Пляски солнечного зайчика
Летние занятия с детьми на случай
плохой погоды
Если лето не балует солнышком,
приходится это солнышко создавать собственными
усилиями — назло дождику, который стучит по
крыше.
Солнечные зайчики
Коллективная аппликация для
минигруппы детей 3–5 лет
Для работы необходимы: клей, кисточки,
зеркало, фломастеры, большой лист бумаги,
вырезанные из бумаги детали (облака, солнышко,
лучи, земля, трава, кустарник, «солнечные
зайчики»).
Детали заготавливаются заранее. К заготовке
деталей можно привлечь старших детей.
Приготовленные детали выкладываются на
широкий поднос. Дети садятся вокруг небольшого
столика, на котором разложен фоновый лист
будущей аппликации. По ходу рассказа дети
отыскивают упоминающихся персонажей и другие
сказочные атрибуты и раскладывают на листе
бумаги — создают примерную композицию будущей
работы.
Процессом руководит взрослый. Например, кивком
головы приглашает того или иного ребенка
отыскать нужный фрагмент.
Затем детали приклеиваются на фон. Эта работа
заранее распределяется между детьми.
1. Рассказ, сопровождающийся выкладыванием
картины из бумажных заготовок
Это было ранним утром. По небу плавали легкие
пушистые облака. (Дети ищут детали,
изображающие облака.)
Вышло на небо яркое, теплое солнышко(дети ищут
солнышко)исогрело все вокруг своими лучами. (К
солнышку подбираются лучи.) Как только
солнечные лучики коснулись земли, ярче
зазеленела травка.(Дети выкладывают травку.)Запели
в кустах птицы.(Выкладываются кусты, населяются
маленькими птичками.) И по лугу запрыгали
маленькие солнечные зайчики.
Здесь педагог делает паузу.
— Вы когда-нибудь видели солнечных зайчиков? (Ответы
детей.) На что они похожи? (Ответы детей.)
Педагог предлагает детям нарисовать и
вырезать солнечного зайчика. Малышам в вырезании
нужно оказать помощь. Затем солнечные зайчики
тоже выкладываются на общий фон.
2. Выполнение работы
Педагог и дети распределяют между собой детали,
которые каждый будет приклеивать. Последними
приклеиваются солнечные зайчики.
Затем работа выставляется на всеобщее
любование.
Солнышки и тучи
Индивидуальная аппликация для детей
3–5 лет
В ходе работы педагог уточняет с детьми способы
создания выразительных образов. Можно на глазах
у детей вырезать некоторые детали и называть их.
Каждый ребенок работает на своем индивидуальном
листе бумаги.
1. Рассказ, сопровождающийся подбором
деталей для аппликации и показом некоторых
действий
Добрая волшебница посмотрела в окно и увидела
хмурое, затянутое тучами небо.
Педагог показывает, как «рисовать» ножницами
тучи. Дети вырезают тучи и выкладывают их на
панно.
«Как скучно!» — подумала волшебница и решила
сделать день светлым и радостным.
— Что нужно, чтобы день стал светлым и радостным?
— Нужно позвать солнышко!
Дети и педагог вспоминают заклички, с помощью
которых выкликают солнышко.
— Давайте выпустим на небо солнышко. Только
надо его сделать. С чего начнем?
Круг может стать серединкой солнышка, замечают
дети.
— Этого мало. Что еще нужно сделать?
— Лучи.
Дети и педагог обсуждают, как можно сделать
лучи. Педагог показывает разные способы:
нарезать соломкой небольшие кусочки бумаги,
вырезать отдельные тонкие «палочки», сделать
узорчатый венчик и т.д. Дети вырезают серединку
солнышка и лучи. При необходимости педагог
помогает малышам.
— Хотите, чтобы солнышко улыбалось?
— Да!
— Давайте нарисуем ему улыбающееся личико.
Дети дорисовывают солнце.
2. Завершение аппликативной работы
Дети уточняют расположение деталей на листе
бумаги и приклеивают их.
3. Просмотр работ, обсуждение
4. Подвижная игра «Солнышко и тучи»
Все дети делятся на две подгруппы. Одни — тучи,
они становятся в круг и берутся за руки. Другие —
солнечные лучики. Им нужно пробежать сквозь круг
— «пробиться сквозь тучи». Под музыку
дети-лучики бегают, пересекая круг. Дети-тучи
стоят, «открыв» руки-воротца. Внезапно музыка
обрывается. «Тучи» опускают руки — закрывают
воротца. Попавшиеся в круг лучики становятся
«тучами».
Александра САПОЖНИКОВА,
Институт психологии им. Л.С. Выготского РГГУ
|