Если ты нашел гриб
Грибы — часть природного мира. Знакомство с
ними расширяет кругозор ребенка, открывает новые
возможности общения с окружающим.
Правда, маленькие дети не испытывают столь же
страстной любви к грибной охоте, как некоторые
взрослые: им не нравится долго ходить по лесу и
целенаправленно собирать грибы. Но если во время
прогулки ребенок вдруг наткнется на гриб, такая
находка, безусловно, доставит ему радость,
вызовет любопытство. Однако «общению» с грибами
ребенка нужно учить.
Правила обращения с грибами
1. Нельзя пробовать обнаруженные грибы на
вкус, даже лизать. Они могут оказаться ядовитыми.
2. Незнакомые грибы лучше вообще не брать в
руки. Нужно дождаться взрослого, посоветоваться
с ним: только после этого грибы можно собрать.
3. Не надо грубо вырывать грибы из земли. Это
травмирует грибницу и препятствует появлению
новых грибов. Грибы аккуратно срезают ножиком.
Это особое искусство: срезкой грибов можно
заниматься только в присутствии взрослого, под
его руководством.
4. Нужно учиться различать съедобные и
несъедобные грибы. Но это не значит, что
несъедобные грибы — «плохие», и их нужно сшибать
и топтать ногами. «Плохого» в природе вообще не
бывает. Несъедобный для человека гриб может
оказаться полезным для животных. Кроме того,
любые грибы украшают лес, делают его населенным и
участвуют в круговороте веществ.
5. Если гриб срезан по ошибке (он оказался
червивым, или грибник перепутал его с другим
грибом), лучше его не выбрасывать и не крошить, а
нанизать на веточку. Возможно, им полакомятся
белка, лось или какая-нибудь птица. А если гриб
сгниет, его споры попадут на землю и дадут жизнь
новым грибам.
Несколько советов для взрослых
В домашних условиях со съедобными грибами,
найденными детьми, нужно обязательно что-то
сделать — даже если это один-единственный
грибок: положить в суп, просто сварить, засолить.
Для ребенка это редкий шанс оказаться в роли
«добытчика» и почувствовать «ценность» своей
находки для окружающих.
В условиях детского сада нельзя просто
отобрать у ребенка найденный им гриб со словами:
«Отдай мне! Тебе все равно с ним нечего делать!»
Дети в этом случае сильно обижаются, даже если и
не показывают виду. Хороший гриб они обычно
мечтают подарить маме. Если есть возможность
помочь ребенку засушить гриб, чтобы его можно
было взять с собой в город, нужно это сделать.
ЧИТАЕМ ДЕТЯМ
Загадки о грибах
Из русского фольклора
Маленький,
Удаленький,
Сквозь землю прошел,
Красную шапочку нашел.
Во бору, на яру,
Стоит старичок,
Красный колпачок.
Стоит Антошка
На одной ножке.
Его ищут,
А он не откликается.
Авторские загадки
На полянке, за пеньком
Вы встречались с пареньком?
Еле видно паренька:
Шляпа слишком велика.
Может, эта шляпина
Не его, а папина?
(Е.Новичихин)
Пока дети —
Каждый в берете.
Повзрослели —
Шляпы надели.
(В.Мусатов)
А теперь давайте с вами
В лес поедем за грибами.
Посмотрите-ка, ребята,
Тут — лисички, там — опята,
Ну а это, на полянке,
Ядовитые… что?.. (поганки)
(С.Михалков. Из Асена Босева) |
Под сосною
У тропинки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть,
Но нет ботинка,
Шляпка есть —
Нет головы.
(И.Гамазкова)
Опята
На пеньке живет семья:
Мама, папа, брат и я.
Дом один у нас, а крыша
Есть у каждого своя.
(Н.Пикулева)
Опята
Что за ребятки на пеньках
Столпились тесной кучкой
И держат зонтики в руках,
Застигнутые тучкой?
(В.Мусатов)
Сыроежки
После дождика подружки
Поселились на опушке.
Шляпы разноцветные —
Самые заметные.
(В.Мусатов)
Смотрит дедушка с пенька,
Знает он наверняка:
Быть ему не на пеньке,
А в плетеном кузовке.
(Н.Стожкова) |
Скороговорка
У пеньков опять пять опят.
|