет?
— Их нужно ставить ровно или нет? Скажи!

3. Дети работают самостоятельно.

Вопросы к детям по ходу работы:

— Ваня, с чего ты начнешь строить свой шкаф?
— Оля, какие детали ты возьмешь?
— Что ты сделаешь сначала?
— Настя, покажи ребятам, где у твоего кирпичика длинная узкая сторона.
— На какую сторону ты поставишь кирпичик — на узкую или широкую?
— Юра, где у кирпичика короткая узкая сторона?
— Где длинная широкая сторона?
— Какого цвета кирпичики ты взял? Кирпичики какие?
— А еще что можно о них сказать? Какие они?
— Что у тебя получилось? Что это?

4. Воспитатель хвалит детей, особо отмечает старательных и самостоятельных детей.

Вопросы, завершающие занятие:

— Оля, из каких деталей ты построила шкафчик для кукольной одежды?
— Почему тебе нравится свой шкафчик?
— Из каких деталей построил свой шкафчик Ваня?
— Какого цвета стеночки у шкафчика? Стеночки какие?
— Твой шкаф высокий или низкий?
— Он большой или маленький?
— Для кого ты построил шкафчик?
— Что кукла туда повесит?

Лепка

Занятие № 5. «Украсим платье колечками»

Программное содержание

1. Расширять представления детей об одежде, закреплять название одежды и ее основных частей.

2. Развивать воображение, учить видеть колечки в округлой форме пластического материала; использовать ритм, как выразительное средство, при создании узора из колечек на трафарете платья.

3. Учить лепить колечки, раскатывать пластический материал между ладонями прямыми движениями, соизмеряя нажим ладоней на ком пластического материала; видоизменять полученную форму, соединяя концы прямого столбика в колечко; скреплять концы, зрительно контролировать правильность формы кольца; ритмично располагать колечки на трафарете; пользоваться салфеткой после практической деятельности.

4. Учить детей работать самостоятельно в едином темпе со сверстниками.

Задачи речевого развития

1. Ввести в активный словарь детей существительные (колечки, нитка, концы, платье, узор, рукав, бусы); прилагательные (красный, желтый, зеленый, синий, большой, маленький, длинный, короткий, разноцветный, круглый); глаголы (катать, соединять, раскатывать, мять).

2. Учить понимать вопросы косвенных падежей (дательный падеж); отвечать на вопросы (Что это? Что делаешь? Что сделал? Что сделала? Что делал?); согласовывать существительные единственного числа именительного падежа с глаголами прошедшего времени (Таня скатала. Юра соединил. Даня отщипнул. Митя лепил. Аня лепила. Коля мял. Вова смял); строить предложения из двух слов.

Речевой материал

Н.Нищева

Сшила мама дочке
Платье голубое,
Платье голубое
С белою каймою.
До чего нарядно,
Весело глядеть.
Надо это платье
К празднику надеть…

Материал: трафарет платья, образцы узоров из колечек на платьях кукол. Для каждого ребенка: пластический материал, доски или клеенки, салфетки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Воспитатель предлагает детям рассмотреть трафарет кукольного платья; сказать, какого оно цвета, перечислить основные детали.

Вопросы к детям при рассматривании образца:

— Что это? (Это платье.)
— У платья есть рукав. Вот он. А это еще один рукав — два рукава. Скажи, что это? (Это рукав.)
— А это что? (Это рукав.)
— Сколько рукавов у платья? (Два рукава.)
— Какого цвета это платье? (Синее, красное.)
— Кому нужны платья? (Девочке, кукле.)

Воспитатель обращает внимание детей на то, что платье не украшено узором. Он показывает и объясняет детям варианты узоров из колечек, уточняет, как можно расположить колечки на платье куклы. Предлагает украсить платье узором из колечек.

2. Воспитатель напоминает, как сделать колечки из пластического материала, объясняет и показывает все этапы работы: сначала нужно раскатать пластический материал между ладонями прямыми движениями, равномерно нажимая обеими ладонями на ком пластилина (глины); затем, когда получится ровный столбик, соединить его концы в колечко и скрепить концы. Воспитатель учит работать аккуратно, добиваться в работе получения колечек круглой формы.

