Походы в
лес разной продолжительности — одно из любимых
летних семейных развлечений. Однако лес для
детей (да и для взрослых) — особенно лес
незнакомый — может оказаться источником
опасности: в лесу можно заблудиться.
Если такое случается, для ребенка это еще
опаснее, чем для взрослого. У него нет достаточно
жизненного опыта, чтобы принять трезвое решение,
как вести себя дальше, в какую сторону идти. Он
может сильно испугаться, переохладиться,
попросту обессилеть.
Поэтому важно обучить ребенка действовать так,
чтобы сохранить свою физическую форму и помочь
взрослым быстрее себя обнаружить.
Но в первую очередь знаниями и умениями
поведения в экстремальных ситуациях должны
владеть взрослые — педагоги и родители: ведь это
они ответственны за обучение ребенка.
Предлагаемое занятие способствует игровому
обучению и закреплению некоторых навыков
поведения в лесу в том случае, если ребенок вдруг
отстал от взрослых, потерял их из виду. Оно
рассчитано на совместное участие детей и
родителей.
Если ты потерялся в лесу
Игровое занятие для детей
предшкольного возраста и их родителей
Некоторые задачи:
1. Познакомить родителей с алгоритмом спасения
в чрезвычайной ситуации.
2. Закрепить знания детей о правилах поведения в
том случае, если ребенок заблудился в лесу.
Оборудование и материалы: аудиозаписи
для музыкальных игр, бубен, два свистка, два
отражателя, мяч.
Ход занятия
Ведущий: Здравствуйте, мамы и папы! Дорогие
ребята!
Сегодня нам предстоит испытать вас на
готовность к трудной ситуации. Представьте себе,
что вы отправились в лес за грибами или за
ягодами. Увлеклись собирательством и вдруг
обнаружили, что один член вашей группы — ребенок
— исчез из поля зрения. То есть — потерялся.
Взрослые должны знать, что им делать. И
потерявшийся ребенок должен правильно себя
вести.
Наш первый вопрос — к детям. Что не должен делать
потерявшийся ребенок? Дети отвечают, мамы и папы
— запоминают.
Общими усилиями воспроизводятся правила трех
«НЕ».
Если ты заблудился:
НЕльзя кричать — охрипнешь!
НЕльзя плакать — от этого заболят
глаза, потеряют зоркость и перестанут различать
действительное и выдуманное.
НЕльзя бежать исключительно потому, что
хочется изменить ситуацию. Нужно оставаться на
том месте, где стоишь.
|
Ведущий: А теперь дети хором
повторят волшебные слова, которые должен
вспомнить каждый ребенок, если он вдруг
потеряется.
Волшебные слова для потерявшегося:
Смелый и умный в лесу не ревет.
Взрослый тебя обязательно найдет.
Стой, где стоишь, никуда не ходи.
Так ему легче тебя найти!
Если немного страшно — терпи.
Глубже дыши. Спокойно жди.
Ведущий: Сейчас проверим, обладают ли наши
дети терпением, могут ли стоять на месте не
двигаясь.
Фото Сергея Филимонова. Детский сад №
39 «Светлячок», г. Электрогорск Московской
области. Конкурс «Поймай мгновенье в объектив»
Музыкальная игра «Замри на месте»
Пока звучит музыка, дети бегают по площадке. Как
только музыка прерывается, дети должны застыть
на том месте, где оказались. Ведущий проверяет, не
шевелятся ли они.
Ведущий: Молодцы! Умеете проявлять
выдержку. Конечно, потерявшись в лесу, вы не
должны замереть без движения. Вы должны просто
спокойно стоять на месте. А кто знает, что нужно
делать после того, как остановился?
Дети: Нужно кричать «Ау!», звать маму или
другого взрослого, с которым пошел в лес.
Ведущий: Вопрос ко взрослым. Какой звук
легче всего услышать? Какой звук используется
службами охраны порядка, чтобы мгновенно
привлечь внимание к происходящему?
Родители: Свист.
Ведущий: Верно, свист. А теперь скажите,
каким приспособлением нужно снабдить ребенка —
на тот случай, если он вдруг потеряется?
Родители: Нужно дать ему с собой свисток.
Ведущий: Свисток — замечательный предмет.
Можно подвесить свисток на тесемку и перед
походом в лес надеть ребенку на шею. Нести его
совсем не тяжело. Но в экстремальной ситуации он
может сослужить хорошую службу.
Давайте проверим, как работает свисток и как
дети его слушаются.
Игра «Свисток зовет»
Играющие разбиваются на две команды. У каждой
команды есть свой вожатый со свистком. Под
музыку, под звуки бубна или колокольчика
играющие свободно перемещаются по площадке. Но
вот звуки бубна обрываются. Вожатый свистит в
свисток. Дети каждой команды должны как можно
скорее собраться вокруг него в кружок. Так как
вожатый тоже перемещается по площадке, дети
должны проявить особое внимание. Им нужно не
просто ориентироваться на звук свистка, но и
подбежать именно к своему вожатому. Можно
снабдить вожатых не обычными свистками, а
манками с разными звуками.
