Столик, накройся!
Время года диктует дизайнеру
Столик накрывает Эльвира Зиганшина,
младший воспитатель детского сада № 9 «Салават
Купере» г. Азнакаево Республики Татарстан.
«Красивая сервировка стола не только
способствует возбуждению аппетита, но и создает
у детей доброжелательный настрой по отношению
друг к другу», — считает Эльвира Нависовна. Поэтому она не
просто стремится эстетично оформить столик, но и
время от времени разнообразить это оформление,
чтобы детям интересно было его рассматривать.
Так для каждого времени года изготовляются
специальные салфетницы.
Зимой стол сервируется в бело-голубых тонах, и
салфетницы украшаются снежинкой. Летом снежинку
сменяют кувшинки из салфеток, а осенью
салфетницы превращаются в грибы.
Такое разнообразие на столиках можно
обеспечить, если освоить искусство создания
объемных фигурок из бумажных треугольничков.
Треугольнички складываются особым образом.
1. Берется лист бумаги (толщиной как бумага для
ксерокса) и складывается пополам вдоль длинной
стороны.
2. Полученный прямоугольник складывается вдвое
и снова разворачивается. Линия сгиба будет
служить ориентиром при дальнейшем складывании.
3. Верхние углы прямоугольника складываются к
центральной вертикали.
4. У
полученной фигуры загибают к себе два уголка,
совмещая одну из сторон каждого треугольника с
нижней стороной большого верхнего треугольника.
5. Затем сгибается на себя вся нижняя часть
фигуры.
6. По образовавшейся линии сгиба складываются
два получившихся треугольника. В результате
должны образоваться кармашки.
7. В получившиеся кармашки можно вставлять
другие таким же образом согнутые фигуры.
Бумажные треугольники с кармашками — это
детали своеобразного бумажного конструктора, из
которого можно «лепить» самые разнообразные
предметы. В детском саду «Салават Купере» многие
воспитатели владеют этим искусством. Вот так
выглядят поделки, созданные Л.Н. Гиззатуллиной,
Л.С. Галлиевой, З.Г. Гайсиной, Л.М. Гарипопой, Э.И.
Ахмадишиной, Э.Н. Зиганшиной.
Поделки используются не только для сервировки
столов, но и для украшения других уголков
интерьера садика.
Изучаем хитрости сервировки стола
Можно обучать детей искусству сервировки
стола, используя дидактические игры, считают
воспитатель Ольга Мамонтова и младший
воспитатель Наталия Маркова из детского
сада № 6 «Сказка» г. Радужный (Югра,
Ханты-Мансийский АО). Если подходить к проблеме
с умом, можно решить сразу несколько
педагогических задач.
Вот пример. Для того чтобы дети усвоили
последовательность и порядок расстановки
столовых предметов, необязательно сразу пускать
в ход настоящую и даже игрушечную посуду. Можно
использовать значки-символы. В ходе игры эти
значки играют роль предметов-заменителей,
которые, в свою очередь, стимулируют развитие
детского воображения.
Можно не спешить сообщать детям, что те или иные
круги будут играть роль определенных тарелок, и
превратить это в задачу: «Представим себе, что
нам нужно продумать расстановку посуды на столе.
Но посуды у нас еще нет. Зато есть вот такие
фигуры. Как вы думаете, что может обозначать эта
фигура? А эта? Почему вы так решили?» Иными
словами, закрепление значения за каждым знаком
надо предоставить детям.
В обучении этикету могут сыграть свою роль
карты и альбомы, в которых изображен порядок
расположения посуды и приборов на столе.
Еще более значимым будет рисование таких карт и
оформление альбомов силами самих детей.
Во-первых, они могут изображать план сервировки
стола с помощью тех же символов, предварительно
продумав их систему. Во-вторых — рисовать
красивые столики, отдельные салфетки и
салфетницы, чашки, блюдца и т.п.