Дети раскатывают кусочки пластилина и делают колечки.

Вопросы к детям по ходу работы:

— Витя, раскатай пластилин. Что ты делаешь, Витя? (Я раскатываю.)
— Маша, соедини концы столбика. Маша, что ты делаешь? (Я соединяю. Я леплю.)
— Маша, какое колечко у тебя получилось? (Круглое, маленькое.)

3. После завершения первого этапа работы воспитатель предлагает детям приступить к украшению «платья» куклы, помогает им ритмично расположить колечки на трафарете, чтобы получился красивый узор.

Вопросы к детям в процессе создания узора:

— Посмотрите, как украшено платье куклы. Платье украшено узором. Что это? (Узор.)
— Сейчас мы расположим колечки на платье куклы. Много нужно колечек или мало? (Много колечек.)
— Давайте все вместе скажем: «Много колечек».

4. В конце занятия дети любуются красивым узором на платье куклы; рассказывают о том, как они все вместе делали колечки из пластилина и как дружно украшали платье куклы колечками разного цвета.

Вопросы, завершающие занятие:

— Посмотрите, какой узор получился на платье куклы! Красивый, разноцветный. Какой узор у нас получился? (Красивый, разноцветный.)
— Катя, что ты делала? (Я лепила.)
— Катя, что делал Ваня? (Ваня мял.)

Занятие № 6. «Бусы»

Программное содержание

1. Расширять представления детей об одежде, о таких украшениях, как бусы.

2. Развивать воображение, учить детей видеть бусы в колечках, объединенных ниткой.

3. Учить раскатывать пластический материал между ладонями прямыми движениями; видоизменять форму, соединять концы прямых столбиков в колечко; зрительно контролировать правильность формы кольца; соединять колечки в бусы.

4. Приучать работать самостоятельно, но в едином темпе со сверстниками.

Задачи речевого развития

1. Ввести в активный словарь детей существительные (бусы, бусинка, колечко, нитка, столбик, платье, сарафан, кофта); прилагательные (круглый, красный, желтый, зеленый, синий, большой, маленький, длинный, короткий, разноцветный, красивые); глаголы (катать, лепить, мять, отщипывать, соединять).

2. Учить понимать вопросы косвенных падежей (дательный падеж); отвечать на вопросы (Что это? Что делаешь? Что сделал? Что сделала? Что делал?); согласовывать существительные (единственного числа именительного падежа) с глаголами прошедшего времени (Таня скатала. Юра соединил. Даня отщипнул. Митя лепил. Аня лепила. Коля мял. Вова смял); строить предложения из двух слов.

Речевой материал

И.Демьянов

Бусы

Купила Марусе
Бусы бабуся.
На рынке споткнулась
Бабуся о гуся…
Не будет подарка
У внучки Маруси:
Все бусы склевали
По бусинке гуси.

Н.Губарев

Скороговорка

Наберу в лесу малины.
Будут бусы для Марины.

Материал: картинки с изображением одежды (платье, сарафан, кофта); настоящие бусы (бусинки — разноцветные колечки круглой формы). Для каждого ребенка: несколько комочков пластического материала разного цвета, лист бумаги с линией-ниткой для бус; доска или клеенка, салфетки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Угадай и назови!»: дети называют увиденный на картинке предмет одежды (платье, кофта, сарафан).

Затем воспитатель объясняет, что многие женщины и девочки носят украшения — бусы; показывает детям настоящие бусы.

Вопросы к детям:

— Что часто носят девочки и мамы? (Бусы.)
— Бусы состоят из бусинок. Из чего состоят бусы? (Из бусинок. Из колечек.)
— Много или мало бусинок в бусах? (Много бусинок. Много колечек.)
— Расскажите, бусы какие? (Красные, разноцветные, красивые.)

2. В гости к детям приходят куклы. Воспитатель читает стихотворение. Куклы просят детей вылепить для них красивые разноцветные бусы. Воспитатель предлагает слепить бусы из колечек, спрашивает детей, как нужно лепить бусинки-колечки.

