Детский сад и пожарная
безопасность
Любой
крупный пожар, особенно если он связан с гибелью
людей, поднимает волну общественного интереса к
противопожарному состоянию жилых зданий и
учреждений. Однако внимание работников
учреждений образования к обеспечению
противопожарной безопасности не может зависеть
от степени общественного интереса к этому
вопросу, считает Е.Г. Фирсов, главный
специалист сектора материально-технического
обеспечения и охраны труда Управления
образования г. Ярославля.
Деятельность любого
образовательного учреждения должна быть
организована так, чтобы обеспечивать
безопасность детей и сотрудников в случае какого
бы ни было чрезвычайного происшествия.
Однако в образовательных учреждениях не всегда
относятся к поставленной задаче с достаточной
степенью ответственности и понимания, и правила
пожарной безопасности часто нарушаются.
Вот типичные нарушения,
которые ярославские пожарные обнаруживают в
подведомственных им садиках:
под лестничными клетками оборудованы
кладовые (это запрещено согласно пункту 1.3.2.8
Правил пожарной безопасности в РФ ППБ 01-93);
в местах запасных выходов устроены
раздевалки и места хранения инвентаря (метел,
лопат и т.п.), детских санок и колясок;
в подвалах и на чердаках хранятся
сгораемые материалы — доски, мебель, краски и т.п.
(это запрещено пунктом 1.3.2.8 ППБ 01-93);
слуховые окна открыты и часто не
остеклены (требование остекления предусмотрено
пунктом 2.1.17 Правил пожарной безопасности для
образовательных учреждений ППБ 101-89);
эвакуационные выходы в момент
нахождения в здании детей закрываются на замки
без соответствующего согласования с пожарной
инспекцией (требование пункта 1.3.3.2 ППБ 01-93). При
этом в детских садах практически никогда не
бывает ответственных за эти выходы. Такие
ответственные должны быть назначены специальным
приказом.
В их обязанности входит следить за состоянием
дверей. Они должны постоянно иметь при себе ключи
от запасного выхода. А второй комплект ключей
должен храниться в установленном месте;
электропроводка и подключения к ней
выполнены с нарушением Правил устройства
электроустановок: она проложена проводом без
соответствующей защиты. Разводка выполнена не от
электрощитов и распределительных коробок, а от
розеток, выключателей;
в детских садах часто недостает
углекислотных огнетушителей в кухнях, прачечных,
электрощитовых — то есть в местах нахождения
электрооборудования;
во многих детских садах нет
необходимой документации на систему
автоматической пожарной сигнализации:
инструкции о порядке действий дежурных при
получении сигнала о пожаре, журнала учета работ
по обслуживанию системы; отсутствуют инструкции
о противопожарном режиме и противопожарной
безопасности (требование пунктов 1.2.3 и 1.1.3 ППБ
01-93);
большинство ответственных за
электрохозяйство не имеют необходимой для этого
квалификации по электробезопасности.
Многим заведующим хорошо
известно, как сложно бывает совместить
педагогические нужды и условия бытования
дошкольных учреждений с требованиями пожарных.
Детский сад так нуждается в дополнительных
помещениях, а они почему-то должны пустовать!
Детский сад, в силу ограниченности материальных
средств, рассчитывает пустить в дело
«отработанную мебель». Но для этого нужно найти
время, дополнительные человеческие ресурсы,
собственные силы. И требуется деревянный лом
куда-то сложить. А складывать, оказывается,
некуда. Так ведь и вывести непросто. Надо же
заказывать контейнер! Это дополнительные деньги.
И огнетушители — деньги. И остекление чердачных
окон — деньги. И правильно проведенная, надежная
проводка — тоже деньги, причем немалые. Кто
должен обеспечивать эти расходы? В какие сроки?
Это почему-то не оговаривается.
Да и рабочие «единицы», которые бы обслуживали
электросети и проводили регулярные замеры
напряжения в сети и проверку электроприборов,
предусмотрены в штатном расписании «условно».
Точнее, условными являются их зарплаты. Так что в
реальности роль специалиста-электрика выполняет
по совместительству какой-нибудь сторож-плотник
и в других делах Богу угодник. И что это за
специалист, соглашающийся работать за
предлагаемую детским садом зарплату? Не иначе,
как человек, сильно грешащий и в других
ведомствах не удержавшийся.
Тут пиши приказы или не пиши, веди документацию
или не веди — они останутся пустыми бумагами. А в
излишней бюрократизации работы пожарным тоже не
откажешь. За ведение или не ведение протоколов
учений можно всего лишь привлечь кого-нибудь к
ответственности в случае несчастья. Но нельзя
предотвратить несчастье инструкциями,
развешенными на стенах, которые никто никогда не
читает. А если и читает, то понять в них ничего не
может.
Иными словами, обеспечение пожарной
безопасности связано с проблемами, которые
каждый руководитель решает «здесь и теперь», «по
мере их поступления», что, конечно, неправильно.
Какая уж тут профилактика!
Не думать об этом тем не менее невозможно. И
есть вещи, которые можно предусмотреть и
предвидеть, даже не имея денег: это «работающие»
запасные входы-выходы и наличие ключей от них,
находящихся в установленном месте. В месте, о
котором знают педагоги и другие сотрудники
учреждения.
И, конечно, педагогам должны быть известны
возможности эвакуации детей из здания
кратчайшим путем. Они должны иметь некоторый
опыт такой эвакуации, полученный в результате
тренировок.
О таких тренировках нужно договариваться с
местной пожарной инспекцией. Для детей она может
превратиться в увлекательную приключенческую
игру. А взрослым обеспечить приобретение
некоторых навыков поведения в экстремальной
ситуации.
Ирина ОСИНА
Подготовлено с использованием материалов
журнала «Детский сад»,
г. Ярославль
ЗНАКИ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
|