Дежурство — приятная обязанность
Чтобы дети воспринимали дежурство не как
досадную нагрузку, а как увлекательное и
престижное дело, нужно насытить эту деятельность
игровыми моментами, снабдить ее
привлекательными элементами, считают
воспитатель Ирина Щербакова и помощник
воспитателя Елена Евсеева из детского
сада № 5 г. Ахтубинска.
Дежурным по столам выдают яркую, нарядную
форму, состоящую из цветных фартучков и
колпачков.
Шапочки и колпачки висят в специальном «Уголке
дежурного», оформленном под стать самим
костюмам. «Царствует» здесь мастер Поварешкин.
По бокам от изображения мастера — специальные
прозрачные кармашки, куда вставляют фотографии
дежурящих детей.
В обязанности дежурных входит не только
расстановка посуды, но и складывание тканевых
салфеток, а также «обертывание» сухарницы в
цветную тканевую «одежку». Это занятие, полагают
Ирина Юрьевна и Елена Владимировна, не только
развивает представления детей об эстетике быта,
но и способствует развитию мелкой моторики руки.
Ведь складывание, как и завязывание тесемочек, —
серьезная работа для пальчиков.
Перед едой детей приветствует кукла Аппетитик.
Во время приема пищи он занимает достойное место
за тем столом, где едят культурно и с аппетитом.
Если сразу несколько детских «команд»
претендуют на победу, Аппетитик перемещается с
одного столика на другой в порядке установленной
очереди.
Три минутки «познания» перед приемом
пищи
Совсем
чуть-чуть времени перед приемом пищи можно
уделить для того, чтобы сообщить детям какую-то
информацию о продуктах и предметах, занимающих
место на столе. Иногда такое короткое
познавательное сообщение откладывается в памяти
детей лучше, чем материал целого занятия. Если
разнообразить свои вопросы и рассказы и в то же
время увязывать их друг с другом и с предстоящим
приемом пищи, дети узнают и запомнят много
интересного.
Воспитатель: Ребята! Взгляните: на ваших
столиках лежит хлеб. Как называется специальное
приспособление для хранения хлеба в домашних
условиях?
Дети: Хлебница.
Воспитатель: Хлебницей еще называют
специальную емкость, в которой хлеб подают на
стол.
Воспитатель: Ребята, пусть каждый из вас
возьмет кусочек хлеба из хлебницы и отломит от
него корочку. Понюхайте ее. Какой запах у хлеба?
Дети: Вкусный. Приятный. Хлебный.
Воспитатель: Ставить хлеб на стол, выделять
для него центральное место на столе — давний
обычай. Он пришел к нам с тех времен, когда хлеб
был главной пищей людей и главным лакомством.
Воспитатель (показывая детям кусочек
хлеба): Ребята, как называется такой хлеб?
Дети: Дарницкий. Бородинский. Черный.
Воспитатель: И дарницкий, и бородинский, и
столовый хлеб можно назвать одним словом —
черный. Когда-то черный хлеб был главной пищей
людей. Делали его из ржаной муки. А еще был хлеб,
который делали из пшеницы, — белый хлеб. Белый
хлеб пекли по праздникам. Он считался лакомством,
так как был более нежным на вкус и немного
сладковатым.
Воспитатель: Кто сегодня знакомился с меню?
Кто знает, что у нас сегодня будет на второе?
Дети: Макароны по-флотски.
Воспитатель: Я хочу загадать вам загадку.
Какому продукту, лежащему на вашем столе,
макароны приходятся родственниками?
Дети: Суп! Они супу родственники!
Один из детей: Может быть, это хлеб?
Воспитатель: Почему ты так решил?
Ребенок: Мама говорила, макароны — мучные
изделия. И хлеб из муки.
Воспитатель: Совершенно верно. И хлеб, и
макароны делают из муки. Макароны придумали
итальянцы. Это для них не только самое любимое, но
и самое главное блюдо. В тех странах, где привыкли
есть макароны, хлеб к столу могли и не подавать.
Подготовила Ирина ОСИНА
Продолжение следует. |