Дети лепят колечки.

Вопросы к детям в ходе работы:

— Что ты делаешь, Оля? (Я леплю.)
— Что ты лепишь? (Столбик.)
— Что делает Катя? (Катя мнет.)
— Что мнет Катя? (Пластилин.)

3. Воспитатель помогает детям выложить бусинки-колечки на нитке.

Вопросы, подводящие итог работе:

— Скажите, бусинки на нитке какие? (Маленькие, круглые.)
— Бусы получились длинные. Какие бусы получились? (Длинные.)
— Кому мы подарим бусы? (Кукле. Маме.)

4. Куклы радуются новым бусам и рассказывают о том, из каких круглых и разноцветных колечек сделаны бусы.

Рисование

Занятие № 12. «Полосатый шарфик для куклы»

Программное содержание

1. Расширять детские представления о температурных изменениях осенью (похолодание); знакомить с сезонной одеждой взрослых и детей, ее назначением и использованием.

2. Развивать умение замещать реальные полоски на шарфике разными по цвету линиями и моделировать из них узор реального шарфа. Осваивать символику цветовых отношений для передачи эмоционального состояния. Закрепить название основных цветов спектра.

3. Учить детей приему рисования прямых линий — полосок на шарфике трех цветов: рисовать линии слева направо, вести кисть неотрывно всеми ворсинками кисти.

4. Учить действовать по правилу, воспитывать аккуратность во время работы с красками.

Задачи речевого развития

1. Ввести в активный словарь существительные (куртка, варежка, шапка, шарф, полоса, линия, узор); прилагательные (красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, оранжевый, разноцветный, красивый, узкий, широкий, длинный, короткий); глаголы (смотреть, украшать, рисовать, провести, набрать, смыть, полоскать, промокнуть); наречия (много, мало, больше, меньше).

2. Учить понимать вопросы косвенных падежей (Для кого? Много чего? — родительный падеж единственного и множественного числа); отвечать на вопросы (Что это? Какой? Какие?); образовывать существительные множественного числа именительного падежа с продуктивными окончаниями -ы, -и, -а: шапки, шарфы, варежки, куртки, полоски, линии, узоры); употреблять в речи наречия, обозначающие сравнение (больше, меньше) и количество (много, мало).

Речевой материал

Г.Виеру

Шарфик

Шел я лесом и боялся…
Чей-то шарфик мне попался.
Сразу лес нестрашным стал.
— Эй, кто шарфик потерял?

Предварительная работа: беседа, рассматривание узоров на шарфах детей.

Материал: шарфы с разными по цвету полосками (образцы).

Для каждого ребенка: бумага разного цвета (половина альбомного листа), кисти, разные по цвету краски, вода в банках, салфетки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Воспитатель беседует с детьми об изменениях в неживой природе осенью — о понижении температуры воздуха, частых дождях, сильном ветре; о том, что в связи с похолоданием люди одеваются теплее — меняют одну сезонную одежду на другую; читает стихотворения о шарфе.

Воспитатель показывает детям шарфики с разными цветовыми полосками. Дети рассматривают их и описывают полоски на шарфах — называют их цвет, ширину, характеризуют сочетание полосок по цвету.

Вопросы к детям при рассматривании образцов:

— Что это? (Это шарф.)
— Какие полоски на шарфе? (Узкая полоска, широкая полоска.)
— Эта полоска какого цвета? (Красная, желтая, зеленая, синяя и т.п.)
— Эта полоска какой длины? Она какая? (Длинная, короткая.)
— Для кого этот шарфик? (Для Маши, для Пети.)
— Чего много на шарфике? (Много полосок.)

Воспитатель предлагает детям нарисовать свои шарфики и подарить их кукле. Он показывает прием рисования длинных полосок: надо рисовать линии слева направо, вести кисть неотрывно, прижимая ее к листу бумаги всем ворсом. Дети упражняются в прикладывании сухой кисти к поверхности листа бумаги данным способом. Воспитатель обращает внимание детей на то, что перед началом работы необходимо выбрать шарфик (бумагу определенного цвета), цвет красок для полосок на шарфике, чтобы они красиво сочетались друг с другом, продумать чередование полосок по цвету.