Ведущий (к родителям): Мы с вами поняли,
как услышать потерявшегося в лесу ребенка. Но
можно снабдить его еще одним приспособлением,
которое позволит спасателям или обычным
взрослым быстрее его обнаружить. Это
приспособление позволяет разглядеть малыша даже
с вертолета. По размеру оно может быть совсем
небольшим. Что это такое?
Родители: Фонарик?
Ведущий: Фонарик, безусловно, пригодится
каждому путешественнику — в том числе и ребенку.
Но, кроме фонарика, есть более простое
приспособление, не нуждающееся в батарейках.
Кто-нибудь из родителей: Может быть,
отражатель?
Ведущий: Конечно, отражатель. Ему должно
найтись место в рюкзачке малыша. И малыш должен
знать: потерялся — достань отражатель и держи
его в руках.
Чтобы вы не забывали об отражателе, мы сделаем
его предметом нашей эстафеты.
Фото Ольги Андреевой. Детский сад
«Княженика», г. Новый Уренгой. Конкурс «Поймай
мгновенье в объектив»
Эстафета с отражателем
Из детей и родителей формируются две
детско-взрослые команды.
Обозначается дистанция, которую должны
пробежать члены команд. У стартующих в руках
отражатель. Отражатель играет роль эстафетной
палочки. Выигравшей считается та команда, игроки
которой раньше пробегут дистанцию и выстроятся в
начальном порядке.
Ведущий: А теперь блицтурнир для детей и
взрослых.
Формируются две команды по три-четыре человека
— детская и взрослая. Ведущий быстро задает
играющим вопросы, кидая мяч. Один вопрос обращен
к детской команде, другой — ко взрослой команде.
Вопросы блицтурнира
(Взрослым) Как расшифровать аббревиатуру МЧС?
(Детям) Как называется сотрудник службы МЧС?
(В) Телефон службы МЧС?
(Д) Прибор, позволяющий определить расположение
сторон света?
(В) Куда указывает стрелка компаса?
(Д) «Кричащее» спасительное слово, состоящее из
двух звуков.
Ведущий: Что ж! Все участники нашей игры
достойно выдержали проверку на готовность к
экстремальной ситуации.
А чтобы наши советы не забылись, мамы и папы
получат памятку о том, как собирать ребенка на
прогулку в лес.
Как себя вести потерявшемуся ребенку
Памятка заботливому родителю
Если вы отправляетесь с ребенком на прогулку в
лес или лесопарк, где можно потеряться,
позаботьтесь, чтобы у ребенка на этот случай было
все необходимое, облегчающее вам поиски, а
ребенку ожидание.
Что делать родителю
— бутерброд и пакетик сока, чтобы он мог
подкрепить свои силы, ожидая помощи;
— большой шарф, чтобы он мог утеплиться, если
начнет мерзнуть от нервного напряжения или от
перепада температуры;
— маленький отражатель, чтобы подавать сигнал
спасателям или ищущим его взрослым;
— проинструктируйте ребенка, что ему нужно
делать, если он потерялся:
Что делать ребенку
Если его не найдут сразу, ребенок должен
сосчитать до двадцати и снова посвистеть в
свисток. Потом можно съесть бутерброд и
повторить свист. Если станет холодно, нужно
намотать на шею и на плечи шарф.
Фото Елены Дударевой. Детский сад № 66
«Радость», г. Норильск. Конкурс «Поймай мгновенье
в объектив»
|
Проведите тренировку
Чтобы ребенок мог воспользоваться советами,
нужно научить его пользоваться «оборудованием
для спасения». Для этого нужно провести игровую
тренировку на местности, заранее определив
место, где ребенок останется на некоторое время
один.
Тренировка проводится в три этапа. Сначала
взрослый просто отходит на значительное
расстояние, но так, чтобы ребенок его видел. Затем
взрослый на глазах у ребенка прячется в укрытие,
а от ребенка требуется произвести все действия
по призыву «спасателей».
Последний этап: ребенок и взрослый
поворачиваются друг к другу спинами, и ребенок
делает двадцать шагов вперед, не оглядываясь.
Взрослый в это время прячется, следя за
передвижениями ребенка. Затем ребенок должен
повернуться и, обнаружив, что остался один,
произвести действия, способствующие его
спасению.
Можно проводить тренировочные занятия с
небольшой группой детей из трех-четырех человек.
Редакционная версия занятия и памятка
составлены на основе материалов
Галины КОРНИЛОВОЙ,
инструктора по физическому воспитанию детского
сада № 156 «Румяные щечки» г. Мурманска.
Занятие разработано в рамках
внедрения российского варианта шведской
программы «Азбука АУ» по обучению детей
поведению в экстремальных ситуациях. Работа
осуществляется под руководством научного
консультанта Мурманского ИПКРО Е.Е. Татур.
Помощь в подготовке материалов для публикации
оказывала Л.Щур, старший воспитатель
детского сада
|