Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Дошкольное образование»Содержание №13/2008

КОНТРАПУНКТ

Детский сад и пожарная безопасность

Любой крупный пожар, особенно если он связан с гибелью людей, поднимает волну общественного интереса к противопожарному состоянию жилых зданий и учреждений. Однако внимание работников учреждений образования к обеспечению противопожарной безопасности не может зависеть от степени общественного интереса к этому вопросу, считает Е.Г. Фирсов, главный специалист сектора материально-технического обеспечения и охраны труда Управления образования г. Ярославля.

Деятельность любого образовательного учреждения должна быть организована так, чтобы обеспечивать безопасность детей и сотрудников в случае какого бы ни было чрезвычайного происшествия.

Однако в образовательных учреждениях не всегда относятся к поставленной задаче с достаточной степенью ответственности и понимания, и правила пожарной безопасности часто нарушаются.

Вот типичные нарушения, которые ярославские пожарные обнаруживают в подведомственных им садиках:

  • под лестничными клетками оборудованы кладовые (это запрещено согласно пункту 1.3.2.8 Правил пожарной безопасности в РФ ППБ 01-93);

  • в местах запасных выходов устроены раздевалки и места хранения инвентаря (метел, лопат и т.п.), детских санок и колясок;

  • в подвалах и на чердаках хранятся сгораемые материалы — доски, мебель, краски и т.п. (это запрещено пунктом 1.3.2.8 ППБ 01-93);

  • слуховые окна открыты и часто не остеклены (требование остекления предусмотрено пунктом 2.1.17 Правил пожарной безопасности для образовательных учреждений ППБ 101-89);

  • эвакуационные выходы в момент нахождения в здании детей закрываются на замки без соответствующего согласования с пожарной инспекцией (требование пункта 1.3.3.2 ППБ 01-93). При этом в детских садах практически никогда не бывает ответственных за эти выходы. Такие ответственные должны быть назначены специальным приказом.
    В их обязанности входит следить за состоянием дверей. Они должны постоянно иметь при себе ключи от запасного выхода. А второй комплект ключей должен храниться в установленном месте;

  • электропроводка и подключения к ней выполнены с нарушением Правил устройства электроустановок: она проложена проводом без соответствующей защиты. Разводка выполнена не от электрощитов и распределительных коробок, а от розеток, выключателей;

  • в детских садах часто недостает углекислотных огнетушителей в кухнях, прачечных, электрощитовых — то есть в местах нахождения электрооборудования;

  • во многих детских садах нет необходимой документации на систему автоматической пожарной сигнализации: инструкции о порядке действий дежурных при получении сигнала о пожаре, журнала учета работ по обслуживанию системы; отсутствуют инструкции о противопожарном режиме и противопожарной безопасности (требование пунктов 1.2.3 и 1.1.3 ППБ 01-93);

  • большинство ответственных за электрохозяйство не имеют необходимой для этого квалификации по электробезопасности.

Многим заведующим хорошо известно, как сложно бывает совместить педагогические нужды и условия бытования дошкольных учреждений с требованиями пожарных. Детский сад так нуждается в дополнительных помещениях, а они почему-то должны пустовать! Детский сад, в силу ограниченности материальных средств, рассчитывает пустить в дело «отработанную мебель». Но для этого нужно найти время, дополнительные человеческие ресурсы, собственные силы. И требуется деревянный лом куда-то сложить. А складывать, оказывается, некуда. Так ведь и вывести непросто. Надо же заказывать контейнер! Это дополнительные деньги. И огнетушители — деньги. И остекление чердачных окон — деньги. И правильно проведенная, надежная проводка — тоже деньги, причем немалые. Кто должен обеспечивать эти расходы? В какие сроки? Это почему-то не оговаривается.

Да и рабочие «единицы», которые бы обслуживали электросети и проводили регулярные замеры напряжения в сети и проверку электроприборов, предусмотрены в штатном расписании «условно». Точнее, условными являются их зарплаты. Так что в реальности роль специалиста-электрика выполняет по совместительству какой-нибудь сторож-плотник и в других делах Богу угодник. И что это за специалист, соглашающийся работать за предлагаемую детским садом зарплату? Не иначе, как человек, сильно грешащий и в других ведомствах не удержавшийся.

Тут пиши приказы или не пиши, веди документацию или не веди — они останутся пустыми бумагами. А в излишней бюрократизации работы пожарным тоже не откажешь. За ведение или не ведение протоколов учений можно всего лишь привлечь кого-нибудь к ответственности в случае несчастья. Но нельзя предотвратить несчастье инструкциями, развешенными на стенах, которые никто никогда не читает. А если и читает, то понять в них ничего не может.

Иными словами, обеспечение пожарной безопасности связано с проблемами, которые каждый руководитель решает «здесь и теперь», «по мере их поступления», что, конечно, неправильно. Какая уж тут профилактика!

Не думать об этом тем не менее невозможно. И есть вещи, которые можно предусмотреть и предвидеть, даже не имея денег: это «работающие» запасные входы-выходы и наличие ключей от них, находящихся в установленном месте. В месте, о котором знают педагоги и другие сотрудники учреждения.

И, конечно, педагогам должны быть известны возможности эвакуации детей из здания кратчайшим путем. Они должны иметь некоторый опыт такой эвакуации, полученный в результате тренировок.

О таких тренировках нужно договариваться с местной пожарной инспекцией. Для детей она может превратиться в увлекательную приключенческую игру. А взрослым обеспечить приобретение некоторых навыков поведения в экстремальной ситуации.

Ирина ОСИНА
Подготовлено с использованием материалов журнала «Детский сад»,
г. Ярославль

ЗНАКИ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

 

Рейтинг@Mail.ru