2. Дети работают самостоятельно.

Вопросы к детям в ходе работы:

— Аня, что ты сейчас делаешь? (Я украшаю шарфик (шарфики). Я рисую полоску.)
— Маша, что Аня сейчас делает? (Она рисует полоски.)
— Ваня, что Аня и Маша сейчас делают? (Они рисуют узор (узоры).)
— Миша, сколько полосок на твоем шарфике? (Много полосок.)
— Дима, а у тебя сколько полосок? (Мало полосок.)
— У кого на шарфике больше всех полосок? (У Маши больше полосок.)
— У кого на шарфике меньше всех полосок? (У Ани меньше полосок.)

3. Воспитатель и дети рассматривают получившиеся работы. Воспитатель обращает внимание детей на цветовую гамму полосок на шарфиках, на сплошные или прерывистые линии-полосы на них; учит детей отвечать на вопросы и радоваться своим и чужим работам.

НОЯБРЬ. ТРЕТЬЯ НЕДЕЛЯ

Тема: «ОБУВЬ»

Конструирование из деталей конструктора

Занятие № 8. «Сделаем шкафчик для обуви»

Программное содержание

1. Расширять представления детей об обуви (ботинки, сапоги, туфли), об условиях ее хранения (в специальном шкафу).

2. Учить строить шкаф для обуви по образцу; анализировать образец постройки (сначала выделять основные части, затем — дополнительные; называть строительные детали, из которых эти части построены). Развивать воображение, учить видеть шкаф в соединенных определенным образом деталях строительного материала.

3. Учить строить шкаф из кубиков и длинных кирпичиков; соединять детали по горизонтали и вертикали в вертикальных конструкциях; правильно располагать боковые стенки в пространстве постройки (ставить одну опору-кубик точно против другой опоры); зрительно контролировать правильность выполнения образца; аккуратно разбирать конструкцию, убирать строительный материал в коробки.

4. Учить детей работать самостоятельно в едином темпе со сверстниками.

Задачи речевого развития

1. Ввести в активный словарь детей существительные (кубик, кирпичик, дощечка, шкаф, ботинки, туфли, сандалии, валенки, сапоги, галоши); прилагательные (красный, желтый, зеленый, синий, большой, маленький, длинный, короткий, узкий, широкий, разноцветный); глаголы (строить, делать, класть, ставить); наречия (вверху, внизу, рядом, вместе, близко, ровно).

2. Учить употреблять существительные в винительном падеже единственного числа с предлогом «на»; отвечать на вопросы (Что это? Что делаешь? Что сделал? Что сделала? Что делал? Как? На что? Куда?); согласовывать существительные (единственного числа именительного падежа) с глаголами прошедшего времени (Юра соединил); строить предложения из двух слов.

Речевой материал

В.Зайцев

Я одеться сам могу (отрывок)

Я привык свои ботинки
Чистить щеткой каждый день.
И из шкафа все пылинки
Мне вытряхивать не лень.

Материал: картинки с изображением обуви и шкафчиков, предназначенных для ее хранения.

Для каждого ребенка: четыре кубика и три длинных кирпичика.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Воспитатель показывает картинки с изображением разных предметов (сапоги, ботинки, галоши, туфли, валенки) и просит детей назвать их; затем организует небольшую беседу о правилах ухода и хранения обуви.

Вопросы к детям:

— Что нарисовано на картинках?
— Правильно. Это все обувь.
— Где хранится обувь, кто знает?
— Кто из вас сам умеет аккуратно убирать свою обувь на место, на полку в шкаф?

 2. Воспитатель показывает детям образец конструкции шкафа для обуви (из четырех кубиков и трех длинных кирпичиков); предлагает его рассмотреть, выделить основные части шкафа (боковые, нижняя, верхняя стенки; нижняя, верхняя полки) и определить необходимые детали строительного материала для конструирования каждой из них.

Вопросы к детям при рассматривании образца:

— Что это?
— Что есть у шкафа?
— Дверцы шкафа спереди или сзади?
— Сколько стенок у шкафа?
— Из чего построены боковые стенки шкафа?
— Из чего построена задняя стенка?
— Где крышка шкафа — снизу или сверху?
— Где у шкафа дно?
— С чего надо начинать строить шкаф?
— Этот кирпичик стоит или лежит?
— Эти кирпичики лежат или стоят?
— Как ставить кирпичики — на широкую или узкую сторону?
— Кирпичики надо ставить тесно, плотно или нет?
— Их нужно ставить ровно или нет? Скажи!

3. Воспитатель подробно объясняет этапы предстоящей работы: сначала следует положить на стол длинный кирпичик (на широкую сторону), с обеих его сторон поставить по кубику — это у нас будет нижняя полка для хранения обуви. Сверху (на кубики) положить длинный кирпичик — это будет верхняя (вторая) полка нашего шкафчика. На края верхней полки ставятся кубики, точно так же, как и на нижней полке, сверху на кубики кладется длинный кирпичик (третий). У шкафчика получились две полки для хранения обуви.

4. Дети работают самостоятельно.

Вопросы к детям в ходе работы:

— Ваня, с чего ты начнешь строить свой шкафчик?
— Оля, какие детали ты возьмешь?
— Что ты сделаешь сначала?
— Настя, покажи ребятам, где у твоего кирпичика длинная узкая сторона.
— На какую сторону ты поставишь кирпичик — на узкую или широкую?
— Юра, где у кирпичика короткая узкая сторона?
— Где длинная широкая сторона?
— Какого цвета кирпичики ты взял? Какие они?
— А еще что можно о них сказать? Какие они?
— Что у тебя получилось? Что это?
— Оля, как ты поставила кубик? (Ровно, хорошо.)
— На что ты поставила этот кубик? (На кубик.)
— Юра, покажи, где нижняя полка — та полка, которая внизу? Скажи, где она.
— А эта полка где находится? (Наверху.)

5. Воспитатель хвалит детей, отмечает особо старательных и самостоятельных; предлагает поместить в шкаф кукольную обувь; читает стихотворение В.Зайцева.

Вопросы, завершающие занятие:

— Оля, из каких деталей ты построила шкафчик для кукольной обуви?
— Почему тебе нравится свой шкафчик?
— Из каких деталей построил свой шкафчик Ваня?
— Какого цвета стеночки у домика? Какие они?
— Твой шкаф высокий или низкий?
— Он большой или маленький?
— Полки в шкафу широкие или узкие?
— Где стоит обувь, на чем? (На полке.)

НОЯБРЬ. ЧЕТВЕРТАЯ НЕДЕЛЯ

Тема: «ОДЕЖДА»

 Работа с универсальным конструктором

Занятие № 11. «В лесу много детей»

Программное содержание

1. Расширять представления детей о строении тела человека и об одежде детей; о конструктивных свойствах деталей конструктора.

2. Осваивать действия: изображение фигурки девочки в пальто до пят (конструирование); замещение объекта деталями конструктора; детализация изображения (лица, элементов одежды); использование символических средств для создания выразительного образа и передачи отношения к изображаемому объекту (художественная символизация). Учить достраивать и преобразовывать пейзажную композицию; дополнять пейзажную композицию изображениями новых объектов.

3. Отрабатывать навыки аккуратного и точного соединения деталей между собой при построении изображения.

4. Развивать начальные формы сотрудничества детей друг с другом (совместные действия по правилу). Учить детей согласовывать свои действия с действиями воспитателя и сверстников группы при выполнении общей композиции.

Задачи речевого развития

1. Ввести в активный словарь: существительные (девочки, мальчики, голова, туловище, плечи, руки, ноги, лицо, глаза, рот, пальто, шуба, кофта, свитер, брюки, карманы, бантик, овалы, круги, прямоугольники, картина); прилагательные (большой, маленький, круглый, овальный, треугольный, длинный, короткий, прямой, узкий, широкий, теплый, красный, синий, желтый, коричневый, розовый); глаголы (помогать, пригласить, рассмотреть, положить, убрать, одеть, надеть, снять, делать); наречия: тепло, холодно, сначала, потом.

2. Учить правильно употреблять падежные окончания имен существительных, изменяя их в роде, числе, падеже; отвечать полным предложением на вопросы (Что это? Кто это? Чей? Чья? Где? Как?); строить предложения из двух–четырех слов (Положи маленький круг. Возьми синий треугольник. Это Танина красная шуба); употреблять в речи наречия и притяжательные прилагательные (Танин, Мишин).

Речевой материал

И.Лопухина

Девочки и мальчики!
Берегите на морозе
Носики и пальчики!
Щечки — словно яблочки,
На носу — снежинки,
Девочки и мальчики
Скачут, как пружинки!

Материал: пейзажная композиция, выполненная детьми на предыдущем занятии (№ 10), на которой появилось изображение девочки в длинном пальто и шапке; круги, треугольники, овалы, квадраты, полукруги разного цвета, включая большие розовые круги (для изображения лиц).

Ход занятия

1. Воспитатель читает стихотворение и предлагает полюбоваться знакомой композицией, уточняет: «Одна девочка гуляет в лесу».

Воспитатель уточняет, что в группе тепло и все дети одеты легко.

Вопросы к детям:

— Что надето на девочках? (Платья, носки.)
— Что надето на мальчиках? (Рубашки, шорты, носки.)
— В лесу сейчас (поздней осенью) очень холодно, поэтому девочка, которая там гуляет, одета по-другому — не так, как вы сейчас.
(Воспитатель предлагает детям рассмотреть фигурку девочки.)
— Что это? (Голова, туловище, руки, ноги.)
— Как называется одежда девочки? (Пальто, шапка, шарф, сапоги.)
— Какое пальто у девочки? (Длинное, синее, красивое, теплое.)
— Сегодня на улице холодно или тепло?
— Какую одежду вы наденете, когда пойдете на улицу? (Куртку, брюки, шапку, перчатки, кофту, свитер.)

2. Воспитатель и дети решают «пригласить» в лес на картине других девочек, чтобы уже гуляющей там девочке было нескучно.

Воспитатель конструирует изображение девочки в длинном пальто, поясняя свои действия: «Начинать работу надо с изображения головы. Голова круглая, поэтому мы возьмем розовый кружок. Пальто у девочки длинное, его лучше сделать из треугольника. Возьмем большой синий треугольник и присоединим его к розовому кругу. Вот так. Рукава пальто сделаем из овалов того же цвета, что и само пальто, — синего. Пальто длинное, поэтому видны только «носочки» сапожек. Мы их обозначим маленькими кружочками».

Изображение девочки еще раз рассматривается, уточняются части фигуры и конструкторский материал, последовательность работы. Воспитатель предлагает детям приступить к конструктивной деятельности.

3. Дети конструируют фигурки самостоятельно. Воспитатель напоминает им последовательность работы, помогает передать не только общие черты, но и детали — изобразить шапочку, пуговицы и карманы на куртке, глаза, рот на лице.

Вопросы к детям по ходу работы:

— Что ты сделал сначала? (Взял кружок.)
— Потом что ты сделал? (Положил кружок.)

В случае затруднений педагог предлагает ребенку посмотреть на образец.

4. Вместе с воспитателем дети отмечают особенности изображения каждой из девочек (наклон туловища, поворот головы, цвет одежды, выразительность лица, пропорциональность частей тела), описывают их одежду. Воспитатель побуждает детей употреблять в активной речи наречия и притяжательные прилагательные.

Вопросы при анализе работ:

— Чья это девочка в красном пальто? (Это Танина девочка.)
— На пальто чьей девочки желтые пуговицы? (На пальто Катиной девочки.)
— На пальто чьей девочки зеленые карманы? (На пальто Васиной девочки.)
— Дети, как вы работали? (Аккуратно, хорошо.)

Продолжение следует

Рейтинг@Mail.ru